Идея Берни Экклстоуна и президента FIA Жана Тодта предложить Формуле 1 альтернативные двигатели, относительно доступные и более простые, чем современные гибридные силовые установки, вызвала у участников чемпионата мира противоречивые реакции. О том, как могут развиваться дальнейшие события, рассуждает известный немецкий журналист Михаэль Шмидт, эксперт издания Auto Motor und Sport.
Идея введения альтернативных двигателей грозит расколом Формуле 1. Red Bull, Toro Rosso и Manor её поддерживают, позиция Force India не ясна, Lotus F1, если Renault всё-таки откажется от планов покупки команды, может перейти в лагерь сторонников этой идеи, но все остальные категорически против.
Сначала команды отнеслись к этому предложению, как к первоапрельской шутке, но Ники Лауда прокомментировал в Мехико: «Берни и Жан решительно настроены его реализовать». Экклстоун действительно намерен бороться за идею более доступного двигателя. Не только потому, что его появление ослабит влияние заводских команд и автоконцернов, за ними стоящих, и не только потому, что таким образом он возвращает себе прежнюю власть. Гибридные технологии не нравились ему с самого начала.
Жан Тодт рассматривает эту идею скорее как возможность снизить расходы независимых команд. Он уже предложил производителям силовых установок: если они снизят цену на свою продукцию до 12 млн. евро, то технический регламент на двигатели останется неизменным до 2025 года.
Пока об альтернативном двигателе известно немного, разве что он будет разработан на базе мотора, который используется в серии IndyCar. Т.е. это силовой агрегат V6 рабочим объёмом 2,2 литра, углом развала цилиндров 90 градусов, диаметром цилиндров 95 мм и максимальным давлением впрыска 200 бар.
Скорость вращения коленчатого вала ограничена 12000 об/мин, давление наддува – 1,6 бар, и это на трассах дорожного типа, на овалах оно ниже. В самой мощной конфигурации турбодвигатель Chevrolet V6, разработанный компанией Ilmor, выдаёт только 710 л.с. Этого явно недостаточно по сравнению с современными гибридными монстрами.
Мотор, применяемый в IndyCar, весит 112,5 кг, что на 37,5 кг меньше, чем силовая установка Mercedes вместе с ERS, батареей и управляющей электроникой. Кроме того, такой мотор потребляет больше топлива. Чтобы преодолеть дистанцию, сравнимую с дистанцией Гран При, ему потребуется 182 литра метанола – это порядка 135 кг. По мнению экспертов FIA, скорее это будет 140 кг бензина, который, кстати, эффективнее метанола, но при повышении мощности эта разница нивелируется, так что объём топливных баков потребуется увеличить.
В любом случае, появление в Формуле 1 двух классов машин никого не устраивает, хотя не все готовы в этом признаться. С другой стороны, даже самые ярые приверженцы гибридных технологий периодически сетуют, что действующий технический регламент тоже далёк от совершенства, а сами технологии дорогие и слишком сложные. Но если снять ограничения на модернизацию силовых установок, это обойдётся ещё дороже. К тому же, болельщики восприняли переход на эти двигатели далеко не так, как хотелось бы FIA. В общем, можно сказать, что образовался заколдованный круг.
Таким образом, есть вероятность, что федерация разрубит этот гордиев узел за счёт того, что к 2017-му или 2018 году будет создан совершенно новый технический регламент на двигатели. Гибридные силовые установки должны стать дешевле, звучать громче, требовать меньшего вмешательства со стороны команды, и у гонщика должно появиться больше возможностей для обгонов. А компромиссным решением по альтернативным моторам может стать появление двигателя V6 или V8 с двумя турбинами и мощной системой KERS – и все это должно стоить не более 8 млн. евро.