Накануне старта сезона 2012 года глава менеджмента Формулы 1 Берни Экклстоун дал интервью официальному сайту чемпионата…
Вопрос: Сколько длится ваш рабочий день?
Берни Экклстоун: Я просыпаюсь примерно в семь утра и почти сразу приступаю к работе, но мой рабочий день не нормирован! (смеется)
Вопрос: Этот объем работы как-то связан с тем фактом, что у некоторых команд сложности с бюджетами?
Берни Экклстоун: Скажем так: в Формуле 1 по-прежнему слишком много людей, которые смотрят на мир сквозь розовые очки. Конечно, им хочется, чтобы он соответствовал их представлениям: чтобы он был чудесный, солнечный, полный удовольствий, а не такой, какой он есть. Недостаток таких очков в том, что в них не замечаешь реальности.
Команды должны учиться быть конкурентоспособными и без колоссальных затрат. Они должны вновь сконцентрироваться на главном: на гонках. Расходовать средства надо на спорт, а не на роскошные моторхоумы и всяческие развлечения.
Вопрос: Что вы скажете о богатых командах, о Red Bull, McLaren, Mercedes и Ferrari? Вы предлагаете им не тратить деньги, которые у них есть?
Берни Экклстоун: Это давняя проблема. Можно было бы ввести для всех обязательное лимитирование бюджетов, ориентируясь на маленькие команды, но богатым это не нравится, и они яростно сопротивляются.
Вопрос: Возможно ли введение такой меры в ближайшие годы, вне зависимости от того, нравится это большим командам или нет?
Берни Экклстоун: Я бы это только приветствовал. Да, введение такой меры возможно.
Вопрос: Возможно ли включить ее в новый Договор Согласия? Как идет переговорный процесс?
Берни Экклстоун: Дискуссии в самом разгаре.
Вопрос: С чем связаны главные сложности?
Берни Экклстоун: Конечно, с деньгами. Команды хотят больше денег, чтобы больше тратить!
Вопрос: Вас не беспокоит проблема целостности Формулы 1? С одной стороны, есть организации глобального масштаба, такие как Mercedes, Ferrari и Red Bull, которые стремятся только к победе, с другой – есть команды, чьи намерения не столь ясны…
Берни Экклстоун: В футболе говорят: ответ мы получим на поле. Это относится и к Формуле 1. Все стремятся к победе, логично? Чем выше твои результаты на трассе, тем лучше имидж. В итоге все должны прийти к пониманию этого.
Вопрос: За последние 30 лет в Формуле 1 сменилось немало команд и их руководителей; ассоциация FOTA практически самораспустилась; роль FIA порой просто незаметна. Получается, вы – единственный, кто стабильно руководит Формулой 1?
Берни Экклстоун: Да, это верно, я по-прежнему здесь! (смеется) На самом деле очень сложно достичь согласия между всеми сторонами. Даже в обычной жизни два человека с трудом договариваются. А попробуйте договориться с 12-ю руководителями команд! Что касается FIA, то представителей федерации, одетых в голубые рубашки, мы видим на каждой гонке, верно? Так что нельзя сказать, что они вообще незаметны. Поверьте, я прилагаю огромные усилия, чтобы найти баланс между всеми сторонами и их нуждами.
Вопрос: Но, видимо, у вас значительное преимущество над всеми остальными участниками, ведь вы намного дольше их участвуете в этой игре?
Берни Экклстоун: Я не играю в игры. Скорее, стараюсь заглянуть в душу каждого, чтобы понять, что ему нужно…
Вопрос: 12 из 20-ти гонок проходят за пределами Европы: Формула 1 должна развиваться именно по такому пути?
Берни Экклстоун: Безусловно. Мы проводим чемпионат мира, а не чемпионат Европы. Вспомните, сколько людей живет в Европе, а сколько в Азии и в Америке? Если бы в Европе проводилось больше гонок, это был бы дисбаланс.
Вопрос: Что вы скажете о ситуации в Бахрейне?
Берни Экклстоун: А в чем проблема? Организаторы уверяют, что у них все под контролем, и пока я считаю, что мы должны им верить.
Вопрос: Вы следите за тем, что происходит с Нюрбургрингом? Правительство земли Рейнланд-Пфальц расторгло договор аренды с организаторами Гран При…
Берни Экклстоун: Конечно, слежу, хотя не все детали и не вся закулисная информация мне известна.
Вопрос: Но Формула 1 вернется на эту трассу в 2013-м году? Что для этого нужно сделать?
Берни Экклстоун: Не так много. Я бы сказал, что проблема решается на человеческом уровне: нужно найти ту фигуру, с которой можно вести переговоры. Очевидно, что сейчас ее нет.
Вопрос: Что вы ждете от предстоящего сезона?
Берни Экклстоун: Чтобы он отличался упорной борьбой, и чтобы судьба титула решилась в самой последней гонке. Впрочем, думаю, что сейчас я смотрю на все сквозь розовые очки… (смеется)
Вопрос: Из-за Себастьяна Феттеля? Ведь он может завоевать третий титул подряд, повторив подобное достижение Хуана Мануэля Фанхио и Михаэля Шумахера…
Берни Экклстоун: Поэтому я и говорю о розовых очках! Думаю, ему это вполне под силу. По-моему, любой другой исход чемпионата можно будет считать неожиданным. Предсезонные тесты ясно показали: Red Bull вновь выглядит исключительно конкурентоспособно. У Себастьяна есть все, чтобы повторить успех: талант, страсть, усердие, светлая голова. Он терпеть не может проигрывать.
Но надеюсь, что McLaren будет быстрее в первых гонках сезона, чем в прошлом году, и с первого же Гран При сможет бороться за победы. Mercedes выглядит весьма конкурентоспособно. Надеюсь, Ferrari вскоре всех их догонит. Если бы я делал ставки, то поставил бы на Себастьяна, который станет чемпионом мира, второе место достанется Марку Уэбберу, а третье, пожалуй, Льюису Хэмилтону.
Вопрос: В этом сезоне мы увидим сразу шестерых чемпионов мира…
Берни Экклстоун: Это великолепно! Никогда раньше в истории Формулы 1 такого не было.
Вопрос: Что вы ожидаете от Кими Райкконена?
Берни Экклстоун: Он во всех отношениях удачно дополнит Формулу 1. Думаю, все будет зависеть от машины и от того, сможет ли он сохранить мотивацию. Но пока складывается впечатление, что у него действительно боевой настрой. Надеюсь, этот настрой сохранится.
Вопрос: Что вы скажете о Михаэле Шумахере? Сможет ли он, наконец, добиться успеха в этом году?
Берни Экклстоун: Если машина будет достаточно быстрой, то сможет. Вместе со всеми его болельщиками надеюсь, что так и будет. Он по-прежнему звезда, и всем нам гораздо полезнее Шумахер-триумфатор, чем поверженный чемпион.
Вопрос: Интересно посмотреть, как будет разворачиваться борьба гонщиков McLaren, Льюиса Хэмилтона и Дженсона Баттона. Ваши прогнозы?
Берни Экклстоун: Льюис очень талантлив, и в этом смысле ничего не изменилось. Возможно, в прошлом году он был несколько неуравновешен в психологическом плане и поэтому не смог использовать весь свой потенциал. С другой стороны, Дженсон Баттон полностью выложился и опередил напарника. Если же оба отработают по максимуму, я бы рискнул предположить, что Льюис будет впереди, поскольку он, все-таки, быстрее.