Точные сведения о колёсной базе машин, т.е. расстоянии между передней и задней осью – один из секретов, которые команды Формулы 1 тщательно охраняют, но современные цифровые технологии фотоанализа позволяют получить такие данные. Немецкое издание Auto Motor und Sport обратилось к экспертам в этой области, и результаты их исследований были опубликованы и прокомментированы.
Дебаты по поводу длины колёсной базы начались прошлой осенью. FIA попросила команды предоставить эту информацию, поскольку важно было убедиться, что новые машины будут помещаться на измерительной платформе, которая используется при проведении технической инспекции перед каждым гоночным уик-эндом.
Ходили слухи, что то ли в Mercedes, то ли в Red Bull, то ли в McLaren строят машину, которая будет длиннее этой платформы. Как-то раз Себастьян Феттель даже пошутил: «Поделитесь, если знаете, какая из команд строит автобус». Спустя четыре месяца стало понятно, что самая длинная колёсная база – у машины Mercedes.
Это настолько заметно, что никаких особых замеров проводить не нужно. Впрочем, по сравнению с прошлым сезоном увеличилась колёсная база также у шасси Force India, Red Bull, Ferrari, HaasF1 и McLaren. В Toro Rosso, Renault, Williams и Sauber пошли по другому пути, несколько укоротив базу.
Впрочем, шасси с колёсной базой короче 3,5 м в 2017 году нет ни у кого, хотя пару лет назад было пять таких машин. Но что даёт более длинная база? Если делать длиннее переднюю часть машины, это даёт больше возможностей для манёвра при размещении дефлекторов между передними колёсами и боковыми понтонами. Если удлинять заднюю часть, можно добиться, что днище машины будет работать более эффективно и генерировать больше прижимной силы.
Итак, колёсная база Mercedes достигает 3760 мм, это на 260 мм больше, чем в прошлом году. У W08 стала длиннее и передняя, и задняя часть. Но чтобы машина в целом не удлинилась и не вырос её вес, главный конструктор Mercedes AMG Альдо Коста придумал хитрое решение, воплощённое в системах рулевого управления и передней подвески: треугольные рычаги и рулевые тяги немного развёрнуты вперед, это заметно, если смотреть на машину сверху.
На втором месте по длине колёсной базы – Force India с результатом 3691 мм, а самая короткая база оказалась у Williams FW40 – 3545 мм, это на 44 мм короче, чем у машины 2016 года.
Чтобы лучше понимать эволюцию машин Формулы 1, стоит обратиться к истории вопроса. В 1975 году Ники Лауда выиграл чемпионат мира на Ferrari 312T с колёсной базой, равной 2518 мм. Знаменитая McLaren MP4/4, на которой Ален Прост и Айртон Сенна в 1988-м одержали 15 побед в 16 Гран При, была ненамного длиннее, её база составляла 2875 мм. У Benetton B195 Михаэля Шумахера была база 2880 мм, но свой седьмой титул он добыл за рулём Ferrari F2004 с колёсной базой 3063 мм. А первая чемпионская машина Себастьяна Феттеля, Red Bull RB6 в 2010-м с базой 3296 мм была уже явно длиннее.
Эксперты Auto Motor und Sport замерили не только длину машин, но и их дорожный просвет как под передней осью, так и под задней, что позволило определить угол продольного наклона корпуса. Выяснилось, что у Mercedes угол минимальный, но самый заметный он уже не у машины Red Bull, как было раньше, а у Force India, и равен 2,1 градуса. Впрочем, на тестах в разные дни Red Bull и Toro Rosso экспериментировали с клиренсом, поэтому не исключено, что с началом сезона что-то может измениться.