В Сузуке гонщик Haas Роман Грожан комментировал возможные изменения в формате квалификации и системе начисления очков, а также рассказал, как удалось справиться с проблемами, преследовавшими его в первой половине сезона...
Вопрос: В Сузуке всего одна зона DRS. Что вы думаете об идее добавить вторую на прямую перед поворотом 130R?
Роман Грожан: Я не знаю. Сузука – невероятная трасса с высокими скоростями, но здесь сложно обгонять. Вариант второй зоны DRS можно рассмотреть, но на мой взгляд это даст преимущество ведущим командам, например, Red Bull, чьи машины генерируют больше прижимной силы – они смогут проходить поворот 130R с открытым крылом.
Почему бы и нет? Но 130R – не то место, где ты хочешь, чтобы машину развернуло. В целом, я не большой поклонник DRS, но на многих трассах это единственный шанс обеспечить обгоны.
Вопрос: Что вы думаете об идее разделить квалификацию на четыре сессии?
Роман Грожан: Я не думал об этом, но не считаю, что это поможет. В квалификации из четырех сессий у команд средней группы ещё меньше шансов на борьбу, поскольку тогда в финал будут выходить только восемь гонщиков. Для лидеров это ничего не изменит, а остальным осложнит жизнь. Это не решит ту проблему, которая есть сейчас у Формулы 1. Проблема заключается в том, что еще до начала уик-энда мы знаем, кто выиграет гонку. Мы знаем, что в Японии победит Хэмилтон или Феттель, а ведь уик-энд еще даже не начался!
Полагаю, есть желание сделать борьбу в квалификации менее предсказуемой. В России гонщики Red Bull стартовали с последних позиций, но быстро прорвались в первую пятерку. Вспомните Монцу, когда Феттеля развернуло, он поехал в боксы менять носовой обтекатель, но все равно финишировал в первой пятерке – лидеры всегда возвращаются на свои позиции, поскольку выступают в собственной лиге.
Вопрос: Прозвучало предложение пересмотреть систему начисления очков, чтобы их получали первые пятнадцать гонщиков. Что вы об этом думаете?
Роман Грожан: Почему нет? Я ни за, ни против этого предложения. Не вижу ничего плохого, если борьба за пятнадцатое место станет борьбой за очки. Знаете, сейчас бывает болезненно финишировать одиннадцатым в шаге от очков.
Вопрос: Но тогда изменится и разница в очках между первым и вторым местом, вторым и третьим…
Роман Грожан: Да, и борьба за титул станет более интересной. Поскольку я не борюсь за победы, я не так активно занимаюсь подсчетом очков, как лидеры. Сейчас мы можем рассчитывать на одно, два, иногда на восемь очков, поскольку не боремся за подиум. Конечно, победа – это победа, она должна быть соответствующе оценена очками, но если начнут начислять очки первым пятнадцати гонщикам, то не вижу ничего плохого. Борьба в чемпионате станет более плотной не только среди лидеров, но и в средней группе.
Вопрос: Вас удивляет темп Sauber в последних гонках?
Роман Грожан: Очень удивляет.
Вопрос: С чем связана их прибавка в скорости?
Роман Грожан: Понятия не имею. Только они это знают. В Сочи Эриксон ехал позади меня и серьезно прессинговал. Я полностью «убил» шины на своей машине, пытаясь его сдержать.
Вопрос: Подписав контракт на следующий сезон, вы почувствовали себя спокойнее?
Роман Грожан: Как мы знаем, в Формуле 1 можно оказаться без места за рулем, даже если у тебя есть контракт. На этапе в Германии я сказал команде, что вернул привычную форму. Я знал, что было не так, и все исправил. В Сочи я демонстрировал хороший темп, мне понравилась гонка, хоть я и не заработал очки. Честно говоря, после этапа в Германии я доволен своими выступлениями.
Вопрос: Какие варианты у вас были помимо Haas?
Роман Грожан: У нас было несколько разговоров. Конкретных предложений мне не поступало, но переговоры получились продуктивными.
Вопрос: До этапа в Германии у вас были опасения, что вы останетесь без Формулы 1 на следующий сезон?
Роман Грожан: После этапа в Сильверстоуне я не исключал такого варианта, но знал, что решение есть. Этап в Германии стал поворотной точкой, я был уверен, что вместе с командой мы всё преодолеем. Я знал, что должен делать, чтобы вернуться к привычной форме.
Вопрос: Все же, давайте проясним. Вы не исключали, что вам придется уйти из команды или из Формулы 1 в целом?
Роман Грожан: В первую очередь из команды.
Вопрос: Что именно было не так в Сильверстоуне?
Роман Грожан: Я бы не хотел об этом говорить…
Вопрос: Расскажите о том, как вы видели ситуацию? Если вы не ответите, мы же подумаем самое худшее, учитывая вашу репутацию...
Роман Грожан: Отстаньте! (смеется) Что я могу сказать? На старте мы столкнулись с Кевином. Мы пытались понять, почему это произошло, мы оба приняли ошибочное решение или это я ошибся на торможении. В тот момент я не думал, что ошибся. Это как на старте Гран При Японии 2012 года, если вы хотите провести параллель. Ты считаешь, что у тебя все в порядке, но это оказывается не так. Иногда то, что кажется правильным, на самом деле неправильное, и делать этого не следует.
У тебя есть две десятых, чтобы принять решение, и не всегда оно оказывается верным. В Сильверстоуне оно оказалось ошибочным, мне нужно было понять, почему это произошло, и я просто работал над этим. Надо принимать правильные решения в нужное время.
Вопрос: Что вы сделали для того, чтобы начать принимать верные решения?
Роман Грожан: Не поймите меня неправильно, но на старте ты должен быть максимально сосредоточен, это не видеоигра, где можно стартовать заново. Нужно принимать верные решения, но для этого тебе нужен правильный образ мыслей.
Вопрос: У вас хорошие отношения с Кевином?
Роман Грожан: У нас с ним всегда были хорошие отношения.
Вопрос: А с остальными гонщиками?
Роман Грожан: Не с напарниками легче поддерживать хорошие отношения. Я хорошо общаюсь с Даниэлем Риккардо, Себастьяном Феттелем, Валттери Боттасом, Серхио Пересом. На самом деле, со всеми гонщиками.