Германия'66: Курт Аренс

Гонка #147: 7 августа 1966 года. Гран При Германии. Нюрбургринг
Поул Джим Кларк (Lotus 33) - 8.16,5 (165,4 км/ч)
Лучший круг Джон Сёртиз (Cooper T81) - 8.49,0 (155,2 км/ч)
Победитель Джек Брэбэм (Brabham BT19) - 2:27.03,0 (139,6 км/ч)

В 1966 году Нюрбургринг встретил участников Гран При серым небом и сырой погодой. Едва пилоты выехали на первую тренировку, как вылетел с трассы колоритный толстяк – француз Ги Лижье. Его Cooper врезался в дерево, гонщика выбросило из кокпита – медицинское обследование выявило перелом колена...

Старт тоже прошел под моросящим дождём. Его интенсивность оказалась пограничной: на протяжении последней четверти часа перед началом гонки зрители могли видеть, как команды лихорадочно меняют "сухие" шины на дождевые и наоборот. В итоге общего мнения найдено так и не было.

Интересно, что одну из своих редких ошибок допустил Джим Кларк: действующий чемпион мира и победитель квалификации Гран При Германии в итоге остановился на резине для сухих условий, но сразу откатился назад, был почти незаметен по ходу дистанции, а в итоге и вовсе оказался в кювете.

Впереди же сражались Джон Сёртиз, Лоренцо Бандини и Джек Брэбэм. Последний стал победителем трёх недавних Гран При, благодаря грамотной тактике: австралиец в условиях очередной смены регламента сделал ставку на надежный, пусть и не слишком мощный мотор Repco. На Нюрбургринге он тоже не подвел "Черного Джека". Правда, на первом круге гонщику пришлось пойти на известный риск, чтобы с пятой стартовой позиции вырваться вперед, опередить соперников из Cooper и Ferrari. Но после этого, получив бонус в виде чистой трассы, Брэбэм мог ехать уже спокойнее.

Сёртиз, однако, не отставал. Из круга в круг, из поворота в поворот он мчался за лидером, готовясь при малейшей оплошности соперника тут же броситься в атаку. "Зеленый ад" и в сухую погоду был для пилотов непростым испытанием, а в сырую каждый из полутора сотен поворотов таил в себе немалую угрозу. В одном из интервью, уже в наши дни, Брэбэм признался, что именно в те минуты испытывал от управления гоночной машиной наибольшее удовольствие, а воспоминания о событиях 1966 года и сейчас являются для него одними из самых приятных в жизни.

Всё решилось на предпоследнем круге, когда на Cooper Сёртиза стало заедать сцепление, и он мгновенно откатился назад. Впрочем, британцу все же удалось финишировать вторым, а третье место досталось его напарнику, недавнему дебютанту Йохену Риндту.

Интересно...
Формула 1 только-только перешла на "трёхлитровый" регламент, поэтому участников было катастрофически мало. Немецкие организаторы решили допустить к старту и технику Ф2, с тем условием, что гонщики разных классов смогут бороться между собой, но зачёт получат раздельно. Возможно, делать этого всё же не стоило: в толчее первого круга представители Формулы 2 Жаки Икс и Джон Тейлор столкнулись. Машина последнего вспыхнула и месяц спустя британец умер в больнице

Курт Аренс


Также на машине Формулы 2 домашнюю гонку проводил Курт Аренс – пожалуй, сильнейший немецкий пилот середины 60-х годов прошлого века. Вообще говоря, спортсмена из Брауншвейга звали Куртом Карлом-Хайнрихом, но все в гоночном мире привыкли к имени Курт-младший.

"Младший" – поскольку его отец, неоднократный чемпион страны по спидвею, на протяжении нескольких лет вместе с сыном выходил на старт. Мальчишка дебютировал в Формуле 3 в 18-летнем возрасте, а в своем втором сезоне уже начал выигрывать. Чуть поднабравшись опыта, Курт завоевал титул чемпиона Германии 1961 года.

Затем, правда, имел место довольно неприятный эпизод, когда молодой гонщик попытался оспорить официальные итоги соревнований и на полгода был лишен лицензии, но уже в 1963-м он вновь стал сильнейшим на немецких трассах. Тогда же окончательно повесил шлем на гвоздь Аренс-старший, что позволило исключить возможную путаницу в протоколах.

Для немецких пилотов 60-е были не лучшим периодом. В стране оказались весьма популярны различные кузовные состязания, а найти себе спонсора для серьезных формульных серий молодым спортсменам удавалось не всегда. Вот и Курт, чтобы купить не первой свежести Brabham Формулы 2, вынужден был регулярно выступать на "фиатике" в туринговых гонках. Немного помогла и одна из местных нефтяных компаний.

Итогом стали несколько подиумов в европейской Ф2 сезона 1968 года – неплохо, если учесть, что на старт там регулярно выходили пилоты уровня Йохена Риндта и Джеки Стюарта. Тогда же удалось договориться о "настоящем" дебюте в Формуле 1: домашний Гран При за рулем Brabham BT24 немец закончил 12-м. Годом позже, вернувшись в Ф2, он и вовсе стал на Нюрбургринге третьим среди пилотов своего класса и седьмым в абсолютном зачете.

Но уже было ясно, что о больших победах остается лишь мечтать. И тогда, устав идти против течения, Курт поступил "как положено". Он обратился за помощью в Porsche, и хотя прежде не отличался особенной любовью к "длинным" гонкам, тут же был принят в фирменную команду.

Почти сразу он выиграл в компании Йозефа Зифферта австрийский этап чемпионата мира спорткаров, а затем, уже в паре с Виком Элфордом, стал сильнейшим на престижных "1000 км Нюрбургринга". Стартовал Аренс и в Ле-Мане, но там до финиша не добрался.

Курт Карл-Хайнрих всегда гордился тем, что ни разу в жизни не попадал в аварию. Правда, это касалось только соревнований: в апреле 1970-го, тестируя новую версию Porsche на сырой трассе, он угодил в очень неприятную ситуацию из-за структурного дефекта шасси. Машину дернуло в сторону, она врезалась в барьер и, фактически, разломилась надвое.

Пилот не пострадал, но сделал очень важные для себя выводы. Несмотря на то, что возраст позволял выступать и дальше, Аренс решил завершить карьеру по итогам сезона. К тому же, семейный бизнес – торговля автомобилями и металлопрокатом – требовал всё большего времени. Сейчас немец порой участвует в исторических гоночных фестивалях.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.