Пошел седьмой год, как команда Williams не знает радости побед – её пилоты не поднимались на вершину подиума после Гран При Бразилии 2004 года. Да и остальные ступени пьедестала не видели гонщиков сэра Фрэнка на протяжении уже 42-х Гран При. Что же случилось с одной из самых титулованных команд Формулы 1?
Былые достижения не помогут машине ехать быстрее. Несмотря на уважение соперников и высокую репутацию инженеров, Williams занимает сейчас только шестое место в паддоке по количеству персонала и ресурсов, уступая Red Bull, McLaren, Ferrari, Mercedes и Renault. Если взглянуть на таблицу прошлогоднего Кубка конструкторов – именно эти команды и обошли британцев. Так что тут всё выглядит вполне логично.
При этом в Williams продолжают самостоятельно разрабатывать и производить коробки передач и KERS, от чего отказались конкуренты из Force India, Sauber и Toro Rosso. Коробки, разработанные в Гроуве, отличаются невероятной компактностью, а с точки зрения аэродинамики могут быть названы развитием идей Эдриана Ньюи. В непростой финансовой ситуации эти узлы было бы выгоднее купить у сторонних производителей – но на этот счет у команды есть твердая позиция.
Но если прошлогодняя ситуация, хоть и не очень устраивавшая Williams, всё же может быть признана приемлемой, то о старте нынешнего сезона этого не скажешь при всем желании. 10-е место в Кубке конструкторов – ниже Team Lotus – и всего два финиша, оба за пределами первой десятки. Адам Парр, который на каждодневной основе руководит персоналом Williams, после этапа в Малайзии заявил, что «каждый аспект нашей работы будет подвергнут пересмотру, но мы будем заниматься этим методично, избегая непродуманных импульсивных решений».
Сильные слова, особенно если учесть, что сказаны они были собственной пресс-службе. В другом интервью Парр отметил: «Все 490 сотрудников команды понимают, что сейчас мы находимся не там, где хотелось бы. За пять лет моей работы мы сохранили принципы деятельности, а наш кадровый состав весьма стабилен. Можем ли мы прибавить? Да. Сейчас рано говорить о том, каким будет окончательный план действий, но туда войдут несколько пунктов».
Каких именно? По слухам из паддока, речь может идти о техническом директоре Сэме Майкле. Связан ли неудачный старт сезона с низкой скоростью машины или её недостаточной надежностью – оба вопроса относятся к компетенции британца. Правда, его едва ли ждет отставка: этого не стоит делать в силу нескольких причин – не в последнюю очередь из-за возможности резкого падения котировок акций Williams на бирже.
Майкл, занявший свой пост в 2004 году, с той поры стал одним из самых работящих технических руководителей, и он едва ли долго будет оставаться без работы, покинув Гроув. Потому куда логичнее оставить Сэма в команде, но назначить на позицию пониже. Рубенс Баррикелло, который долгое время работал с Россом Брауном, видит ситуацию следующим образом: «Говоря откровенно, у него больше обязанностей, чем следовало бы. Сэм отличный специалист, и я не сомневаюсь, что он справится с верно поставленной задачей».
Бразилец не стал вдаваться в детали, но можно предположить, что речь идет вовсе не о недостаточном профессионализме подчинённых Майкла, а о не вполне оптимальной организации.
Потому перед Адамом Парром стоит непростая задача – внести необходимые изменения и найти нового технического директора. Дополнительная сложность в том, что среди рядовых сотрудников директор команды пользуется далеко не таким авторитетом, как ему самому хотелось бы.
Одной из задач, которой Парру стоило бы заняться как можно быстрее, является усиление отдела аэродинамики. Причем, как и в случае с техническим директором, речь в первую очередь не о персоне руководителя, которым сейчас является Джон Томлинсон, а о численности персонала и его эффективном использовании.
«Да, – отвечает Адам на вопрос о значимости аэродинамического отдела. – Мы должны что-то предпринять, поскольку было бы наивно говорить, что в этой области мы не в состоянии прибавить. У нашей машины весьма любопытные характеристики, которые являются следствием удачной базовой конструкции и аэродинамики. Достижения нашего конструкторского бюро впечатляют. Они сделали именно то, что требовалось, хотя это очень непросто с точки зрения инженерного дела. Теперь весь вопрос в том, как прибавить ещё. В этой фазе инженерная компания работает методично, опираясь на анализ данных. Это непростая задача, но я думаю, мы отлично представляем, что именно нам нужно делать».
При этом сейчас у Williams есть относительно стабильные финансовые тылы, хотя ради этого команде и пришлось отказаться от услуг Нико Хюлкенберга в пользу другого чемпиона GP2 Пастора Мальдонадо, который – как считается – несколько медленнее немца.
Однако, в любом случае, от Williams ждут быстрых шагов по исправлению сложившейся ситуации. Сложно добиться кардинального улучшения, вдобавок, стоит помнить о том, что резкие и необдуманные шаги могут негативно отразиться на долгосрочной перспективе такого проекта, как гоночная команда. Разумеется, всем хочется вернуться к былым успехам, но важно помнить, что без продуманных решений всё может закончиться прямо противоположным результатом. Многие уже проводят параллели между Williams и Tyrrell, задававшей тон на стыке 60-х и 70-х, но позже утратившей былые позиции и канувшей в небытие.
Между тем, последний титул британцы завоевали в 1997 году, а десятью победами в эпоху сотрудничества с BMW команда обязана в большей степени отличным баварским моторам – даже Патрик Хед признавал это.
Удалось ли Williams окончательно оправиться от потери Эдриана Ньюи, перешедшего в McLaren? Случайно ли, что именно машина 1997 года была последней, построенной для сэра Фрэнка «кудесником воздуха»? Действительно ли команда пробовала вернуть Эдриана, когда он надумал уходить из McLaren? Так это или нет, все это вновь приводит нас к отделу аэродинамики. И именно здесь будут очень полезны деньги венесуэльских нефтяников.
Год назад Рубенс Баррикелло сыграл ключевую роль в прогрессе машины по ходу сезона. Бразилец использовал весь свой опыт, чтобы направить модернизацию шасси FW32 в нужное русло. Заслуги Рубенса отметил даже Патрик Хед, признавший, что у Williams не было столь подкованного в техническом отношении гонщика со времен Деймона Хилла.
«Мне бы хотелось видеть больший прогресс, – признался Баррикелло. – Наши доработки не слишком масштабны. Да и моральный уровень команды не настолько высок, как хотелось бы – потому что мы ожидали более успешного старта сезона, и я здесь не исключение. Моя задача – быть быстрым на трассе и мотивировать членов команды. Но мне бы хотелось, чтобы они тоже работали лучше.
У команды есть все необходимые инструменты, а нынешний сезон для них очень важен. Нам нужно закончить сезон в первой шестерке, и если хорошо поработать – это возможно. McLaren удалось еще до начала первой гонки найти две секунды – это показывает, что сильной команде такое по силам, а Williams я по-прежнему считаю сильной командой.
Когда я пришел сюда год назад, машина совершенствовалась и в итоге стала весьма быстрой. Но в этом году мы должны начать с той точки, где закончили прошлый сезон, и двигаться дальше. Посмотрим, что нам удастся. Пока есть отдельные моменты, которые мы понимаем не до конца».
Понимание сейчас важнее всего, это видно на примере Mercedes. В Формуле 1 важны только результаты на мониторах хронометража – и Адам Парр полон решимости прибавить в сравнении с прошлогодним шестым местом: «Моя задача – добиться прогресса. Мы участвуем в гонках, чтобы побеждать – как и все остальные, – но три последних сезона закончили на восьмом, седьмом и шестом местах. Я хочу сделать очередной шаг, так что пятое место станет хорошим результатом. Позади всего три гонки, впереди длинный сезон, в котором ещё ничего не решено».
Команда оказалась в непростой ситуации – это нужно признать. Но, в отличие от Tyrrell, она может переломить неприятную тенденцию и вновь прибавить. Даже неудачный старт сезона дает повод для оптимизма – достаточно вспомнить, как в Мельбурне Рубенс Баррикелло обгонял одного соперника за другим, пока не столкнулся с Нико Росбергом.
Машина имеет неплохой потенциал, и теперь команде нужно его раскрыть. Сможет ли она сделать это – покажет только время. Но для Формулы 1 будет очень здорово, если Williams вновь будет сильной.