История этапа
Строительство "Monza Autodrome" началось в январе 1922 года. Миланский Автомобильный клуб решил отпраздновать свое 25-летие масштабным строительством собственной трассы. Деньги нашлись быстро, несколько небольших итальянских компаний подали пример и вскоре в строительство стали вкладывать деньги серьезные автомобильные фирмы. Кроме того проведенный годом раньше "Гран-при Италии", проведенный на плохо подготовленной трассе "Montichiari" запомнился отличной гонкой при плохой организации. Организаторы просто не понимали, что от них требуется. Италии был нужен новый автодром и его строительство не стали откладывать в долгий ящик.
Было рассмотрено несколько проектов, сначала трассу хотели построить близ местечка "Gallarate", сейчас там находится международный аэропорт, потом в предместьях Милана. Окончательный выбор пал на парк в Монце, рельеф которого полностью устроил инвесторов, инженеров и строителей. Тут же была учреждена компания по поддержке строительства - S.I.A.S (Societa Incremento Automobilismo e Sport) с полностью частным капиталом, а архитектором трассы стал Альфредо Роселли. Первоначальный проект включал в себя трек длиной 14 километров, его стоимость оценивалась в 6 миллионов лир. Уже через месяц, в феврале 1922 года символический "первый камень" был заложен руководителями Миланского Автомобильного клуба и работа закипела.
Некоторые трудности с экологами, подавшими протест против нарушения "художественной и монументальной целостности парка", был урегулирован до конца апреля, но при этом организаторам пришлось пойти на некоторые уступки. Трасса стала короче на четыре километра, общая площадь строительства сократилась до 340 гектар. 15 мая работы начались и к 15 августа должны были быть завершены. При строительстве были использованы три с половиной тысячи рабочих, 200 фургонов, 30 грузовиков и специально построенная железнодорожная ветка, длиной в пять километров. За рекордный срок в 110 дней трасса была полностью готова к гонкам. "Monza Autodrome" включала в себя 4,5 километровый изгиб прямой, два комплекса быстрых поворотов (расчетная скорость по тем временам - 180-190 км/ч), связанных двумя прямыми по 1070 метров и поворот с меняющимся радиусом. Публику решили расположить на двух участках - главный вмещал в себя 3000 зрителей, а шесть дополнительных - по 1000 человек. Официальное открытие состоялось в дождливый день 3 сентября 1922 года, важность события отмечала фигура премьер-министра. Победителем прошедшей в тот же день гонки стал Пьетро Бордино на "Fiat 501".
В 1928 году произошла самая серьезная авария в истории итальянского автоспорта - пилот Эмилио Матерасси врезался в трибуну, погиб сам и погубил 27 зрителей. "Гран-при Италии" решили временно проводить на небольшом участке трассе - от первоначального варианта оставили лишь 4,5 километровый изгиб прямой и несколько поворотов.
Во время войны трасса "Monza Autodrome" использовалась не по назначению - сначала сюда вывезли архив, затем животных из Миланского зоопарка. Покрытие было окончательно разрушено танковым парадом 1945 года, а боксы и трибуны - еще раньше.
В начале 1948 года Миланский автомобильный клуб принял решение восстановить трассу и снова в рекордные сроки, меньше чем за два месяца трек был готов принять гонщиков. 17 октября "Гран-при Италии" выиграл французский гонщик Вимиль на "Alfa Ромео 158", а через неделю здесь финишировал чемпионат мотогонщиков.
Альберто Аскари. Монца. 1950-й год.
В 1955 году строители снова вернулись на трассу, но на этот раз работы предстояли более кардинальные. Возросшие скорости и требования безопасности не сочетались с насыпным фундаментом, нужно было класть бетонный фундамент. Длину уменьшили до 4,250 километров и построили несколько новых участков - кривую с увеличивающимся радиусом назвали "Параболикой", а две новых "кривых прямых" позволяли достичь расчетной скорости в 285 км/ч. Вместе с тем модернизировали и десятикилометровый вариант, так что всевозможные гоночные чемпионаты могли выбирать из двух трасс более подходящую. Правда в 1961 году, после страшной аварии длинную трассу закрыли для одноместных машин навсегда. При входе в "Параболику" Вольфганг фон Трипс на "Феррари" не удержал траекторию и врезался в трибуну. Гонщик и 11 зрителей погибли. Организаторы решили установить железный забор, но во время свободных заездов перед "Гран-при Италии", 5 сентября 1970 года не выдержал и он. На "Лотусе 72" Йохена Ринтда отказали тормоза в той же "Параболике", машина пробила слабое основание заграждения и гонщик погиб. Ровно тридцать лет назад.
Сегодняшние действия ФИА по снижению скорости - не новинка в мире "Формулы-1". Если трассу в Монце строили в расчете на рекордную скорость, то теперь перед организаторами стояла задача эту скорость ограничить. И с 1970 года конструкторы и строители вступили в необъявленное сражение. Трассу перекраивают, что бы снизить скорость, конструкторы машин изобретают что-то, чтобы ее повысить. Список страшных аварий все увеличивался и увеличивался.
Разбитый "Lotus/Ford" Ронни Петерсона. Монца. 1978 год.
Швед Ронни Петерсон был одним из специалистов по трассе в Монце. Он побеждал здесь трижды - в 1973, 1974 и 1976 году. Во время старта "Гран-при Италии" 1978 года он попал в тяжелую аварию, сломал обе ноги и был доставлен в городской госпиталь, где вскоре умер. Чемпионом стал его партнер по команде.
Трудно представить, а тем более описать все модификации трассы в период с 1970 по 1990-й год. Строились новые шиканы, которые отлично выглядели на бумаге, но совсем не подходили к гонкам. Шиканы сносились и строились новые. Впрочем это будет всегда.
Новый комплекс боксов, построенный в начале 90-х годов и система "быстрой безопасности" делают автодром в Монце одной из самых оборудованных трасс чемпионата. Итальянцы говорят о нем только в превосходной степени. Материал, из которого сделаны стены боксов может сопротивляться огню в течении двух часов, пресс-центр вмещает 370 журналистов, кучу независимых офисов и питейных заведений. Вся электроника управляется из единого центра с быстрым интернет каналом и спутниковой связью. На трассе установлен 31 датчик контроля позиции машин, так что малейший инцидент или обгон сразу становится достоянием технических служб команд и прессы.
Особенности настройки
Трасса в Монце очень быстрая и весьма требовательна к технике. Часть поворотов пилоты привычно проходят, заезжая на поребрик, хотя помнится организаторы пытались бороться с этим, установив довольно высокие колышки, об которых побилась половина машин пелетона. В любом случае нагрузка на мотор и подвеску очень приличные. Большинство команд, скорее всего будет использовать один пит-стоп и выберут средний тип резины.
Круг в Монце с Джанкарло Физикеллой
"Пересекая линию "старт-финиш" я разгоняюсь до 350 км/ч перед модифицированным первым поворотом. Тяжелое 100-метровое торможение до первой передачи и 70 км/ч. Перегрузка - 3,5 g. Я остаюсь на первой передаче для второй части шиканы перед разгоном к Curva Grande. Разгон до 330 км/ч и снова тяжелое торможение перед шиканой до второй передачи и 95 км/ч. Короткая прямая на четвертой передаче, 260 км/ч перед "Curva Di Lesmo", который я прохожу на скорости 150 км/ч. Еще один поворот и разгон до шестой передачи и 335 км/ч на прямой перед шиканой "Variante Ascari". Первая часть шиканы - 140 км/ч, вторая - 160 км/ч. Впереди - "Параболика" - 340 км/ч и шестая передача на входе в этот очень важный поворот и 160 км/ч внутри него. Важно не потерять скорость и прямая "старт-финиш" начинает круг снова."