В тени горящей башни...
Несмотря на то, что бельгийскую гонку в разное время принимали три автодрома, для всех болельщиков она является синонимом славного имени Спа. Небольшой городок, приютившийся в лесах арденнских предгорий, известен всему миру – его название по легенде происходит от слова «Спасибо», сказанного российским императором Петром I местным жителям за отменную минеральную воду; сам он дал название целой индустрии купаний, ну а для поклонников скорости название Спа – равно как О'Руж, Бланшимон, Ставело или Мальмеди – ласкают слух и вызывают множество приятных воспоминаний.
Одно из них, не сомневаемся, у многих датируется 2000 годом. В тот самый день, когда в Москве полыхала Останкинская башня, в далекой Бельгии разыгрывался 13-й этап чемпионата мира. К тому моменту трех лидеров – Мику Хаккинена и Дэвида Култхарда из McLaren и представителя Ferrari Михаэля Шумахера – разделяли всего шесть очков. Финн смог оправиться после неудачного старта сезона и благодаря серии летних успехов и отменным качествам своего MP4-15 вышел в лидеры чемпионата, явно намереваясь завоевать третий кряду титул.
Выиграв квалификацию Гран При Бельгии, Мика возглавил гонку, старт которой по случаю дождя давался позади машины безопасности. Шумахер поначалу шел четвертым, но уже в начале пятого круга переместился на второе место, когда не поделили дорогу два героя квалификации: Jordan Ярно Трулли и Williams юного Дженсона Баттона столкнулись в шпильке La Source. Тем временем из-за облаков выглянуло солнышко, и пилотам настало время менять шины на псевдослик. Култхард сделал это позже, чем надо – и откатился далеко назад. А вот у двух лидеров все складывалось неплохо.
Когда трасса высохла, оказалось, что Ferrari выглядит чуть быстрее McLaren. Михаэль понемногу выбирал отрыв, а когда Мика, задев бордюр в Stavelot, едва не потерял контроль над машиной и вынужден был резко сбросить скорость – и вовсе вышел вперед. На середине дистанции обоих ждал плановый пит-стоп, и поскольку нового дождя не предвиделось, в обеих командах не только сменили шины и заправили баки, но и изменили аэродинамические настройки. Вернувшись на трассу, Хаккинен вновь получил преимущество в скорости.
О том, как умеет защищать свою позицию Михаэль Шумахер, хорошо известно. Даже уступая в скорости, он ни в какую не хотел расставаться с первой позицией. Особенно тяжело немцу приходилось в конце длинной прямой перед поворотом Les Combes, где на скорости хорошо за 300 км/ч McLaren и Ferrari несколько раз едва не столкнулись. До финиша оставалось все меньше кругов, но Хаккинен по-прежнему никак не мог одолеть немца.
Финну помог случай. Когда лидеры в очередной раз разгонялись на подъеме Kemmel, впереди появился отстающий на круг BAR бразильца Рикардо Зонты. Тот посчитал, что ширины трассы вполне достаточно для обгона, и потому не стал снижать скорости и прижиматься к обочине. Шумахер начал опережать Зонту слева, а Мика в ту же секунду дернул руль вправо – и на торможении оказался в более выгодной ситуации. Поклонникам Михаэля оставалось лишь скрежетать зубами – гонка была проиграна, и теперь их кумир уступал в чемпионате пилотов уже весьма неприятные шесть очков. Ну а фанаты Хаккинены ликовали – подобной красоты маневры не забываются никогда.
Третьим в тот день в Спа финишировал Ральф Шумахер из Williams, но проиграл он более полуминуты. Култхард к клетчатому флагу сумел пробиться из конца первой десятки на четвертое место, а оставшиеся очки достались Баттону и Хайнцу-Харальду Френтцену (Jordan).
…И еще 10 гонок, оставивших след в истории:
1925 – Вдохновленные гонкой «24 часа Ле-Мана» 1923 года, бельгийцы решили организовать у себя что-то подобное. Для этого выбрали живописное местечко неподалеку от Льежа, которое местные энтузиасты присмотрели еще в конце XIX века! Суточные соревнования прошли в Спа в 24-м, в годом позже состоялся и первый национальный Гран При. Его выиграл Антонио Аскари на Alfa Romeo.
1928 – В 1928 году Гран При Бельгии не проводился. Но обойти эту дату мы не можем – именно тогда победителем «24 часов Спа» вышел экипаж итальянца Атилио Мариноне и гвардейского офицера Бориса Ивановского, живущего после октябрьского переворота во Франции. То была одна из самых первых и ярких страниц в истории отечественного автоспорта. Более того, три года спустя победителем той же суточной гонки стал еще один российский эмигрант, князь Дмитрий Джорджадзе.
1939 – Тревожным летом 39-го в Спа был неудержим лучший британский гонщик довоенной поры Дик Симен. Пилот, принятый в состав команды Mercedes по личному распоряжению Адольфа Гитлера, мчался к победе, но из-за ошибки на сыром асфальте вылетел с трассы и протаранил дерево. Машина вспыхнула. Один из зрителей, бесстрашный бельгийский солдат, шагнул в пламя и вытащил пилота, но спасти его жизнь, увы, не удалось. Гонку выиграл напарник Симена Херманн Ланг.
1962 – Дебютный Lotus 25 с кузовом-монококом принес победу на 16-километровом кольце, проложенном по обычным дорогам, шотландцу Джиму Кларку. Несмотря на проблемы в квалификации и лишь 12-ю позицию на старте, пилот команды Колина Чепмена легко разобрался с соперниками. Третьим в тот день финишировал Фил Хилл.
1982 – Самая трагическая страница в истории Гран При Бельгии. Старое кольцо уже не отвечало стандартам безопасности и гонки почти на десятилетие перебрались во фламандский Зольдер. Там-то на квалификации и произошла трагическая авария, в результате которой мир Формулы 1 потерял одного из лучших и самых любимых своих сынов – Жиля Вильнева.
1985 – Возвращение в Спа вышло своеобразным. Новая секция трассы, построенная к гонке 1983 года, приглянулась всем. А вот «авангардный» асфальт, уложенный в 85-м, начал крошиться под колесами – и пилоты отказались выходить на старт. Поэтому майский этап пришлось прервать и перенести на сентябрь. Сильнейшим, под периодически моросящим дождем, в итоге стал Айртон Сенна.
1991 – Дебют Михаэля Шумахера в Формуле 1 хоть и получился коротким – немец проехал в гонке всего один поворот – но наделал шума в паддоке. За будущую звезду разгорелась нешуточная схватка, победителем из которой вышел босс Benetton Флавио Бриаторе. Ну а на вершину подиума в Спа вновь поднялся Айртон Сенна, для которого этот успех в Гран При Бельгии стал уже пятым по счету.
1992 – Ровно через год после первого визита в Арденны Михаэль открыл здесь счет своим победам в Больших Призах. Вовремя заметив, что трасса уже достаточно просохла после моросившего дождика, немец раньше соперников решил переобуться в слики и не прогадал. На финише преимущество Шумахера над уже завоевавшим титул Найджелом Мэнселлом составило без малого 40 секунд.
1995 – Противоборство претендентов на чемпионский титул – Михаэля Шумахера и Дэймона Хилла – достигло наивысшей точки. В сложных погодных условиях соперники боролись колесо в колесо, и хотя Williams британца технически превосходил Benetton немецкого пилота, мастерство дождевого пилотажа и верная тактика гонки склонили чашу весов в пользу Шумахера.
1998 – Еще одна гонка под аккомпанемент падающих капель могла позволить Михаэлю Шумахеру включиться в чемпионскую гонку – ведь его главный соперник Мика Хаккинен из McLaren выбыл из борьбы еще на старте. Но лидер Ferrari при обгоне на круг налетел на напарника финна, Дэвида Култхарда. Также Гран При 1998 года запомнился огромным стартовым завалом, где пострадали 17 машин.
Текст: Александр Кабановский