Стефано Доменикали о календаре и новом регламенте

Стефано Доменикали

В интервью Auto Motor und Sport руководитель Формулы 1 Стефано Доменикали говорил о новом регламенте и количестве гонок в календаре…

Вопрос: Стефано, какие задачи вы ставили перед собой при написании регламента на 2026-й?
Стефано Доменикали: Мы хотели увеличить вклад электрической части силовой установки, уменьшив роль двигателя внутреннего сгорания, а также использовать климатически нейтральное топливо. С учётом этих акцентов нам пришлось согласовать интересы известных и новых производителей.

Регламент на шасси возник на основе технических спецификаций. Но последнее слово ещё не сказано. У нас достаточно времени для дополнительных корректив. Это должен быть конструктивный процесс с участием команд.

Вопрос: Не опасаетесь, что команды будут преследовать свои собственные интересы?
Стефано Доменикали: Это может произойти. Поэтому важно, чтобы FIA внимательно выслушала нас и нашла правильные компромиссы. Нужно действовать мудро и искать разумные решения.

Вопрос: Учитывая тот факт, что двигатель внутреннего сгорания будет работать на экологичном топливе, не стоило бы уменьшить вклад электродвигателей?
Стефано Доменикали: Всегда важен политический климат. Были времена, когда от нас требовали полной электрификации. Мы остановились на гибридном решении, а потом поняли, что можем показать миру, что есть и другие технологии – с экологичным топливом. Однако в то время, когда писались правила по двигателям на 2026 год, мы ещё не могли обойтись без гибридов.

В то время производителям было важно, чтобы гибридная часть играла большую роль, а сейчас мир признал, что есть несколько путей достижения экологичности. Производители понимают, что наш подход к топливу может быть полезен для их серийных машин. Не случайно все больше производителей проявляют интерес к Формуле 1. Мы знаем, что Формула 1 находит решение любой задачи. Если это теоретически можно сделать, инженеры Формулы 1 найдут решение уже завтра. Просто посмотрите, как развивались гибридные силовые установки с 2014 года.

Вопрос: С точки зрения сегодняшнего дня, нужны ли нам вообще гибриды?
Стефано Доменикали: Лично я думаю, что достаточно ограничиться экологичным топливом. Но мы должны были учесть пожелания производителей. Все развивается так быстро, что сегодня решение было бы другим, чем принятое два года назад.

Я не инженер, но я должен иметь представление о том, как будет выглядеть спорт в будущем. И я могу представить, что в следующем регламенте мы сосредоточимся на экологичном топливе. Машины и моторы станут легче и проще, у двигателей снова будет хороший звук. Это важно для зрителей. Но пока мы должны сосредоточиться на следующем шаге, а не на том, что будет после него.

Вопрос: В чём ещё может измениться регламент на шасси 2026 года?
Стефано Доменикали: Возможно, нам следует дать чуть больше свободы в плане аэродинамики. Увеличить прижимную силу и улучшить управление энергией. Я уверен, FIA и инженеры команд найдут разумное решение. Основа верна, но регламент нуждается в небольшой косметической доработке.

Вопрос: Многие правила слишком сложны для зрителей. Разве их нельзя сделать проще?
Стефано Доменикали: Правила в целом слишком сложны. В том числе и со спортивной стороны. Никто не понимает систему штрафов. Упрощение правил – это задача, которую поставила перед собой комиссия Формулы 1, они готовят предложения.

Для команд они тоже слишком сложны. Представляете, каково зрителям? В своей роли я должен смотреть на спорт глазами публики. Они – наш клиент. Я помню по своей предыдущей работе в Ferrari – если вы слишком увлечетесь деталями, то быстро потеряете из виду общую картину. Мы слишком редко задаем себе вопрос: что мы будем делать, если произойдет то или иное?

Возьмем, к примеру, Монако. Мы знаем, чего там ожидать. Трасса такая, какая есть, наши машины такие, какие есть, и обогнать там практически невозможно. Но на пит-стопах идёт борьба.

В этом году на первом круге появился красный флаг, все автоматически заехали на пит-стоп – и больше по ходу гонки их не было. Подобное не должно повториться. Мы должны предвидеть подобные сценарии и использовать правила для их предотвращения.

Вопрос: В чём причины серьёзного роста популярности Формулы 1?
Стефано Доменикали: Мы прислушиваемся к нашим клиентам, пытаемся понять, где и как можем привлечь новых болельщиков, чего они от нас ждут. Это позволяет нам выделить наши целевые группы в соответствии с их интересами.

Мы осознали, что сегодня существуют другие каналы коммуникации, чем десять лет назад. Это позволило нам охватить своим продуктом гораздо больше людей. Ограничиваться только Netflix – это слишком просто. Netflix предлагает то, что нужно определенной группе фанатов. Но мы привлекаем зрителей и с других направлений.

Сейчас Формула 1 обеспечивает все виды развлечений для болельщиков, возможность общения и ведения бизнеса для множества компаний. Мы приблизили гонщиков, наших звезд, к аудитории. Они регулярно посещают фан-зоны. Их общение в социальных сетях привлекает новых поклонников.

Вопрос: Но есть рынки, которые по-прежнему сложны для вас. Один из примеров – Германия? Почему здесь эти принципы не работают?
Стефано Доменикали: Вкусы развиваются и меняются от страны к стране. С невероятно успешными Михаэлем Шумахером и Себастьяном Феттелем интерес в Германии был огромным. Потом он угас. Сейчас подобное происходит в Бразилии. Им не хватает великого героя, к которому они привыкли за десятилетия. Я убежден, интерес в Германии вернется с началом борьбы Mercedes и Audi.

Вопрос: Нет ли риска перенасыщения календаря за счет увеличения количества гонок?
Стефано Доменикали: Я не считаю, что 24 Гран При – это много. Посмотрите на другие виды спорта. В футбол и баскетбол играют каждый день. Они развлекают своих болельщиков гораздо интенсивнее. По сравнению с ними у нас гораздо меньше контента.

Тем не менее, по сравнению с другими видами спорта, мы очень хорошо развиваемся. Все, кто так или иначе связан с нашим спортом, должны быть довольны сложившейся ситуацией.

Когда спорт так хорош, как сейчас, и в нем много возможных победителей, болельщики считают дни до следующей гонки. Борьба никогда не была настолько плотной. Сегодня мы говорим о разрывах в 0,078 или 0,093 секунды. Это меньше одной десятой на круге длиной более четырех или пяти километров. Такие отрывы мы порой видим в беге на 100 метров.

24 гонки – хорошее число. У каждого из этапов свой характер. Гран При Монако, конечно, не был самым захватывающим в истории, но обеспечил один из лучших телевизионных рейтингов в мире. Мы хотим сохранить баланс между старыми и новыми трассами. Хотя есть ещё много стран, которые хотят проводить Гран При.

Вопрос: Такие трассы, как Спа, могут остаться в календаре гонок благодаря принципу ротации.
Стефано Доменикали: Мы думаем о ротации. Скорее всего, мы сначала опробуем её в Европе.

Вопрос: Может ли организатор без помощи правительства окупить взнос в 30 миллионов долларов?
Стефано Доменикали: Если бы это было не так, у нас не было бы столько гонок. На каждом рынке свои законы. Но 90% организаторов имеют ту или иную форму государственной поддержки потому, что Гран При вносит огромный вклад в экономику региона, создаёт множество рабочих мест и новые деловые связи, приносит налоговые поступления.

Вопрос: Вы планируете увеличивать число этапов с субботним спринтом?
Стефано Доменикали: Такова цель. Цифры показывают, что интерес к этому есть.

Вопрос: Насколько опасно для Формулы 1 стать слишком жадной и перегнуть палку?
Стефано Доменикали: Мы не слишком жадные. Мы инвестируем туда, где видим возможности для роста. Это нормально.

Важно твёрдо стоять на земле, когда дела идут хорошо. Мы должны слушать и наблюдать за тем, что нравится нашим клиентам и что им не нравится. Мы должны помнить о том, что всё может быстро измениться. Вспомните пандемию Covid-19. Это мог быть наш конец. Но мы нашли выход из этого кризиса и выиграли от того, что стали первым мировым спортом, который снова стал присутствовать на рынке. Мы понимали, что будем терять деньги в течение двух лет, чтобы пережить его последствия. Но это помогло нам построить лучшее будущее.

Текст: . Источник: Auto Motor und Sport
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё