Четвёртый этап ралли-рейда «Дакар-2018» по московскому времени завершился лишь под утро. Это был длинный и чрезвычайно сложный спецучасток, так что те гонщики, что столкнулись с проблемами, добирались до бивуака по несколько часов. О ситуации в категориях мотоциклов, квадроциклов и автомобилей мы уже рассказывали – теперь на очередь багги и грузовики.
В грузовом зачёте по-прежнему без серьёзных неприятностей продолжает гонку пилот «КАМАЗ-мастер» Эдуард Николаев. Он уверенно выиграл этап, опередив ближайшего преследователя, Федерико Виллагру на Iveco, почти на полчаса. Общее преимущество Николаева над тем же Виллагрой составляет уже 37 минут.
А вот все остальные экипажи «КАМАЗ-мастер» проблем не избежали. Застрял грузовик Айрата Мардеева – на его вызволение, при поддержке выполняющего функции технички Антона Шибалова, ушёл целый час. Затем возникла техническая проблема – вышел из строя генератор. На аккумуляторах Мардеев дотянул до пересечения с зоной ассистент, где генератор был заменён – механики управились за девять минут!
Антону Шибалову после оказания помощи экипажу Мардеева пришлось ставить на колеса завалившийся на бок грузовик Дмитрия Сотникова. На это ушло больше часа. К этому моменту Сотников уже успел потерять довольно много времени на замену двух пробитых на горной секции колёс.
Множество проблем возникло и у соперников «КАМАЗ-мастер». Артур Ардавичус после удара о дюну сломал усилитель рулевого управления на своём Iveco. Лидер Renautl Мартин ван ден Бринк после неудачного прыжка практически снёс переднюю подвеску на своём грузовике. Попытка починить машину не удалась, так что ван ден Бринк сошёл с дистанции. Преследовали неудачи и команду «МАЗ-СПОРТавто».
Сергея Вязович: «Сегодня этап начался для нас с парного старта – мы вышли на спецучасток с Алексеем Вишневским, а дальше у меня была остановка в 35 минут на первом километре. Я включил восьмую передачу и у меня порвался наддувный патрубок. Во время его замены увидели, что на втором тоже уже надрыв и пришлось менять оба. Доступ к этой зоне ремонта не очень хороший и пришлось поднимать кабину. Это все заняло время... Нам ассистировал экипаж Саши Василевского, его механик помогал делать ремонт, чтобы было быстрее. Далее мы уже поехали "медленно догонять" - аккуратно, чтоб пройти зону в камнях без проколов».
Обещанные «самые сложные 100 километров песков» дались команде очень тяжело –МАЗы много раз «зарывались», сдавали задом, приходилось нагонять много грузовиков.
Главная навигационная ловушка этапа поджидала экипажи у огромной и сложной для взятия дюны на 227 километре маршрута. По логике роуд-бука, навигационная точка, которую надо было зафиксировать, находилась на ее вершине. Но по факту “бралась” она гораздо ниже, и нужды штурмовать это препятствие не было. Во многом это дело случая и часто взятие точки зависит от того, с какой стороны тот или иной экипаж подъезжал к дюне. Экипаж Эдуарда Николаева прошел эту точку практически без задержек. А вот очень многие другие гонщики потеряли здесь время.
Сергей Вязович: «Я спешил обогнать кого-либо, они не поднимались на дюну, мы «утыкались» и приходилось тоже спускаться. Доехали до точки, которую все искали. Забрались туда же, где Дима Сотников лежал, там стоял Антон Шибалов и «камазовцы» нам рассказали, что сюда лучше не лезть и лучше идти вниз или пропускать точку. Мы уже стояли на треке и думали уходить со штрафом, объехали метров пятьсот по ровному плато… и точка взялась! Мы столько времени потратили, а точка была на прямом месте».
Алексей Вишневский пробил поддон в русле реки – порвался даже сварочный шов. Экипаж Вязовича отдал ему свой запас масла и инструмент. Александр Василевский, ехваший сзади, учитывая поломку, тоже отдал сокоманднику свой запас масла. Александру необходимо было починиться и успеть войти в песчанную часть этапа до наступления темноты, иначе организаторы запретили бы проезд и вывели бы к финишу, минуя пески, но с приличной пенализацией. Однако, вовремя завершить ремонт не получилось и пришлось пропустить 12 контрольных точек, уходя в обход трассы.
Если говорить о спортивных итогах дня, то третьим, проиграв Николаеву 38 минут, финишировал Мартин Коломы на Tatra. Сюрприз преподнёс японец Терухито Сугавара на грузовике Hino, сумевший показать четвёртое время дня, хотя и в часе от лидера. Айрат Мардеев закончил день седьмым, проиграв Николаеву ещё час и 20 минут, Антон Шибалов финишировал 12-м, Дмитрий Сотников 13-м, оба уступили более двух часов.
В общем зачёте уверенно лидирует Николаев, его преследует Виллагра. На третьем месте Сергей Вязович, но он проигрывает уже почти два с половиной часа. Далее следуют Мартин Масик (LIAZ) и Сугавара. Сотников 7-й, Мардеев 9-й, Шибалов 14-й. Антон в общей классификации находится как раз между гонщиками МАЗа, Вишневским и Василевским.
Что касается категории SxS, или мини-багги, то так как это самая медленная техника на «Дакаре», для них гонка также завершилась очень поздно. Лучшее время показал Патрис Гарруст на багги Polaris, он же теперь возглавляет общий зачёт. Предыдущий лидер Хуан-Карлос Урибе провёл день неудачно, проиграл два с половиной часа и откатился на второе место. На третье поднялся бразилец Рейнальдо Варела, показавший второе время дня.
В целом в этой категории говорить о каких-то перспективах того или иного пилота почти бессмысленно. День ото дня ситуация радикально меняется, вчерашние лидеры проигрывают по несколько часов на одном спецучастке и всё теряют, а потом возвращаются обратно. После четырёх этапов в зачёте осталось девять участников, и у шести из них есть шансы на общий успех.