Гран При Бразилии: Превью этапа

Об ожиданиях от уик-энда…

Как и в случае с Мексикой, Гран При Бразилии появился в календаре на волне интереса к выступлениям в Формуле 1 местного пилота – Эмерсона Фиттипальди. По существовавшим тогда правилам, трасса, претендующая на попадание в чемпионат, сначала должна была принять демонстрационный Гран При – он прошёл в Интерлагосе (пригороде Сан-Паулу) в 1972-м, а с 1973-го бразильский этап неизменно входил в календарь Формулы 1.

В 80-х гонка переехала в Рио-де Жанейро, на трассу Жакарепагуа. Но в 1990-м вернулась на модернизированный Интерлагос и с тех пор неизменно проходит там. После реконструкции длина круга значительно сократилась – с почти восьми километров до 4,3, но средняя скорость осталась примерно такой же, да и в целом трасса сохранила прежний характер.

В Интерлагосе довольно много быстрых и среднескоростных поворотов, в которых традиционно сильны машины Red Bull Racing, однако есть одно «но» – длинная прямая старт-финиш, которая фактически начинается после 12-го поворота – формально после этого пилоты поворачивают ещё трижды, но всё это время едут «в пол». На этом участке преимущество получат машины с моторами Mercedes.

Впрочем, это преимущество уже не столь велико, и в этом году мы уже не раз видели плотную борьбу даже на весьма требовательных к моторам трассах. Результаты последних гонок говорят о том, что разница между тремя сильнейшими командами минимальна, да и многие другие не так уж далеко от них.

Хотя обладатель титула уже определён, как и четыре первых места в Кубке конструкторов, открытых вопросов в чемпионате ещё предостаточно. Наиболее очевидный – вице-чемпионский титул, сражение за который ведут Валттери Боттас и Себастьян Феттель.

Впрочем, значение он имеет разве что для Боттаса, тогда как Феттелю значительно важнее реабилитироваться после серии неудачных гонок. В последний раз Себастьян побеждал ещё до летнего перерыва, в Венгрии, и с психологической точки зрения ему крайне важно выиграть вновь.

Столь же необходим хороший результат после затянувшейся неудачной серии и для Даниэля Риккардо, а Макс Ферстаппен попытается оседлать волну успеха. Ещё важнее удовлетворить свои амбиции двум финнам, в последнее время выглядевшим на фоне своих напарников очень бледно. Наконец, Хэмилтон, как и любой чемпион, наверняка захочет подтвердить свой титул успешным выступлением.

В середине пелотона очередь за успехом ещё длиннее – ведь до конца сезона осталось всего две гонки, так что откладывать с результатами больше нельзя. Гонщикам Renault, Williams, Haas и McLaren очки нужны, как воздух. В Toro Rosso от них тоже не отказались бы, но команде сейчас не до очков – уик-энд в Мексике стал для них просто катастрофой, и нужно понять, почему.

В прошлом бразильская трасса нередко преподносила сюрпризы – здесь часто побеждали те, кого в тот момент не относили к фаворитам: Култхард, Физикелла, Монтойя, Уэббер. За последние шесть лет в Интерлагосе побеждали пять разных гонщиков, причём за всю карьеру Хэмилтон здесь выиграл лишь однажды – в прошлом году. Никогда не давалась эта трасса и Алонсо – в общем, у бразильской гонки свой характер, и предсказать результат практически невозможно.

О трассе…

Автодром имени Жозе Карлуса Пасе. 71 круг по 4.309 км = 305.909 км, 15 поворотов. Классическая трасса в пригороде Сан-Паулу. Аэродинамика настраивается на средний/высокий уровень прижимной силы. Максимальная скорость – 333 км/ч с DRS и 320 км/ч без неё. С полностью нажатой педалью газа гонщики проезжают 68% дистанции (среднее/высокое значение).

Всего шесть зон торможения, износ тормозов небольшой. На торможении гонщики проводят 16% дистанции круга. Автодром расположен на высоте 800 метров, атмосферное давление на 10% меньше, чем на уровне моря, но после высокогорного Мехико это вряд ли кого-то напугает. В 2014-м изменили въезд на пит-лейн, он стал чуть более извилистым, что на пару секунд увеличило время, необходимое для пит-стопа – теперь это около 20 секунд.

На первом круге важную роль сыграет короткий отрезок между стартовой решёткой и первым поворотом – всего 190 метров – на старте борьба обычно очень острая. Другая особенность – из-за сверхскоростного финального отрезка трассы здесь гораздо сложнее оторваться от соперников перед рестартом. Соответственно, в случае выезда автомобиля безопасности (вероятность – более 60%) возможны атаки после рестарта.

О резине…

На сегодняшний день у Pirelli фактически остались всего две комбинации составов – более мягкая (UltraSoft, SuperSoft и Soft) и более жёсткая (SuperSoft, Soft и Medium). В Интерлагосе из-за скоростных поворотов нагрузка на резину достаточно высока, так что итальянские шинники привезли более жёсткий вариант.

При этом абсолютно все пилоты заказали лишь по одному обязательному комплекту Medium, так что можно смело сказать, что в гонке он использоваться не будет. Состав SuperSoft появится в Бразилии впервые, и хотя фактически он жёстче, чем прошлогодний Soft, с учётом увеличившейся ширины шин и машин нас ждёт радикальный рост скоростей.

Абсолютный рекорд Интерлагоса – 1:09,822 – был установлен в 2004 году Рубенсом Баррикелло на Ferrari. В прошлогодней квалификации лидеры вплотную подобрались к этому результату, но превзойти его не смогли. На этот раз нас почти наверняка ждёт падение очередного рекорда, если не одно «но» – этим планам может помешать дождь.

В это время года в Сан-Паулу часто идут сильные ливни, и этот фактор нельзя сбрасывать со счетов. Дождь в Интерлагосе не раз превращал гонку в чистую лотерею. Не исключено, так будет и на этот раз.

Год назад в Интерлагосе…

Год назад из-за дождя и многочисленных аварий гонка дважды прерывалась красными флагами, примерно половину дистанции пилоты проехали позади автомобиля безопасности. Кроме того, прощался со своими болельщиками Фелипе Масса, считавший, что его карьера завершается. В нынешнем году он сделает это во второй раз.

Расклад сил в чемпионате был предельно прост – победа Росберга делала его чемпионом, победа Хэмилтона позволяла отложить определение обладателя титула на финальный этап в Абу-Даби. Ситуация осложнялась для Хэмилтона тем, что прежде он не побеждал в Интерлагосе, тогда как на счету Росберга уже было две победы.

Льюиса такая статистика ничуть не смущала – на протяжении уик-энда он уступил первое место лишь однажды, в утренней субботней тренировке, а все остальные сессии, включая все три квалификационные, уверенно выиграл. В гонке, несмотря на дождь, выезды автомобиля безопасности и красные флаги, британец лидировал от старта и до финиша.

«Большой шлем» ему завоевать не удалось – лучший круг у Льюиса отобрал Ферстаппен. Максу было куда торопиться – в последний период автомобиля безопасности он заехал в боксы, сменив шины на дождевые (причём уже использованные – новых просто не осталось, так как это была уже пятая смена шин для голландца), и вернулся на трассу лишь 14-м. После рестарта на 56-м круге Макс буквально прошил пелотон, обгоняя соперников на каждом круге – и финишировал третьим.

Финишировать выше у него шансов не было – Нико Росберг провёл гонку не слишком ярко, зато надёжно, завоевал второе место и минимизировал потери в чемпионате. Правда, в какой-то момент показалось, что расклад сил может радикально поменяться – на 46-м круге Росберга развернуло, но он смог избежать контакта с отбойником и продолжил движение, потеряв всего лишь около пяти секунд.

Из остальных пилотов стоит обратить внимание разве что на результат Серхио Переса – мексиканец провёл гонку стабильно и уверенно, не пытался никого переиграть тактически и просто выполнял свою работу, благодаря чему финишировал четвёртым. Он опередил Феттеля, Сайнса и своего напарника Нико Хюлкенберга.

Даниэль Риккардо останавливался в боксах так же часто, как и Ферстаппен, а на последнем рестарте был на несколько мест выше, но прорыва у Даниэля не получилось, так что финишировал он лишь восьмым. Также очки заработали Фелипе Наср и Фернандо Алонсо.