В день презентации новой машины Force India технический директор Force India Энди Грин рассказал о том, как проходил процесс создания VJM11, и какие трудности пришлось преодолевать команде.
Вопрос: Как проходил процесс создания VJM11, и много ли у новой машины общего с её предшественницей?
Энди Грин: Разумеется, я рад, что VJM11 была представлена. Процесс её создания продолжался многие месяцы, и я полагаю, что зимой мы очень плодотворно поработали. Новая машина – плод усилий всей команды, но теперь мы привезли её на тесты и хочется поскорее увидеть её на трассе.
Нам пришлось преодолеть немало препятствий, начиная с краш-тестов. Появление системы Halo означало, что этот процесс будет проходить иначе, не так, как в прежние годы. Трудности были, но команда с ними с честью справилась. Тесты мы прошли с первой попытки, и уже в начале года шасси было полностью омологировано, что стало отличным достижением. По-моему, мы были первой командой, кто с этим справился.
Если посмотреть на VJM11, то по своей природе она очень близка к прошлогодней машине. Мы уже довольно давно приняли решение, что шасси, которое представим перед тестами, будет во многом базироваться на VJM10, которое мы хорошо знаем, но с добавлением всех новых компонентов в соотвествии с требованием регламента.
Это станет отправной точкой, после чего мы довольно быстро начнём вносить изменения, зато наш отдел аэродинамики получит дополнительное время для доводки машины перед первой гонкой в Австралии, так что у нас нет необходимости готовить новые компоненты к тестам.
Вопрос: Разумеется, решение о внедрении Halo, принятое довольно поздно, должно было существенно сказаться на процессе разработки машины…
Энди Грин: Окончательная спецификации Halo определилась довольно поздно, в конце лета, и команде пришлось решать сложнейшую задачу, но наши конструкторы за короткое время проделали большую работу, ведь очень важно, чтобы всё было сделано правильно.
Пришлось повозиться, чтобы интегрировать Halo с шасси, которое необходимо было существенно переделать и усилить, чтобы оно выдерживало предписанные нагрузки. Это нельзя делать наобум, мы должны были действовать продуманно и разработать эффективные решения, учитывая, что сама система вместе с конструкцией её креплений весит довольно много.
Общий предписанный регламентом вес машины увеличился, но не настолько, сколько весит весь узел Halo. Мы сосредоточились на том, чтобы разработать эффективные конструкции и минимизировать их влияние на вес машины – это было первое препятствие, которое нам пришлось преодолевать.
В плане расходов всё это было очень дорого, поскольку нам пришлось строить новое шасси. Мы бы не стали создавать новое шасси в этом году, учитывая огромный объём усовершенствований, внесённый в конструкцию в прошлом сезоне, когда изменился технический регламент. Такая команда, как Force India, старается использовать одно и то же шасси в течение двух лет, если это возможно. Так что в этом плане затраты на изменение конструкции и переделку шасси были просто огромными. Чтобы установить на машине Halo, пришлось потратить сотни тысяч, если не миллионы долларов.
Halo предназначена только для того, чтобы защитить гонщика, это не элемент аэродинамики, поэтому она весьма заметно влияет на работу всего аэродинамического обвеса. У нас есть возможность установить на эту систему небольшие дополнительные элементы в попытке компенсировать потери, однако сделать всю конструкцию аэродинамически нейтральной очень сложно. В настоящий момент она производит определённый негативный эффект, но мы продолжаем работать, и я надеюсь, что в ближайшем будущем сведём его к нулю.
Это одна из задач, которые мы сейчас решаем, она не самая важная, но лучше с этим всё-таки разобраться. Впрочем, все находятся в равных условиях, и до гонки в Мельбурне окончательных решений мы не увидим.
Вопрос: Но это не единственное изменение во внешнем виде машин – в этом году на них нет «акульих плавников»…
Энди Грин: От них решено отказаться, но не в полной мере: на моторном кожухе остался аэродинамический киль, но он не такой высокий, как в прошлом году. Лично я не возражал против «акульих плавников», но я понимаю причины, по которым были убраны верхние T-образные крылья, которые сказывались на эстетике, и я рад, что их больше нет.
Но моторный кожух в прошлогодней версии был весьма ценным достоянием, и я надеюсь, что в будущем его площадь вновь будет увеличена, ведь команде только на пользу, когда она получает дополнительные возможности продавать и размещать рекламу на корпусе машины. В плане аэродинамики разница не столь заметна. Но я бы предпочёл, чтобы «акулий плавник» всё-таки на машине был.
Вопрос: Год назад в это время вы прогнозировали, что команды не станут снижать темпы модернизации машин и в 2018 году – полагаете, всё так и будет?
Энди Грин: Однозначно, я пока не вижу признаков этого, может быть, её темпы несколько снизятся ближе к концу сезона, но не исключено, что процесс будет продолжаться и до 2019 года. Интенсивная доводка аэродинамического обвеса идёт, все намерены готовить технические новинки максимально быстро, в том же темпе, что и в прошлом сезоне. В 2017-м в техническом регламенте произошли радикальные изменения в области аэродинамики, и чтобы в полной мере с ними разобраться, требуется время.
В прошлом году мы потратили немало усилий, дорабатывая VJM10, изучали и опробовали разные идеи и концепции. Особенно когда увидели, что у нас достаточно большое преимущество перед ближайшими соперниками, то значительное время на пятничных тренировках стали посвящать именно этому: мы скорее работали на будущее, а не занимались повышением эффективности шасси. Результаты той работы станут видны на ранних стадиях сезона, когда наша новая машина будет претерпевать существенные изменения.
Я ожидаю, что мы продолжим работать по прошлогодней схеме, практически к каждой гонке готовя комплекс небольших новинок, которые будут периодически чередоваться с более крупными. Изменения регламента, которые нас ждут в 2019 году, должны быть незначительными, поэтому мы хотим модернизировать машину вплоть до самого конца сезона. Надеемся, мы сможем и в следующем сезоне придерживаться концепции, положенной в основу этой машины – этому способствует стабильность регламента на ближайшие пару лет. Большие перемены запланированы только на 2021 год.
Вопрос: Приведёт ли это к тому, что отрывы сократятся, или пелотон ещё больше растянется?
Энди Грин: Я ожидаю, что все команды прибавят, и что отрывы начнут сокращаться, особенно в середине пелотона. Вряд ли мы увидим существенные изменения в расстановке сил, но ничего нельзя исключать. Насколько близко мы сможем подобраться к тройке лидеров – ответ на этот вопрос мы узнаем позже. В отличие от нас, у топ-команд всегда есть возможность прибавить в межсезонье, но по ходу чемпионата Force India выглядит уже намного лучше. В 2017-м мы сработали отлично и постараемся повторить это в 2018 году.
Вопрос: В какой мере Force India продемонстрирует скоростные возможности машины уже на тестах в Барселоне?
Энди Грин: Полагаю, наша машина сейчас примерно на том же уровне, на каком мы были в конце прошлого сезона, хотя VJM11 – это уже более совершенная версия предыдущей модели. Впрочем, как будут развиваться события после того, как мы начнём внедрять новинки – это уже другой вопрос. Сейчас важно создать хорошую основу, получить побольше информации, чтобы в процессе модернизации машины мы точно знали, что нужно делать.
Тесты в Барселоне в феврале – не очень репрезентативны, ведь по ходу сезона нас ждут другие условия, да и асфальтовое покрытие здесь было обновлено. В ближайшие пару недель состояние трассы будет существенно меняться, и нам предстоит очень тщательно проанализировать, как это будет влиять на настройки машины и направление её доводки.
Из-за того, что покрытие трассы изменилось, мы не можем точно определиться с базовыми настройками, но понятно, что они будут существенно отличаться от прошлогодних. Так что шинникам придётся серьёзно потрудиться.
Нам предстоит полностью проверить машину и убедиться в том, что она работает так, как надо. Разумеется, для того, чтобы заниматься повышением уровня надёжности, также нужно проехать побольше километров. В прошлом году мы добились прекрасных показателей надёжности, планка была установлена очень высоко, и надо постараться остаться на этом уровне. В ближайшие две недели мы должны удостовериться в том, что разработали надёжную машину, и разобраться со всеми её «детскими проблемами», чтобы не заниматься этим в Австралии.
Вопрос: Разумеется, очень важный фактор – это гонщики, и нас ждёт второй сезон, когда в составе команды будут выступать Серхио Перес и Эстебан Окон…
Энди Грин: Оба – прекрасные гонщики, которые в нужные моменты могут быть агрессивными, а в других ситуациях умеют пилотировать более спокойно. В 2017-м Эстебан многому научился, выступая вместе с таким опытным профессионалом, как Серхио. Он сразу поехал очень быстро, прекрасно выступая в квалификациях и прилагая большие старания, чтобы адаптироваться к особенностям резины, в чём также преуспел. Серхио работает с шинами едва ли не лучше всех, но он изучил подход Эстебана к квалификациям и тоже добился существенных улучшений.
В этом плане они учились друг у друга, и это позволило команде двигаться вперёд. Ожидаю, что в 2018-м этот процесс будет продолжаться, гонщики продолжат подгонять друг друга, и их соперничество станет ещё острее.