Наш разговор с Алексеем Титовым, генеральным директором АНО «Росгонки», состоялся буквально через несколько часов после финиша Гран При России. Он честно сказал, что в дни гоночного уик-энда ему было не до сна, но теперь все волнения позади, поэтому можно подвести первые итоги и перевести дух.
Вопрос: Алексей, наверняка волнений было достаточно много, поскольку для вас это первый Гран При, хотя вы прекрасно знаете людей, которые работали здесь с первого дня и делали предыдущие гонки. Но теперь, когда всё закончилось, наверняка отлегло от сердца, и вы довольны, так?
Алексей Титов: Если честно, это первый раз в жизни, когда я хотел, чтобы гонка поскорее закончилась, и все отсюда разъехались. Безусловно, было волнительно. Когда я входил в этот проект, было некое понимание масштабности, понимание того, что это сложно, что это очень многогранная история, и нужно всегда учитывать большое количество факторов, но только в процессе подготовки ты осознаёшь, что на самом деле ты ничего не понимал. И что всё сложнее и многограннее. Для вашего понимания: суммарное количество аккредитованных лиц на этот уик-энд составило одиннадцать тысяч человек.
Это одиннадцать тысяч человек, которые обслуживают Гран При: наши сотрудники, подрядчики, служба безопасности, городские службы, связанные с инфраструктурой – газ, свет, звук, канализация. Это нечто колоссальное, и всем этим нужно управлять эффективно и зачастую в кризисном режиме, ведь как только наступает какой-то сложный в операционном плане момент, необходимо очень быстро принимать решения, понимать, как всё правильно сделать, и потом уже соответствующим образом разбираться. Да, было напряжение, было мало сна, и первое, чего хочется – выспаться.
Шагомер насчитал мне порядка шестидесяти километров за последние пять дней, пройдено было много, и сейчас «выдыхает» всё – тело, мозг, ноги…
Вопрос: Такое ощущение, что в организационном плане с каждым годом Гран При России становится всё лучше. Впрочем, может быть, на самом деле всё проходит примерно одинаково: сразу была взята настолько высокая планка, что в принципе и желать нечего. Но это наши впечатления, а вам видно гораздо больше. Возможно, не всё было так гладко, но все вопросы решались оперативно?
Алексей Титов: Знаете, я прошел определенную театральную школу – в детстве ходил в школу при МХАТе, в обычной школе у меня тоже были уроки театрального мастерства, и нас там всё время учили и показывали на примерах, как отличить хороший спектакль от плохого. Хороший спектакль – это когда зритель сидит в зале, и если на сцене что-то идёт не так – актеры забыли слова или не вышли вовремя – он этого не подозревает. Таково главное отличие хорошего спектакля от плохого. Если нынешний уик-энд в Сочи понравился зрителю – значит, спектакль удался. Безусловно, были шероховатости, мы понимаем, над чем надо работать, чтобы сделать зрительский опыт еще лучше, и мы будем это делать. В целом, как мне кажется, всё прошло хорошо.
Вопрос: Вряд ли вы станете рассказывать о том, какого рода были эти шероховатости – пусть эта профессиональная тема останется за кадром, но, может быть, вы хотя бы назовёте области, над которыми нужно работать?
Алексей Титов: Конечно. Нас посетило колоссальное количество людей. Но я пока не готов назвать точную цифру, поскольку подсчёт продолжается, и эту информацию мы, безусловно, объявим. У нас были технические нюансы, связанные с отсутствием подключения к интернет на главной входной группе, из-за этого сканеры не смогли правильно собрать информацию. Поэтому будем просматривать записи с камер, чтобы цифра получилась корректной.
В Олимпийском парке было очень много публики, и самое важное в таких процессах – правильно управлять этими потоками. Как только ты начинаешь грамотно этим управлять, то получаешь и хорошую картинку, и довольных людей. Все понимают, что происходит, куда идти, куда идти не надо – из этого складываются очень важные вещи. В этом плане у нас тоже были некоторые шероховатости, и мы обязательно будем над ними работать.
Вопрос: На предыдущих Гран При России от ваших коллег мы не раз слышали, что подготовка к следующей гонке начинается чуть ли не в понедельник после окончания уик-энда. Возможно, это в какой-то степени фигура речи, и тем не менее, что будет дальше?
Алексей Титов: Самое важное – это в течение следующего месяца проанализировать все ключевые функции, направления, и пока всё свежо в памяти, изложить на бумаге все технические и иные нюансы, которые были в рабочих процессах и которые нужно отладить. Самое важное – это работа над ошибками.
В течение следующего месяца будем вести активную работу по всем направлениям, проводить анализ того, где мы можем что-то сделать лучше, где не доработали, в чём перестарались, чтобы на следующий год, говоря олимпийскими терминами, оказаться быстрее, выше, сильнее.
Вопрос: Вряд ли интересно просто повторить опыт этого года, предварительно сделав работу над ошибками. Возможно, вы уже знаете, какую новую составляющую хотите привнести в Гран При России 2019 года?
Алексей Титов: В этот раз мы делали ставку на «Фестиваль драйва и моторов». У нас было искреннее, чёткое понимание, что людям нужны события, нужен праздник. И это не потому, что Формула 1 плохая или скучная, просто Гран При – событийное мероприятие. Люди приезжают сюда, тратят свои деньги, которые долго зарабатывали или даже копили, чтобы посетить этап, и взамен должны получать полноценные эмоции.
Эти эмоции не могут быть обеспечены одним действием, нужен полноценно скомпонованный продукт. Это то, что мы сделали, и мы видим, что этот продукт находит отклик у зрителя. Поэтому мы будем, в первую очередь, работать над тем, чтобы улучшить и разнообразить этот наш продукт, чтобы в следующем году не просто повторить сделанное, а предложить нечто большее.
Вопрос: В предыдущие два года здесь не проводились гонки поддержки, и спасибо вам отдельное за то, что в этот раз гонки поддержки состоялись, ведь российские болельщики искренне рукоплескали Артёму Маркелову. Он совершенно фантастически провел уик-энд, даже если результаты это не вполне отражают. Какие перспективы у гонок поддержки в Сочи?
Алексей Титов: Мы будем бороться за гонки поддержки, ведь мы их вернули как раз потому, что понимали: нашим зрителям нравятся юниорские серии. Во-первых, там представлены наши соотечественники, которые очень хорошо едут. Во-вторых, чисто спортивная составляющая – лично я очень люблю юниорские серии за то, что именно в них отбирается подлинный талант, именно там мы его видим.
Когда люди начинают говорить, что автодром в Сочи скучный, и на нем не бывает обгонов – я отвечаю: вот, смотрите! Молодые парни сражаются до последнего, были аварии, стёртые шины – было абсолютно всё! Поэтому мы будем бороться за продолжение гонок поддержки, будем приглашать их к нам в гости в следующем году.
Вопрос: Вероятно, культурная составляющая уик-энда весьма дорого обходится и особого дохода не приносит, а хлопот с ней немало. Но вы планируете развивать эту тему и дальше?
Алексей Титов: Да, конечно. В этом году мы протестировали новую модель, сделали один платный концерт группы «Ленинград» в Большом ледовом дворце – с точки зрения качества этот продукт полностью себя оправдал, дворец был заполнен до отказа. Т.е. некий симбиоз Шнурова и Формулы 1 возможен, и людям это понравилось. Позитивная финансовая составляющая для нас тоже была, мы очень рады, что можем предоставить качественный продукт, за который люди готовы заплатить. Это огромный коммерческий плюс для всех нас, люди это оценили.
Концерты на Медальной площади, безусловно, останутся, над ними будем активно работать, но, мы, как обычно, сперва проведем детальное исследование, потому что в нашем деле самое важное – понимать, чего хочет публика. Чтобы такое мероприятие было успешным, нужно давать людям то, чего они хотят.
Совершенно очевидно, что маркетинговое исследование, которое было проведено в преддверии этого этапа, себя полностью оправдало, поэтому при подготовке к Гран При России следующего года у нас будет точно такая же стратегия. Сначала мы всех детально опросим, узнаем, чего люди действительно хотят, проанализируем это и поймем, как и в каком виде вам это предоставить, чтобы все остались довольны.