Перед Гран При России руководитель команды Ferrari Маттиа Бинотто рассказал о подготовке к квалификации и гонке на Сочи Автодроме, а также поделился некоторыми соображениями о предстоящей реформе 2021 года.
Вопрос: У Ferrari сейчас самая быстрая машина – какие чувства вы испытываете в этой связи?
Маттиа Бинотто: Не думаю, что мы сегодня самые быстрые, но однозначно, что мы конкурентоспособны, и это важно. В Сингапуре мы действительно прекрасно провели квалификацию благодаря новому аэродинамическому обвесу, но я думаю, что сейчас не менее важно подтвердить скорость машины на трассе другого типа и с другими настройками.
По-моему, машина сегодня показала себя хорошо, мы были быстры, в том числе и на длинных сериях кругов с высокой топливной нагрузкой. В целом мы довольны – по крайней мере, сегодня.
Вопрос: В ходе второй тренировки мы видели, как сначала Себастьян ехал позади Шарля, потом они поменялись позициями, а на следующем круге это произошло опять – отрабатывали слипстрим, или это было лишь совпадение?
Маттиа Бинотто: Нет, думаю, это просто совпадение. Хотя слипстрим на этой трассе очень важен, и в плане подготовки к квалификации надо что-то предпринять, даже если завтра ожидается дождь, из-за чего ситуация может полностью поменяться. И всё-таки фактор слипстрима нужно учитывать, хотя эффект от него, вероятно, здесь не такой уж большой, но думаю, что в конечном итоге он сыграет важную роль в завтрашней квалификации.
Вопрос: Надо полагать, вы внедряете технические новинки не только для того, чтобы прибавить в текущих гонках, но работаете на перспективу. Если говорить о среднесрочных и долгосрочных планах на 2020-й, собираетесь ли вы использовать эти решения в машине следующего года?
Маттиа Бинотто: Возможно, всё как раз наоборот. Может быть, решения, разработанные для следующего года, были применены в нашей нынешней машине. Но, по-моему, всё, что внедряется сейчас, будет представлять интерес и в будущем, поскольку в 2020 году регламент останется неизменным.
Любые усилия, направленные на понимание особенностей машины в целом, которые предпринимаются в этом году, очень пригодятся и в следующем. Основное внимание мы по-прежнему уделяем этому сезону, и не только потому, что боремся за победы, но и потому, что хорошее понимание особенностей SF90 поможет разобраться с машиной 2020 года.
Вопрос: Новинки, которые вы представили в Сингапуре, оказались эффективными – значит ли это, что вас многому научил опыт французского этапа, после чего вы смогли найти новое направление в работе с машиной?
Маттиа Бинотто: Нет, дело не в том, что новинки, которые мы привезли во Францию, не сработали. Думаю, после Гран При Испании наша машина очень плохо справлялась с трассами, требовавшими максимальной прижимной силы, где повороты надо проходить на небольших скоростях.
Мы прилагали немало усилий, стараясь понять, в чём состоят слабые места машины, в чём особенности поведения шин, чтобы наметить направление дальнейшего развития. Суть в том, что процесс модернизации носит постоянный характер, и мы привозили новинки не только в Сингапур, но и на гонки, которые прошли до этого. А то, чего мы добились на предыдущем этапе, стало результатом всей этой работы.
Речь не только об аэродинамике, хотя это было одним из наших слабых мест – думаю, надо говорить о понимании машины в целом, о правильном компромиссе в подходе к настройкам и к балансу – всё это помогает двигаться вперёд.
Вопрос: Что вы можете рассказать о машине следующего года? В 2020-м вы сохраните ту же идеологию, т.е. курс на более низкое лобовое сопротивление, чем у Mercedes, или направление развития будет иным? Прежде всего это касается переднего крыла…
Маттиа Бинотто: Если говорить о переднем крыле, то, по-моему, сейчас все в основном копируют наше решение, а не какие-то другие. Машина следующего года будет эволюцией текущей модели. Что касается аэродинамической эффективности, то чем она выше, и чем ниже лобовое сопротивление, тем лучше такие показатели, как топливная экономичность и скорость, поэтому я не думаю, что в основе нашей машины положена неверная или неудачная концепция.
Полагаю, если вспомнить, сколько раз по ходу сезона мы упускали возможность добиться победы, то вряд ли мы придём к выводу, что мы всё делаем неправильно. Думаю, причины, по которым в этом сезоне мы показывали не такие результаты, на какие рассчитывали, связаны не только с концепцией, положенной в основу нашей машины. Но когда нам удалось разобраться с нашими слабостями, результаты улучшились, и несколько последних гонок это подтвердили.
Вопрос: Уже есть предварительная версия технического регламента 2021 года. На какой стадии вы можете использовать ваше право вето, сказав, что вас не устраивает направление, избранное современной Формулой 1?
Маттиа Бинотто: Начнём с того, что хотя право вето у нас, разумеется, есть, будет жаль, если придётся его использовать. Не думаю, что это входит в наши намерения. До конца октября ещё целый месяц, чтобы поработать над основными положениями регламента. Если же к концу октября не будет достигнут полностью удовлетворительный результат, вряд ли это станет трагедией, поскольку у нас ещё есть время отшлифовать и улучшить формулировки.
Есть ряд моментов, которые для нас важны, прежде всего речь о степени свободы инженерного поиска, но особенно об аэродинамике: мы считаем, что требования регламента в этой области носят излишне предписывающий характер. Но нас волнуют и другие его положения, предполагающие введение определённых ограничений.
Полагаю, всё это ключевые моменты, по которым ещё остаётся возможность найти понимание и сделать иной выбор, а не тот, который наметился сейчас. Мы очень рассчитываем на такое взаимопонимание, на то, что ещё есть возможность заняться вопросами, которые мы считаем принципиально важными. Это лучше, чем просто заявить о том, что у нас есть право вето.
Вопрос: Как вы разбираетесь со своими гонщиками, ведь теперь у Себастьяна Феттеля и Шарля Леклера равный статус в команде? Возможно, они будут отбирать друг у друга очки, тогда как в Mercedes есть явный лидер…
Маттиа Бинотто: Вы упомянули наших главных соперников. По-моему, это у Mercedes в своё время было два гонщика №1, однако они выигрывали чемпионаты. Им это удавалось с Хэмилтоном, им это удалось и с Росбергом, поэтому я не думаю, что это невозможно.
Я очень доволен нашими гонщиками. Сейчас состав Ferrari – это сплав опыта, молодости и таланта, ведь даже для Шарля очень важно, чтобы его напарником был профессионал уровня Себастьяна. Как мы с ними разбираемся? Думаю, не так уж плохо, мы контролируем их действия по ходу гонки, они понимают, чего мы пытаемся добиться, и, по-моему, пока у нас нет особых проблем.
Вопрос: Вы говорили об упущенных возможностях: вы сожалеете о том, что слабо провели первую треть сезона, учитывая, какую форму Ferrari демонстрирует сейчас?
Маттиа Бинотто: По-моему, сожалеть об этом бессмысленно. Надо двигаться вперёд и видеть перспективу. Если наши результаты были хуже, чем мы рассчитывали, или если упустили какие-то возможности, то мы понесли за это определённую ответственность. Теперь же, по-моему, важно извлечь уроки из допущенных ошибок и не допускать их повторения в будущем.
Так что сожалеть не стоит. Надо было бы сожалеть, если бы мы не сделали никаких выводов, но, по-моему, команда развивается, а это самое важное.
Вопрос: С квалификациями Ferrari справляется неплохо, но вашим слабым местом остаётся гоночный темп. В Сингапуре мы не увидели, на что реально способна ваша машина. Вы уверены, что смогли разобраться с этой проблемой?
Маттиа Бинотто: Думаю, в целом мы действительно лучше справляемся с квалификациями, чем с гонками. Но стоит ли говорить о том, что у нас серьёзные проблемы с темпом? По-моему, в каких-то гонках мы выступили вполне уверенно, в каких-то наши соперники были сильнее – не только Ferrari показывает нестабильные результаты. Это относится ко всем командам.
Мы показали отличный темп в Бахрейне, в Австрии, в Хокенхайме, в Бельгии, и т.д. Не думаю, что с этим у нас какие-то проблемы. Что касается более уверенных выступлений в квалификациях, чем в гонках, то это объясняется просто: нам помогает понимание работы резины на одном быстром круге и мощность двигателя. Я бы скорее говорил об этом преимуществе, а не о проблемах.
Вопрос: Что вы думаете о перспективе дождевой квалификации на этой трассе?
Маттиа Бинотто: Полагаю, прогноз на завтра действительно обещает дождь. По сравнению с тем, что мы видим сегодня, в субботу картина изменится. Не думаю, что кто-либо точно знает, как сложится соотношение сил завтра. Опять же, я считаю, что если у нас хорошо сбалансированная машина, мы можем быть конкурентоспособными и в таких условиях.
Надо просто уделить максимум внимания поиску нужного баланса, вне зависимости от того, какой будет погода. Даже если пойдёт дождь, это по-прежнему трасса, на которой есть длинные прямые, трасса, на которой результат зависит от мастерства гонщиков, а мы можем рассчитывать на обоих наших гонщиков.
Вопрос: Ваше преимущество в квалификации связано с тем, что вы можете использовать режим повышенной мощности на одном быстром круге. Вас не удивляет, что Ferrari удалось добиться этого преимущества именно за счёт двигателя, тогда как силовые установки других производителей находятся примерно на одном уровне?
Маттиа Бинотто: Не могу с вами согласиться. Не думаю, что остальные находятся на одном уровне, я считаю, что между силовыми установками всех четырёх производителей по-прежнему есть различия.
Возможно, сейчас у нас самый мощный двигатель, но я вовсе не считаю, что остальные вышли на единый уровень. Полагаю, наше преимущество не столь значительное, как вы думаете. Пожалуй, оно достаточное, и разница в скорости по сравнению с остальными достаточно велика, но она также связана с эффективностью машины, с низким лобовым сопротивлением.
И всё-таки это преимущество не столь велико, как было в своё время у Mercedes, когда их двигатели действительно были лучшими.
Вопрос: В Ferrari подпишут технический регламент 2021 года, если он останется в таком виде, в каком он сейчас?
Маттиа Бинотто: Не думаю, что он останется в таком виде.
Вопрос: Какие цели стоят перед Ferrari сейчас? Вы хотите выиграть все оставшиеся гонки и побороться за победу в чемпионате?
Маттиа Бинотто: По-моему, мы с самого начала сезона говорили о том, что каждую гонку надо воспринимать в отдельности, стараясь добиться максимально возможного результата на каждой конкретной трассе, и только в конце чемпионата можно будет подвести черту и посмотреть, чего удалось добиться.
Будет здорово, если мы хотя бы сможем выступить лучше, чем в прошлом году, поскольку это подтвердит наш прогресс. Я знаю, мы плохо начали сезон, и это будет сложно, но я не считаю, что это нереально. Именно это должно быть нашей первоочередной задачей, а уже потом можно начинать мечтать. И если появится шанс добиться большего, мы не станем от него отказываться.
Вопрос: Будете ли вы ещё внедрять новинки до конца сезона?
Маттиа Бинотто: Я бы сказал, что на базе команды в Маранелло сейчас в основном идёт работа над машиной 2020 года, но если мы и продолжим готовить какие-то новинки, они не будут столь масштабными, как те, что были представлены в Сингапуре.