В интервью с журналистами пресс-службы Lotus гоночный инженер Хейкки Ковалайнена Хуан Рамирес говорил о популярности автоспорта в Мексике и том, что необходимо гонщику, чтобы добиться успеха…
Вопрос: Формула 1 популярна в Мексике?
Хуан Рамирес: В моём детстве, которое прошло в Мехико, Формула 1 была очень популярна, но мы не принимаем Гран При с 1992 года, и я был бы рад однажды увидеть возвращение Мексики в календарь. Сегодня популярность не так велика, как в Европе – больше внимания уделяется футболу и NASCAR, но она существует.
В следующем году Серхио Перес сядет за руль Sauber, Эстебан Гутьеррес выиграл серию GP3 и скоро должен сделать следующий шаг – ситуация меняется к лучшему. В 2012-м гонка должна пройти в Остине, в США – в трёх часах езды от мексиканской границы, так что у болельщиков будет возможность попасть на трибуны.
Вопрос: Вы мечтали о том, чтобы стать гоночным инженером? Когда вы заинтересовались Формулой 1?
Хуан Рамирес: Меня всегда увлекало инженерное искусство, к тому же я любил гонки, и считал, что гоночные машины – лучшие в мире. В университете я уже знал, что хочу работать в гонках, и смог реализовать свою мечту.
Вопрос: Кухня в окрестностях базы Lotus Racing в Хингхэме вряд ли соответствует мексиканским стандартам…
Хуан Рамирес: Пища здесь другая, да и мексиканская диаспора невелика. Прежде я жил в Кёльне – он не так велик, как Мехико, но это большой город, а в Норфолке всё иначе. Мне было бы сложно жить в небольшом городке, вроде Хингхэма, поэтому я живу в Норидже, и в местном супермаркете покупаю соус Tobasco.
Вопрос: Как начиналась ваша карьера?
Хуан Рамирес: Я защитил диплом в мексиканском университете, год стажировался в технологическом центре General Motors в Мексике, но мне показалось, что это не совсем то, что нужно, и я переехал в Великобританию.
После защиты учёной степени мне повезло подписать контракт с Arrows – я работал на маленькой должности, но смог оценить масштаб работы команды, занимался различными вопросами и серьёзно расширил свой кругозор.
Через два года, когда команда закрылась, я перешел в Toyota. Эта команда имела гораздо более жесткую структуру – занимаясь чем-то одним, вы не имели доступа к другим областям. Тем не менее, я получил удовольствие от сотрудничества в Toyota, добился прогресса в карьере и покинул команду уже в статусе гоночного инженера.
Вопрос: Рабочая атмосфера в Lotus Racing другая, чем в Toyota?
Хуан Рамирес: Конечно, и дело не только в том, что это небольшая команда – мы действительно работаем сообща и можем рассчитывать только на себя, иначе не добьёмся результата. В Lotus Racing другая атмосфера, эта команда больше похожа на семью. Можно сказать, что Toyota и Lotus Racing находятся на противоположных полюсах.
Вопрос: Какие качества отличают Хейкки от других гонщиков, с которыми вы работали?
Хуан Рамирес: Я работал с разными тест-пилотами и основными гонщиками – они выступают и сегодня – это Тимо Глок и Камуи Кобаяши, но хочу сказать, что Хейкки – лучший гонщик в моей карьере. Он быстр в квалификации, умеет гоняться при переменчивой погоде и на влажной трассе, не допускает ошибок, ухудшающих время на круге или приводящих к сходу. У Ковалайнена целый комплекс умений и навыков – если машина быстра, он сможет реализовать её потенциал. Кроме того, это отличный, открытый парень, с которым приятно работать.
Вопрос: В каких областях ему ещё нужно прибавить?
Хуан Рамирес: Все гонщики способны добиться большего. Сенна, Фанхио, Шумахер – это отличные, но не идеальные гонщики. Хейкки ещё достаточно молод, он может добиться прогресса в разных областях, но я не могу сказать, что у него есть какие-то слабые места. Он готов сделать следующий шаг – в этом нет сомнений.
Вопрос: Каким моментом в карьере вы особенно гордитесь?
Хуан Рамирес: Хорошие гонки, хорошие результаты всегда запоминаются. В прошлом году Toyota построила неплохую машину, и мы весьма эффективно работали с Тимо, завоевав второе место в Сингапуре. Я хорошо помню и финальную гонку сезона в Абу-Даби, в которой работал с Кобаяши – это был лишь второй его Гран При. Как мы ещё раз увидели в этом году, Камуи иногда гениально проводит гонки – тогда он не поднялся на подиум, но учитывая стартовую позицию, добился большого успеха.
Формула 1 – это сложный чемпионат, молодым гонщикам нужно полгода, чтобы освоиться с резиной, но Камуи справился с этой задачей гораздо быстрее, чем те молодые гонщики, с которыми я работал прежде.
Вопрос: Какие моменты вас огорчили?
Хуан Рамирес: Всегда неприятно остаться ни с чем, рассчитывая на хороший результат. К счастью, в моей карьере не было неприятных инцидентов с авариями – в безопасности Формула 1 добилась серьёзного прогресса.
Вопрос: Какой Гран При вы считаете любимым?
Хуан Рамирес: Их несколько. Монца, Спа, Монако – это всегда интересный вызов для гонщиков и инженеров. Некоторые новые трассы тоже весьма любопытны – мне понравилась конфигурация автодрома в Корее, кроме того в некоторые города, вроде Монреаля, всегда приятно приезжать.
Вопрос: Чем вы интересуетесь вне Формулы 1?
Хуан Рамирес: Я стараюсь проводить максимум времени с семьёй и друзьями, летаю в Мексику – бываю на родине четыре раза в году, возможно в этом году получится приехать пять раз, так что я постоянно путешествую.
Если говорить о хобби, то это горный велосипед – в Мексике и Германии, где я жил прежде, гоняться весьма интересно. Увы, в Норфолке равнинная местность, так что нужно искать новое хобби!
Вопрос: Что вы можете пожелать тем, кто хотел бы пойти по вашим стопам?
Хуан Рамирес: Нужно получить хорошее образование и с детства набираться опыта – работать в картинге, в младших гоночных сериях. В университетах бывают проекты, связанные с конструированием гоночных машин – участие в них поможет оценить картину в целом, если вы решите посвятить свою жизнь гонкам.
Нужно понимать, что понадобится не только страсть и профессионализм, но и преданность – как в любом другом серьёзном деле вам придётся ради него чем-то пожертвовать. Успех никогда не приходит сам собой, он становится следствием напряженной работы.