В сложной ситуации особенно нужны хорошие новости. В исторической рубрике за последние 14 лет мы описали почти все Гран При – и готовы рассказать эту историю заново, пока не начался новый сезон – чтобы утро начиналось с хороших историй...
Гонка #1 13 мая 1950 года. Гран При Великобритании. Сильверстоун | |
Поул | Джузеппе Фарина (Alfa Romeo) – 1:50,8 (151,051 км/ч) |
Лучший круг | Джузеппе Фарина (Alfa Romeo) – 1:50,6 (151,324 км/ч) |
Победитель | Джузеппе Фарина (Alfa Romeo) – 2:13,23,6 (146,378 км/ч) |
Ещё до войны национальные автомобильные федерации предлагали новый формат – новую формулу для набирающих популярность гонок Гран При. После вынужденной паузы дело было доведено до конца, и в конце 1949 года недавно созданная FIA объявила о проведении в сезоне 1950 года первого чемпионата мира Формулы А для машин с 4,5-литровыми атмосферными двигателями или 1,5-литровыми наддувными моторами. Дебютный этап прошёл 13 мая на бывшем аэродроме тяжелых бомбардировщиков Сильверстоун, что к северо-западу от Лондона. Именно тогда родились гонки, которые сейчас известны, как Формула 1.
Среди ста тысяч зрителей, преодолевших грандиозные пробки по пути на трассу, были и Его величество король Георг IV, королева Елизавета и члены их семьи. Ко всеобщему расстройству, их землякам в этот раз отличиться не удалось.
На трассе доминировали итальянские Alfa Romeo 158, которые еще в конце 30-х создал конструктор Джоакино Коломбо. Красные машины заняли все четыре места на первом стартовом ряду, оставив позади французские Talbot-Lago, британские ERA и Alta и своих извечных соперников из Maserati. Энцо Феррари решил в той гонке не участвовать – новая Ferrari 375 не была готова.
Уже первые круги гонки показали, что заводские пилоты Альфы будут бороться только между собой. Три великих «Фа» - Джузеппе Фарина, Луиджи Фаджиоли и Хуан-Мануэль Фанхио – все дальше уходили в отрыв. Но незадолго до финиша аргентинец зацепил один из тюков с соломой, ограждавших трассу, повредил радиатор и вскоре сошел из-за перегрева двигателя. Не добрался до финиша и быстрейший из соперников Alfa Romeo – сиамский принц Бира на Maserati 4CLT-50 выбыл из борьбы из-за поломки топливного насоса.
В итоге через два с четвертью часа или 325 километров после старта первым отмашку клетчатого флага получил Фарина, всего 2,5 секунды уступил итальянцу Фаджиоли, а единственной радостью для британцев стало третье место их земляка Рега Парнелла, также выступавшего на Alfa Romeo. Оставшиеся очки получили гонщики Talbot Lago Ив Жиро-Кабанту и Луи Розье – но оба отстали от победителя на два круга.
Из участников той гонки в живых никого не осталось. Последним ушёл Тони Рольт. Давно остались в гоночной истории знаменитые марки 50-х, соломенные тюки на обочинах и 4,5-литровые моторы. Суммы, которые автогиганты тратят на содержание команд, сравнимы с бюджетом некоторых стран. Но никогда нельзя забывать, что начиналось все именно тогда, в далеком мае 1950-го…
В это время слушали...
До 1952 года официальных хит-парадов в Великобритании не проводилось - тиражи распроданных пластинок еще не научились подсчитывать. Но легендарное Radio Luxemburg, опираясь на данные о продажах нот – да-да, не удивляйтесь! – составляло свой Top 20. В 1950-м, когда родилась Формула 1, он выглядел так: Январь Ink Spots – американский вокальный коллектив, состоявший из чернокожих исполнителей. Anton Karas – австрийский музыкант, виртуозно владевший цитрой. Написал музыку для шпионского фильма «Третий человек», которая стала безумно популярной и принесла Карасу поистине всемирную славу. Февраль Dinah Shore – американская певица, потомок еврейских эмигрантов из России. Март Teresa Brewer – белая американка, исполнявшая эстрадные и джазовые песенки. Была очень популярна в 50-е годы и ушла из жизни совсем недавно, в октябре 2007-го. Апрель Eve Young & The Homesteaders – Ив Янг: американская певица, выступавшая с аккомпанирующим составом, позже взявшая псевдоним Карен Чандлер Billy Eckstine – американский темнокожий певец эпохи свинга, чья слава началась еще в 30-е и продолжалась едва ли не до начала 90-х годов прошлого века. |
В это время в новостях...
09/01/50 - В США сенатор Джозеф Маккарти утверждает, что в госдепе работает немало коммунистов: начинается период маккартизма, период «охоты на ведьм», за который нормальным американцам до сих пор стыдно. Достаточно вспомнить очень неплохой фильм Джорджа Клуни «Спокойной ночи и удачи», вышедший совсем недавно, в 2005 году. 12/01/50 - В СССР вновь вводится смертная казнь, отмененная в 1947 году. Высшая мера практиковалась в нашей стране последующие без малого полвека – пока Президент России Борис Ельцин в 1996 году не подписал указ «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы». Но дискуссии на эту тему не прекращаются и по сей день. 13/01/50 - Совет Безопасности ООН отвергает требование СССР исключить из ООН представителей китайских националистов (остров Формоза, ныне Тайвань). В ответ советская делегация бойкотирует заседания ООН. 26/01/50 - Провозглашение Республики Индия. 08/03/50 - Маршал Ворошилов объявляет о том, что у СССР есть атомная бомба. 13/05/50 - В Сильверстоуне проходит первый Гран При Формулы 1 25/06/50 - Войска Северной Кореи вторгаются в Южную Корею. Одновременное вторжение южнокорейских войск на территорию КНДР. 27/06/50 - Совет безопасности ООН принимает резолюцию с призывом к странам-участницам ООН оказать помощь Южной Корее в отражении агрессии с Севера. Фактически это начало интервенции США в Корее. 21/10/50 - После капитуляции тибетской армии китайские войска оккупируют Тибет. 26/11/50 - Китайские войска вступают в войну на стороне Северной Кореи и вынуждают вооруженные силы ООН отступать в южном направлении. 30/11/50 - Выступление президента США Трумэна с угрозой применения атомного оружия в Корее. |
Проект F1News. Текст: Александр Кабановский. Историческая справка: Андрей Лось