Гран При Канады изобиловал событиями, Джеймс Аллен, британский эксперт и комментатор, вновь предлагает свой анализ гонки, подготовленный на основе инсайдерской информации, полученной от команд после финиша...
Джеймс Аллен: "Едва ли кто-то станет спорить, что Гран При Канады в нынешнем сезоне стал абсолютно классической гонкой. Мы увидели всё: отличные поединки, машину безопасности, дождь, столкновения и некоторые весьма смелые тактические решения, принятые при очень малом количестве информации, имеющейся в распоряжении.
Воскресенье действительно проверило способности тех, кто занимается тактикой, что и подарило нам яркую гонку. Дженсон Баттон выиграл, несмотря на штрафной проезд через боксы, пять пит-стопов, два столкновения и целый круг с проколотой шиной.
Еще более невероятно, что из 70 кругов дистанции только 38 прошли в гоночном режиме. На протяжении ещё 32-х гонщики следовали за автомобилем безопасности. На 40-м круге Баттон был последним. Как же ему удалось выиграть? Ответ – благодаря тактике, отличной скорости и обгонам. Пилот и его инженеры добились того, чтобы ситуация обернулась в их пользу
Гонка Баттона под микроскопом
Чтобы понять, что же сделал в этот день Дженсон Баттон, мы должны начать с принятого McLaren решения использовать на его машине аэродинамическую конфигурацию с высоким уровнем прижимной силы – в частности, использовалось большое заднее антикрыло. Хотя у него и не было ощутимого преимущества в скорости над соперниками на сырой трассе, прижимная сила и хороший баланс помогли на том отрезке гонки, когда пилот использовал промежуточную резину.
Именно в это время он добился наибольшего прогресса. Например, занимая на 40-м круге последнюю позицию, к 51-му он вышел на девятое место. Ранний переход на слики тоже принес свои плоды.
Также стоило бы взглянуть на период перед появлением красных флагов – но лишь для академического интереса, поскольку затем гонка была остановлена. Все проблемы Баттона, включая аварии с Хэмилтоном и Алонсо, многочисленные пит-стопы, прокол и проезд через боксы, остались позади к тому моменту, когда на 40-м круге на трассе появилась машина безопасности.
Фактически, в этот момент его гонка началась заново. К тому времени у него был отлично сбалансированный автомобиль на промежуточной резине, его ждал еще один пит-стоп для перехода на слики, можно было пользоваться подвижным крылом для обгонов – и он повел гонку, оставляя позади одного соперника за другим.
Он одним из первых сменил резину на 51-м круге, получив за счет этого ощутимое преимущество. Уэббер проделал то же самое кругом раньше, и уже второй его сектор на сликах показал, что это верный выбор. Баттон, занимавший в тот момент 10-е место, тоже отправился в боксы – после чего сразу же поехал очень быстро. Феттелю к тому времени он уступал 27 секунд.
В Red Bull предпочли действовать осторожно, каждый раз Феттель проводил на трассе по несколько лишних кругов перед заменой шин, чтобы исключить всякий риск и убедиться в правильности принятого тактического решения. Уэббер первым перешел на слики – и для того, чтобы самому претендовать на хороший результат, а также дать команде возможность получать информацию и выбрать подходящий момент для пит-стопа Феттеля. Это случилось через два круга после остановки Баттона. После того, как оба пилота продолжили гонку на сликах, расстояние между ними сократилось до 15 секунд, при этом Баттон проходил круги на две секунды быстрее лидера.
Многие болельщики задавались вопросом, смог бы Дженсон победить, если бы не очередной выезд автомобиля безопасности на 59-60 кругах? Феттелю не повезло, регулярные появления судейской машины стоили ему в общей сложности как минимум двадцати секунд, но в последнем случае Баттон занимал четвёртое место и нагонял Себастьяна. До финиша оставалось еще 12 кругов, и он смог бы догнать лидера и без машины безопасности. Также стоит помнить, что Баттон провел свой обгон в ситуации, когда шины его соперника были на два круга свежее.
Предположения о консерватизме директора гонок FIA
Также мы увидели весьма интересную тенденцию. Директор гонок FIA Чарли Уайтинг весьма консервативен в вопросах о том, когда выпускать автомобиль безопасности и как долго ему оставаться на трассе. Также он инструктирует участников, что они должны использовать дождевые шины в момент рестарта гонки после ее приостановки. Кажется, он опасается риска куда больше, чем в прошлые годы – и теперь это фундаментальный фактор, который не может не влиять на тактику.
Мы видели, что некоторые команды – скажем, Lotus Renault или Sauber – предвидели этот консерватизм. На 20-м круге они верно предположили, что сильный дождь приведет не просто к появлению на трассе машины безопасности, но и к остановке гонки. В большинстве команд в этот момент решили поставить свежий комплект дождевых шин, однако Lotus Renault и Sauber не стали приглашать пилотов в боксы. Также поступили в Force India с ди Рестой, а Сутила и вовсе оставили на промежуточной резине! Когда в скором времени появились красные флаги, такой шаг оправдался.
Хотя пит-стоп позади машины безопасности отнял у соперников всего 14 секунд, они все равно проиграли позиции, а затем Чарли Уайтинг решил, что рестарт все проведут на дождевой резине. Это позволило Хайдфельду подняться с шестого места на четвёртое, ди Реста переместился с девятого на шестое, Сутил – с 17-го на 13-е. Кобаяши мог только улыбаться, глядя на Алонсо, Росберга и Шумахера, которые были впереди, затем отправились в боксы за промежуточной резиной, а после усиления дождя осознали свою ошибку. Это позволило японцу подняться на второе место, а свежую резину он получил прямо на решетке – согласно правилам о приостановке гонки.
Надо отметить, что Sauber и Кобаяши в последние два года уже не раз использовали очень верные тактические решения. Японец не только умеет красиво обгонять, но и кое-чего стоит в плане гоночной тактики".
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com