Вопрос: Флавио, в прошлый раз мы общались после второй гонки сезона, и вы говорили, что команда находится в середине многообещающей программы развития машины. Надежды оправдались?
Флавио Бриаторе: Я думаю, да. Машина прибавила, она прогрессирует с каждой гонкой, и в прошлое воскресенье мы ещё раз в этом убедились. В Валенсии Фернандо не смог заработать очки, но причина - инцидент с Накаджимой, а не машина.
Вопрос: Фернандо говорит, что проблемы с резиной ещё остались...
Флавио Бриаторе: Они касаются всех - иногда шины работают лучше, иногда хуже - всё зависит от конкретной трассы. Я уверен, у других команд аналогичные проблемы. У нас действительно были серьезные сложности с переходом на Bridgestone, но они в прошлом, и сейчас проблемы с резиной касаются нас не больше, чем соперников.
Вопрос: Лучшим результатом сезона для Renault пока остается подиум, завоеванный новичком Пике. Очевидно, вас не устраивает такой результат...
Флавио Бриаторе: Сезон еще не окончен, и я уверен в том, что в этом году у нас будет ещё, по крайней мере, две реальных возможности подняться на подиум. Не важно, кто из гонщиков этого добьется, ведь количество очков не зависит от опыта и возраста, но я считаю, что Фернандо заслуживает подиума.
Вопрос: Даже такой исключительный гонщик, как Алонсо, не смог радикально изменить ситуацию с машиной...
Флавио Бриаторе: В начале сезона машина серьезно уступала соперникам, но я уже говорил, что с каждой гонкой мы сокращаем отставание, и в пяти финальных Гран При должны выглядеть намного лучше. В Спа целью команды был финиш на четвертом месте, и Фернандо удалось этого добиться.
Вопрос: В Renault уже сосредоточились на 2009-м?
Флавио Бриаторе: Нет, мы работаем с машиной и хотим занять четвертое место в Кубке Конструкторов.
Вопрос: Вы - противник введения KERS. Williams - независимая команда, они признают, что затраты на KERS составят 10% их бюджета на работу с аэродинамикой и композитами, для вас это не должно стать проблемой...
Флавио Бриаторе: Я считаю, что над разработкой KERS команды должны работать вместе. Сейчас каждая команда работает над своим проектом, и это приводит к серьезным затратам, хотя конечная цель у всех одна, и в этой ситуации мы можем, с одной стороны, сократить расходы, с другой - открыть дверь новым технологиям. Но, это ведь не только вопрос экономики, при появлении новой технологии важно убедиться в том, что она безопасна для зрителей, гонщиков и механиков. Мы знаем об инцидентах в BMW и Red Bull, я считаю, что вместе нам легче решить эту задачу. Но, как обычно в Формуле 1 - если затраты не ограничивать, они мгновенно возрастают, а о безопасности новой системы пока судить рано.
Вопрос: В целом эта идея противоречит мерам по ограничению бюджетов?
Флавио Бриаторе: Мы поставляем моторы Red Bull Racing, с KERS их цена возрастет вдвое. Уверен, через год у всех будут одинаковые системы, и окажется, что деньги на разработку были потрачены впустую.
Вопрос: Вы всегда были сторонником замедления технического прогресса, поскольку многие его элементы недоступны болельщикам. Сейчас Формула 1 движется в верном направлении?
Флавио Бриаторе: Нет, я так не считаю. Болельщиков не интересуют новые подвески или коробки передач, они хотят видеть интересные гонки. У инженеров слишком большие полномочия и бюджеты, это наша ошибка, и она объясняет ситуацию, в которой мы находимся. Люди, которые тратят чьи-либо деньги, не всегда рачительно к ним относятся. Мы должны понять, что Формула 1 - часть мировой экономики, подверженной подъемам и спадам, а не замкнутый мир. Я десять лет говорю о необходимости снижения затрат и считаю, что если бы меры были приняты шесть или семь лет назад, то сейчас мы были бы в лучшей форме. Мы собрались ради гонок, а не для проработки технологий будущего, мы слишком малы для этого. Формула 1 - вершина автоспорта, но бюджет должен быть реальным.
Вопрос: Как в руководстве Renault относятся к выступлению команды в Формуле 1?
Флавио Бриаторе: Бюджет команды не станет меньше, ведь Формула 1 - это важный маркетинговый инструмент для компании, к тому же мы активно работаем со спонсорами, которые обеспечивают большую часть этого бюджета.
Вопрос: Вернемся к гонщикам, начало сезона было сложным для Нельсиньо, но подиум стал компенсацией этих неудач?
Флавио Бриаторе: В начале сезона ему действительно пришлось непросто, как и Ковалайнену в прошлом году. Дебютный сезон всегда сложен для молодых гонщиков, но мы помним, как прибавил Хейкки, и стали свидетелями прогресса Пике. Он великолепно провел гонку в Германии, показав проблески своего таланта.
Вопрос: Двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо обречен на борьбу позади группы лидеров, он говорит с командой о том, что должен получить более конкурентоспособную машину?
Флавио Бриаторе: Да, наша задача - обеспечить его конкурентоспособной машиной, мы делаем для этого всё возможное. Вы видели, что в этом году мы иногда упускали свой шанс из-за машины или ошибок гонщиков, была возможность подняться на подиум в Монако и Канаде, но мы вместе побеждаем и вместе проигрываем. Хорошая машина действительно важна - это залог успеха, но от работы гонщиков тоже многое зависит. Мы работаем, чтобы в Монце наши пилоты получили лучшие машины, чем в Спа.
Вопрос: Во многих командах уже подтвердили состав на сезон 2009 года, какова ситуация в Renault?
Флавио Бриаторе: Не сомневайтесь, до начала сезона мы объявим о составе команды.
Вопрос: А что по поводу вашего будущего в Формуле 1? У вас контракт до конца сезона, что дальше? Мы увидим вас в следующем году?
Флавио Бриаторе: Свое будущее я вижу в розовом цвете! Буду ли я здесь в следующем году? Не знаю, но это наименьшая из моих проблем. Если удастся сократить расходы и взять ситуацию под контроль, то возможно, я останусь. Если ситуация не изменится, я могу потерять интерес.