Участники: Кими Райкконен (Ferrari), Льюис Хэмилтон (Mercedes), Фернандо Алонсо (McLaren), Даниил Квят (Red Bull Racing), Макс Ферстаппен (Toro Rosso), Уилл Стивенс (Manor)
Вопрос: Кими, начнем с вас. В Спа вы всегда выступали успешно, одержали четыре победы, а вчера был подтвержден ваш контракт с Ferrari на 2016-й. Учитывая прогресс команды и ваш уровень выступлений, чего вы планируете добиться?
Кими Райкконен: Цель остаётся прежней – сработать настолько успешно, насколько возможно, надеюсь, в следующем сезоне смогу побороться за титул. Уверен, мы сможем построить ещё более быструю машину. Команда работает, как единое целое, у нас отличная атмосфера – я счастлив остаться в Ferrari, но мы должны как можно лучше провести вторую половину сезона, добиться максимума с тем, что есть, и подготовиться к 2016-му.
Вопрос: После победы в Венгрии – перед летним перерывом – Себастьян Феттель выразил вам поддержку. Что она значила для вас?
Кими Райкконен: Я давно знаю Себастьяна, у нас хорошие отношения. Не знаю, правда, что конкретно он имел в виду – в последнее время я не читал газет. Я тоже говорю ему, когда он выступает здорово – у нас взаимное уважение, мне приятно слышать от него подобное. Да, мы соперничаем в гонках, но остаёмся друзьями, как прежде – это хорошо и для команды, поскольку мы можем работать совместно.
Вопрос: Спасибо! Льюис, здесь вы дважды стартовали с поула и одержали одну победу. Вы сказали, что выступление в Венгрии не соответствовало вашим ожиданиям, но там вы все-таки смогли увеличить преимущество в личном зачете. Позволяет ли это чувствовать, что, возможно, это все-таки ваш год?
Льюис Хэмилтон: Определенно, нет. Разве что усилия команды и наш прогресс позволяют мне рассчитывать на то, что год сложится в нашу пользу. В остальном нужно сохранять концентрацию, нельзя выиграть всё подряд.
Вопрос: Себастьян Феттель уступает вам 42 очка, а в оставшихся гонках их будет разыграно 225. Чувствуете ли вы угрозу с его стороны, или преимущество в квалификациях вселяет уверенность на вторую половину сезона?
Льюис Хэмилтон: Мы выступаем ради побед и нацелены на то, чтобы сохранить лидерство, но прекрасно понимаем, что и соперники выкладываются по максимуму – Ferrari очень сильны. Мы не приезжаем на этап с мыслью о превосходстве – мы знаем, что нас ждёт борьба, потому намерены сделать все, чтобы сработать эффективнее конкурентов.
Вопрос: Благодарю вас! Фернандо, вам, как ни странно, не доводилось побеждать в Спа. Вы выигрывали бельгийский этап в других сериях, но в Формуле 1 – никогда. В Венгрии вы финишировали пятым, обе машины McLaren заработали очки – это подтверждение реального прогресса, или команда просто воспользовалась шансом?
Фернандо Алонсо: И то, и другое. В Венгрии мы выглядели конкурентоспособнее, конфигурация трассы в большей степени подходила машине – кроме того, отыграть позиции помогли сходы соперников. Кажется, у 12 или 13 машин по ходу гонки были проблемы со штрафами или неполадками – это сыграло в нашу пользу.
Вопрос: За время вашей продолжительной карьеры вам довелось выступать в условиях разных версий правил. Насколько изменения в регламенте, вступающие в действие в Спа, изменят работу гонщиков?
Фернандо Алонсо: Не думаю, что изменения принесут значимый эффект. Да, они активно обсуждаются, но сейчас речь идёт лишь об ограничениях на радиообмен между гонщиком и командой. У нас в McLaren не было каких-то особых алгоритмов для установочного круга, так что для нас почти ничего не изменится.
Вопрос: Уилл, в Мировой Серии Renault в Спа вы финишировали на подиуме, и это ваш первый бельгийский этап Формулы 1. Что вы думаете о гонке на исторической трассе, каково гонщику, проводящему свой первый полноценный сезон в Формуле 1, здесь выступать? Думали ли вы о том, что с особым нетерпением ждете этапа в Спа?
Уилл Стивенс: Спа – особенная трасса, все гонщики обожают сюда приезжать. От серии к серии машины едут быстрее, трасса воспринимается острее, потому мне хочется поскорее покинуть боксы и понять, каково это – гоняться здесь за рулём Формулы 1. В Спа я всегда выступал неплохо – посмотрим, что получится.
Вопрос: Расскажите о соперничестве с напарником. Похоже, в предыдущих гонках преимущество было на его стороне…
Уилл Стивенс: Я с начала сезона выступал неплохо, разве что последние несколько гонок сложились не лучшим образом. Я знаю, что у машины есть скорость, и полагаю, что на этой трассе её поведение будет в большей степени соответствовать моим предпочтениям. Уверен, мы сможем успешно начать вторую половину сезона и провести ее уверенно.
Вопрос: Даниил, финишировав вторым в Венгрии, вы показали лучший результат среди россиян, выступавших в Формуле 1. Как отреагировали на это достижение у вас на родине?
Даниил Квят: Да, этап в Венгрии сложился здорово. Мне сложно судить о реакции – я не следил за ней, просто хорошо, что мне и команде удалось добиться подобного в столь непростой сезон. Закончился летний перерыв, мы вернулись к работе и надеемся повторить тот результат – хотя понимаем, что это будет непросто, ведь в Венгрии мы смогли воспользоваться некоторыми обстоятельствами. В любом случае, если появляется шанс, его нельзя упускать.
Вопрос: С этапа в Сильверстоуне Red Bull Racing удалось добиться существенного прогресса, особенно в работе с шасси. Насколько высоко вы оцениваете шансы повторить венгерский результат во второй половине сезона? В каких гонках это возможно?
Даниил Квят: Если получилось один раз, может получиться и дважды – нельзя отступать от цели. Теоретически в Сингапуре мы должны быть конкурентоспособны, но я бы не стал говорить, что команда работает на одну-единственную гонку. Мы должны использовать свои шансы везде, и Сингапур – одна из возможностей. В каждом Гран При может случиться всякое, нужно продолжать выкладываться по максимуму, поскольку каждый этап – это новый шанс.
Вопрос: Тему лучших результатов в карьере продолжим с Максом Ферстаппеном. В Формуле 3 вы трижды побеждали в Спа, а в Венгрии добились своего лучшего результата в Формуле 1, финишировав четвертым. Как это свидетельствует о вашем прогрессе и задачах на сезон?
Макс Ферстаппен: Результат был в какой-то мере неожиданным, но нужно пользоваться ситуацией, когда у соперников возникают проблемы – я был очень рад четвертому месту, особенно после столь непростого начала гонки. Первая половина сезона прошла успешно, но нужно сосредоточиться на домашнем этапе – вряд ли результат будет настолько хорош, как в Венгрии, но кто знает. У нас могут быть неплохие шансы, нужно просто сработать оптимально во всем.
Вопрос: Вам предстоит выступать на одной из сложнейших трасс чемпионата, а как обстоят дела с получением водительских прав?
Макс Ферстаппен: У меня их пока нет, ведь мне пока не исполнилось восемнадцать. Ждать осталось недолго – займусь этим чуть позже.
Вопросы с мест
Вопрос: (Хейкки Культа) Кими, помогает ли вам тот факт, что прессинг по поводу продления контракта остался позади, теперь вам не нужно что-то доказывать?
Кими Райкконен: Мы ставим перед собой те же задачи, что в любой гонке, и вопрос с контрактом не меняет подхода к уик-энду. Надеюсь, результат будет хорошим, а в целом я буду действовать так, как всегда. Хочется верить, обойдется без проблем, а там посмотрим.
Вопрос: (Дэн Натсон) В следующем сезоне инженеры не смогут сообщать гонщикам сведения об износе шин и количестве топлива. Я хотел бы спросить опытного гонщика – Фернандо – и дебютанта Макса, приветствуете ли вы подобные изменения, поскольку с ними роль гонщика возрастает, или же предпочитаете использовать максимум возможностей оптимизировать процесс управления машиной?
Фернандо Алонсо: Не думаю, что это сильно изменит ситуацию… Да, сейчас мы получаем информацию о состоянии шин, топливе и других факторах, но прекрасно понимаем, что происходит с машиной, и знаем, как действовать в случае той или иной проблемы, так что в отсутствии радиообмена сможем сориентироваться по поведению машины, инстинктивно. Да, придется уделять чуть больше внимания тем вещам, в которых мы пока что полагаемся на команду, но это не такой уж вызов. Пожалуй, изменения правильные – работы в кокпите прибавится, и гонщик будет чувствовать себя более значимым.
Макс Ферстаппен: Не думаю, что для меня многое изменится. Всегда пилотируешь на инстинктах и чувствуешь, когда шины начинают терять эффективность – здесь не нужно ждать подсказок от инженера. Ты учишься этому с малых лет, потому не вижу ничего плохого, что радиообмена будет меньше.
Вопрос: (Флавио Ванетти) Кими, вам предстоит провести шестой сезон в Ferrari, с командой вы выиграли титул, одержали немало побед, завоевывали подиумы. Чего вам не хватает?
Кими Райкконен: Мне и команде хочется больше побед. Да, были подъёмы и спады, но я всегда наслаждался своей работой – конечно, в большей степени тогда, когда дела шли удачно. У нас с Ferrari было немало потрясающих моментов, и я рад, что мы продолжим сотрудничество в следующем году. Команда движется в правильном направлении, нам по силам добиться высоких результатов.
Чего мне не хватает? Как я уже говорил, люди больше радуются хорошим результатам – по крайней мере, журналисты в таком случае пишут меньше негативного. Мы продолжаем работу и верим в свое дело – не сомневаюсь, мы добьемся цели, впереди у нас немало счастливых дней.
Вопрос: (Томас Бастин) Макс, я хорошо помню ваши победы в Формуле 3 – вы быстро адаптировались к бельгийской трассе. Добавляет ли это обстоятельство уверенности перед дебютным Гран При Бельгии в Формуле 1?
Макс Ферстаппен: Я всегда уверен в себе, но здесь мне предстоит соперничать с очень быстрыми и опытными гонщиками, так что посмотрим. Я в каждый уик-энд стараюсь сработать на пределе.
Вопрос: (Анжелика Белокопытова) Многие гонщики любят Спа за легендарные повороты и возможности для атак, потому мой вопрос ко всем: что вам не нравится в бельгийской трассе, что бы вы исправили или доработали? Начнем с Кими, поскольку из присутствующих он чаще побеждал в Спа…
Кими Райкконен: Я бы вернулся к предыдущему варианту последней шиканы – кажется, тогда она называлась Bus Stop и выглядела лучше нынешней связки. Она больше соответствовала всей конфигурации, тогда как новая секция несколько отличается от прочих. Там мы ехали быстрее, агрессивнее атаковали поребрики. Кажется, в остальном трасса не менялась, разве что были небольшие корректировки в первом повороте.
Льюис Хэмилтон: Думаю, я бы согласился с Кими, но мне не доводилось выступать на предыдущей конфигурации – я видел ее лишь в компьютерных играх, и там она выглядела интереснее.
Вопрос: Это одна из ваших любимых трасс?
Льюис Хэмилтон: Нет.
Вопрос: Кто-то еще желает видеть какие-либо корректировки?
Макс Ферстаппен: Здесь много ос, они мне не нравятся. А трасса – замечательная.
Вопрос: (Ливио Орихио) Льюис, во время летнего перерыва вы появлялись в социальных сетях, там было много ваших фотографий – своего рода новый образ жизни. Полагаете, вы можете приезжать на гонки более расслабленным, это помогает вам работать еще эффективнее?
Льюис Хэмилтон: Я не менял образ жизни. Что-то подобное я делал и раньше, просто теперь это стало более заметным. В предыдущие два года такой подход вполне себя оправдывал.
Перевод: Валерий Карташев