Технический директор Toro Rosso Джеймс Ки рассказал о задачах, которые решали инженеры и конструкторы команды, разрабатывая шасси 2018 года, рассчитанное на работу с силовыми установками Honda.
Вопрос: Какие подходы вы применяли, разрабатывая шасси STR13?
Джеймс Ки: Предстояло решить несколько сложных задач, но по сути среди них не было таких, которые можно было бы отнести к разряду совсем новых. Наиболее очевидная состояла в том, что у нас сменился поставщик двигателей, но также было несколько небольших изменений технического регламента в области аэродинамики, несколько разъяснений, касающихся подвески и так далее – всё это отразилось на нашем подходе к работе.
В основном задача сводилась к тому, чтобы разобраться с требованиями регламента, применяя наши знания и опыт, т.е. это вполне нормальный процесс перехода от одного сезона к следующему. Наиболее заметный элемент, о котором больше всего говорят – это, конечно, Halo, система защиты головы гонщика.
Мы впервые с ней работали, и у нас нет информации, полученной в предыдущие годы, на которую мы бы могли опираться. Поэтому, решая вопрос интеграции Halo с шасси, пришлось всё начинать с нуля. К структурной целостности этой системы предъявляются очень жёсткие требования, то же самое относится и к её креплению, и нам пришлось как следует потрудиться, чтобы всё правильно сделать.
Одна из причин, объясняющих, почему Halo выглядит именно так – а вопросы в основном были к её внешнему виду – связана с тем, что эта система должна быть невероятно прочной и выдерживать огромные нагрузки. В этом случае вы необязательно получите компонент, прекрасно вписывающийся в облик машины. Это будет нечто не вполне совершенное, поскольку задача не в том, чтобы всё выглядело стильно: Halo сконструирована так, что она отвечает очень жёстким требованиям в части механической прочности и структурной целостности.
Что касается остальной части машины, кроме двигателя, то мы воспользовались нашими знаниями и либо разрабатывали новые решения, либо совершенствовали уже имеющиеся, в зависимости от того, относились ли они к слабым или сильным сторонам прошлогодней машины. Также надо было применить накопленный опыт, выполняя новые требования регламента. Поэтому шасси 2018 года в какой-то мере – эволюция прошлогодней STR12.
Однако многие области в задней части машины полностью переделаны, а также улучшена работа подвески, поскольку в 2017-м это не относилось к достоинствам машины.
Если говорить об аэродинамике, то некоторые области заметно отличаются от того, что было на машине 2017 года, а остальные были усовершенствованы. Работа по доводке аэродинамического обвеса продолжается и сейчас. В прошлом году в начале сезона у нас был порядок с аэродинамикой, однако к концу чемпионата нам не удалось довести её до желаемого уровня эффективности. В 2018-м процесс её модернизации будет продолжаться постоянно.
Нам предстоит сделать ещё немало открытий, если говорить о действующем регламенте на шасси, и вполне вероятно, что к середине сезона машина будет выглядеть не так, как сейчас. Совершенствование аэродинамики – наша основная задача в настоящий момент.
Вопрос: Давайте поговорим о самом существенном изменении – о новом двигателе…
Джеймс Ки: В предыдущие годы мы несколько раз меняли поставщика двигателей, так что накопили неплохой опыт. Хотя решение было принято позже, чем хотелось бы, особых проблем с интеграцией шасси с новой силовой установкой не возникло.
Конечно, если бы в нашем распоряжении было больше времени, мы бы предложили несколько иные технические решения, но в целом архитектура машины осталась бы такой же, и силовая установка довольно аккуратно интегрирована с шасси. В Honda создали очень компактную силовую установку, с которой очень просто работать. Это оказалось приятным открытием, когда мы получили от мотористов первичные данные и начали обсуждать с ними технические вопросы.
Это также означало, что у нас появилась возможность изменить конструкцию коробки передач с тем, чтобы улучшить расположение ряда элементов задней подвески – это позитивный момент.
Что касается работы с Honda, то, конечно, это был новый опыт. В прошлом мне приходилось иметь дело с японскими мотористами, и тогда это сотрудничество было плодотворным, но сейчас мы работаем с поставщиком двигателей, который базируется за пределами Европы, и у нас нет возможности при необходимости просто заглядывать к мотористам и обсуждать с ними рабочие моменты у терминала CAD (система автоматизированного проектирования). Общение должно носить более упорядоченный характер.
Между Европой и Японией большая разница во времени, и это тоже надо учитывать. Ещё один важный аспект этого сотрудничества состоит в том, что мы получили статус заводской команды – это прекрасная возможность и для нас, и для Honda. В нашем случае речь шла не только об установке двигателя на шасси и обсуждении множества деталей, с этим связанных – речь о программном обеспечении, электронике, даже расположении оборудования в гараже, непосредственно работе двигателя и систем охлаждения – надо было наладить тесные связи с нашими японскими партнёрами и оказать определённое влияние на ряд технических решений. В этом плане задача была достаточно сложной, но решать её было интересно, мы получили хороший опыт.
Вопрос: В этом году шинники Pirelli будут использовать ещё более мягкий состав резины – вы это учитывали, разрабатывая шасси?
Джеймс Ки: Да, поскольку продолжающийся процесс модернизации аэродинамики и силовых установок в сочетании с более высоким уровнем сцепления приведёт к дальнейшему росту скоростей. Следовательно, это надо предусмотреть, рассчитывая нагрузки, которые будет испытывать машина. Также надо учитывать, что это может повлиять на подход к настройкам машины, возможно, придётся несколько корректировать геометрию подвески, и это тоже дополнительная работа, которую необходимо выполнить.
Вопрос: Что можно в целом сказать об ожиданиях, связанных с предстоящим сезоном?
Джеймс Ки: В течение какого-то периода мы будем выстраивать отношения с новыми партнёрами, но по ходу сезона всё постепенно встанет на свои места. Ожидаю, что мы будем выступать всё более конкурентоспособно. У нас составлены планы как на ближайшую, так и на среднесрочную перспективу, чтобы выйти на тот уровень, на который мы хотим выйти, и сейчас идёт детальная проработка этих планов. Надеюсь, результаты Toro Rosso во второй половине сезона, станут отражением нашего потенциала, и тогда станет понятно, какой должна быть наша следующая цель.