В финальной части квалификации Льюис Хэмилтон внезапно остановился на выезде с пит-лейн. Команда оперативно решила проблему, но Льюис потерял одну из своих попыток в ключевой момент, а вторую провёл не в оптимальном графике. Вечером руководитель Mercedes Motorsport Тото Вольфф комментировал ситуацию...
Вопрос: Тото, что это была за проблема? Удалось ли ее решить, не опасаетесь ли вы повторения?
Тото Вольфф: Из-за температуры топлива у нас возникли проблемы с топливным насосом. Эти неполадки возникли на обеих машинах, но, к несчастью для Льюиса, он уже выехал из боксов, и нам потребовалось некоторое время, чтобы вернуть его машину.
Вопрос: Вам удалось решить проблему?
Тото Вольфф: Мы определили проблему, и у нас есть для нее решение. Это самая свежая информация, которой я располагаю.
Вопрос: Сломался охладитель топлива?
Тото Вольфф: Здесь довольно короткий круг, и когда у вас мало времени, обычная процедура меняется. Это стало причиной.
Вопрос: Почему вас преследуют проблемы с надежностью?
Тото Вольфф: …особенно если посмотреть на предсезонные тесты, когда мы проехали очень большую дистанцию без особых проблем… Мы полностью выкладываемся, стараемся сделать машину и двигатель максимально эффективными, а в этой ситуации легко выйти за пределы возможностей. Нам надо разобраться, докопаться до сути всех этих проблем, поскольку это начинает немного расстраивать.
Вопрос: Вы удивлены, что Даниэль Риккардо показал свое лучшее время во второй сессии на SuperSoft?
Тото Вольфф: Прежде всего, они завоевали поул, хотя это нелегко, и за это мы любим спорт. Даниэль проехал потрясающий круг и заслужил этот результат. Он использовал любопытную стратегию – кроме Red Bull Racing на нее никто не решился, так что либо они поступили очень мудро, либо нет.
Существует некоторый риск проиграть позицию на старте, поскольку уровень сцепления у SuperSoft не такой высокий, как у UltraSoft, но разница не слишком велика. А дальше всё будет зависеть от их стратегии в гонке. Надо учитывать несколько факторов, в том числе и погоду. Посмотрим.
Вопрос: После столкновения Льюиса и Нико на первом круге в Испании вы сказали, что это неприемлемо. Как вы можете гарантировать, что инцидент не повторится, и какие будут последствия в противном случае?
Тото Вольфф: В 29 гонках у нас не было никаких конфликтов, так что я надеюсь, что в следующих 29 гонках это не повторится. Авария в Барселоне стоила нам 43 очков – это много. Но надо учитывать, что гонщики ведут острую борьбу за победы и титулы.
С 2014 года ситуация кардинально изменилась. Тогда мы испытывали огромный прессинг, стремясь завоевать первый титул. Нам повезло, что два последних года всё складывалось так, как должно. Мы занимаемся спортом и стремимся к максимальным результатам – именно поэтому мы не хотим увидеть это снова. Но этот инцидент расстроил гонщиков не меньше, чем команду.
Вопрос: На первом отрезке Риккардо на SuperSoft проедет больше кругов, чем остальные на UltraSoft?
Тото Вольфф: На тренировках выяснилось, что и UltraSoft изнашивается очень медленно, так что вполне вероятна стратегия с одним пит-стопом. Честно говоря, я не понимаю, почему они решили это сделать.
Вопрос: Большая часть неудач в этом году пока выпадает на долю Льюиса. Нет ли у вас ощущения, что ему становится всё сложнее с этим справляться, а вам – сложнее его контролировать?
Тото Вольфф: Конечно, Льюису пришлось нелегко, и по нему видно, когда был неудачный день. Но, как правило, он сразу же отыгрывается – так было и после Барселоны. Конечно, меньше всего хочется сталкиваться с разочарованием. Конечно, мы расстроены, что неполадки по-прежнему возникают и влияют на результаты.
Вопрос: Вы сказали, что обнаружили проблему. Что вы собираетесь изменить, и будете ли что-то менять? Скорректируете ли вы процедуры или будете просто надеяться на лучшее?
Тото Вольфф: В гонке всё совершенно иначе. Сейчас на топливный насос влияет то, что вы возвращаете в боксы машину горячей после короткого круга.
Вопрос: На стартовой решетке проблема не повторится?
Тото Вольфф: В обычной ситуации – нет. Если проблема действительно в том, что мы определили час назад, когда я ушёл из боксов, то всё должно быть в порядке.
Вопрос: В прошлом году вас опередили в квалификации в Сингапуре, и вы признали, что не добились желаемых результатов. Здесь вы уступили в честной борьбе. Какую роль сыграет этот успех Red Bull Racing в вашей дальнейшей стратегии?
Тото Вольфф: Прежде всего, я концентрируюсь на положительных моментах: здесь мы использовали те выводы, которые сделали из Гран При Сингапура. Это была напряженная борьба. Мы знали, что Red Bull Racing покажет высокие результаты. У них два сильных гонщика, мотивирующих друг друга, команда получила новый мотор, их машины обычно конкурентоспособны в Монако – всё это помогло им нас опередить. Такова ситуация.
Мы всегда говорили, мы не ждём, что доминирование будет продолжаться долго. И мы были готовы к борьбе на этой трассе. Конечно, обидно упустить поул, особенно из-за возникших проблем, но я с нетерпением жду борьбы с Red Bull Racing и с Ferrari. Именно ради этого мы здесь.
Вопрос: После победы Red Bull Racing в Барселоне и поула в Монако их можно считать одним из претендентов на титул?
Тото Вольфф: Ситуация меняется каждый уик-энд. Стоит Ferrari добиться успеха, как их называют претендентом. Затем мы приезжаем в Монако, Red Bull Racing выигрывает поул, и расстановка сил снова меняется. Мне сложно ответить на этот вопрос – мы считаем обе команды серьёзными соперниками. У них есть все необходимые ресурсы. Мы всегда говорили: чем дольше регламент остается стабильным, тем меньшими будут отрывы. В следующем году всё снова изменится.
Вопрос: После всех этих проблем вы можете исключить человеческий фактор в проектировании, сборке и так далее?
Тото Вольфф: Эту машину, силовую установку создали люди. И эти люди выиграли много гонок, завоевали два титула и два Кубка конструкторов. Это лучшие специалисты, которых я хотел бы привлечь.
Сейчас у нас сложный период. Я хочу продолжать так же, как и прежде. Мы ни на кого не показываем пальцем, а стараемся определить причину проблем и избежать их повторения. Это очень важно. В этой ситуации было бы очень легко увеличить прессинг, кого-то наказать и надеяться, что после этого всё заработает – так ничего не получится. Нужно поддерживать команду ещё больше, чем в успешный период.
Вопрос: Недопустимо, что в вашей ситуации возникает столько проблем...
Тото Вольфф: На пит-лейн, в боксах, на базе работает та же команда, которая занималась машиной последние три года. Мы не изменили методику. Жаль, что у нас было очень много проблем, но, в конечном счете, они сделают нас сильнее.
Вопрос: Когда совет директоров одобряет столь серьезный проект в Формуле 1, он анализирует прибыль от инвестиций и сравнивает их с доходом от других сфер, в которые вкладывает деньги. Среди факторов, которые они учитывают – телетрансляции и зрители на трибунах. Сейчас оба этих источника дохода сильно падают. Вчера в Хоккенхайме выразили обеспокоенность недостатком зрителей, в прошлом году в Нюрбургринге вообще не было гонки. Сегодня на трибунах тоже были пустые места. Когда совет директоров откажется от этого проекта в пользу чего-то нового?
Тото Вольфф: Мы находимся в очень сложной ситуации. Сейчас меняются способы получения информации – это электронная революция. С такой проблемой столкнулись все – газеты, аналоговое и бесплатное телевидение… Я сказал бы, что Формула 1 неплохо держится в этой буре. В некоторых странах виден подъем.
Очевидно, что после перехода на платное телевидение мы потеряем часть аудитории. Надо это просчитать. Если действовать рационально и обменять зрителей на доход, станет понятно, что в цифровую эпоху наши показатели серьезно растут, но мы пока не можем это монетизировать. Mercedes – одна из 30 крупнейших спортивных команд в мире в плане вовлеченности в социальные сети, и мы стараемся сосредоточиться на этих каналах.
Конечно, у нас много проблем, и я не удивился, когда увидел полупустые трибуны в квалификации. Мы должны придумать события, которые собирали бы полные трибуны. Некоторые автодромы полностью заполнены, но у них серьезные проблемы с телеаудиторией, и MotoGP – отличный пример. Формула 1 собирает 60-80 миллионов телезрителей, но автодромы не всегда заполнены.
Мне кажется, завтра мы увидим аншлаг – так бывает в Монако. Аудитория, которая может позволить себе эти билеты, как правило, приходит только на гонку. Да, мы должны решать эти проблемы. Формула 1 – хороший и интересный спорт, и мы должны подумать, как его развивать.