Джеймс Эллисон, глава технического департамента команды Mercedes, с одной стороны, приветствует стремление FIA каким-то образом взять под контроль ситуацию с чрезмерной раскачкой и тряской машин на высоких скоростях, с другой, предвидит, что попытки ввести некий предельный уровень вертикальных колебаний, которым подвержены гонщики – путь проблемный и вряд ли перспективный.
В четверг перед началом канадского гоночного уик-энда командам была разослана техническая директива, где перечислялись меры, которые намерена принять FIA, причём в федерации были готовы приступить к этой работе уже в эту субботу. Но после консультаций с командами было решено отложить введение этих мер, чтобы собрать больше информации.
«В FIA признают, что ситуация неблагополучная, если результаты на круге и здоровье гонщика оказались в жёстком конфликте, – заявил Эллисон в эфире телеканала Sky Sports. – Такое признание можно только приветствовать, и мы теперь попытаемся выбраться из тупиковой ситуации, в которой оказался наш спорт. Безусловно, все мы настроены на максимально конструктивное сотрудничество с FIA.
Но должен признать, что это проблемный путь, если общий подход к ситуации такой: "Мы введём некий критерий, и если вы не будете ему соответствовать, тогда мы вам предпишем внести определённые изменения (в конструкцию машины)".
Если избран именно такой путь, то, как минимум, необходимо, чтобы вся информация, связанная с этим критерием, была в открытом доступе. У всех должен быть доступ к данным, на основе которых он выработан, а также все должны постоянно видеть информацию обо всех замерах, сделанных во всех командах.
Это будет обязательным условием, в противном случае мы окажемся в крайне неприятной ситуации, когда нам будут говорить, что мы должны предпринять, а мы, глядя на машину другой команды, которая тоже подвержена раскачке, будем думать: "А как у них обстоят дела?" При этом нас будут уверять: "Нет-нет, у них всё в порядке".
Всё это должно быть в полной мере прозрачно и открыто, поэтому я считаю, что избран весьма проблемный путь. Но если рассуждать в целом, то Формула 1 должна найти решение всех этих проблем в очень сжатые сроки».
Если Джеймс Эллисон в целом поддерживает вмешательство FIA и сомневается лишь в каких-то деталях подхода федерации, то Кристиан Хорнер считает, что издавать подобные технические директивы без консультаций с экспертами неправильно в принципе.
«Можно понять, что FIA прежде всего тревожит безопасность, но распространять подобные технические директивы без каких-либо консультаций, когда мы готовимся к гоночному уик-энду, – это неправильно, – считает руководитель Red Bull Racing. – Необходимо провести нормальные консультации с экспертами. Решение найти можно. Но давать FIA право предписывать параметры дорожного просвета в задней части машины и влиять на настройки перед гонкой – это просто очень опасно.
А что будет, если по ходу гонки изменится направление ветра? Что произойдёт, если по какой-то причине раскачка усилится, несмотря на заданные параметры? И вообще, что это может быть за критерий, как они собираются что-то измерять? Всё это необходимо обсуждать. Само по себе намерение похвально, но метод выбран неподходящий.
Это слишком сложный способ решения проблемы, тем более, она затрагивает не все команды. Я считаю, что ответственность за поиск решения должна лежать на самих командах. Есть технический регламент, и все должны в равной мере выполнять его требования».
На тренировках в Монреале машины Mercedes были по-прежнему подвержены раскачке, после чего Льюис Хэмилтон заявил, что поведение его W13 становится только хуже.
Когда Эллисона спросили, с какими конструктивными недоработками могут быть связаны проблемы, он признал: «Если бы у нас был ответ, мы бы, конечно, уже нашли решение. Если бы мы знали, где допустили просчёт, мы бы определились с необходимыми мерами, которые позволили бы исправить проблему, и уже сейчас это было бы сделано или мы были бы на пути к этому.
Но мы не предвидели, что появятся проблемы с раскачкой. В целом мы с ней разобрались, но задние колёса нашей машины по-прежнему плохо держат трассу, и у W13 по-прежнему некомфортные характеристики, что проявляется в процессе пилотирования. Все машины нового поколения отличаются жёсткостью подвески и минимальным дорожным просветом, и наша W13 пока не вполне конкурентоспособна.
Но почему так получилось, в полной мере станет понятно лишь с течением времени».