Советник концерна Red Bull по автоспорту Хельмут Марко в интервью австрийскому изданию Motorsport Magazin подвел итоги минувшего сезона, рассказал о желании перейти на другие моторы и сказал, когда в Toro Rosso объявят имя напарника Макса Ферстаппена.
Вопрос: Как вы оцениваете сезон 2014 года?
Хельмут Марко: После зимних тестов мы оказались практически в безнадежной ситуации. Тот факт, что мы смогли выиграть три гонки и закончить чемпионат на втором месте в Кубке конструкторов, можно считать успешным результатом.
Вопрос: Значит, вы довольны тем, как команда провела сезон?
Хельмут Марко: Учитывая, как прошли зимние тесты, да. Вместе с Renault мы достигли прогресса, но, конечно, нас это не устраивает, особенно если учитывать тот факт, что наши силовые установки по-прежнему уступают в эффективности Mercedes. Нам еще многое предстоит сделать, если мы хотим бороться за лидерство.
Вопрос: Результаты Red Bull Racing были исключены из протокола квалификации Гран При Абу-Даби из-за того, что передние антикрылья не соответствовали регламенту. Как вы можете это прокомментировать?
Хельмут Марко: Это была не очень удачная попытка некоторых команд получить над нами преимущество. В Формуле 1 в борьбе с соперниками вы должны искать пределы возможного, однако некоторые выбрали не лучший способ.
Вопрос: На тестах в Абу-Даби вы работали с силовой установкой 2015 года?
Хельмут Марко: Нет, на тестах мы использовали старые моторы. К сожалению, у Renault произошло три поломки. Мы довольны работой Макса Ферстаппена – он добился прогресса. В случае с Red Bull мы готовились к следующему сезону, поэтому хотелось бы проехать больше кругов, но, в целом, смогли выполнить большую часть из того, что хотели.
Вопрос: Вы знаете, что послужило причиной поломки моторов Renault?
Хельмут Марко: Сейчас этого никто не знает, даже специалисты Renault. Двигатель нужно доставить на базу и разобрать, чтобы выяснить причину. Я не знаю, как обстояли дела у Уилла Стивенса, но на наших машинах силовые установки еще не выработали свой ресурс.
Вопрос: В Red Bull хотят с 2016 года перейти на моторы с двойным турбонаддувом. Как вы оцениваете перспективы этого решения?
Хельмут Марко: Во вторник на встрече в Женеве Жан Тодт отклонил это предложение, но у нас есть время до февраля. Мы хотим, чтобы моторы стали другими, ведь нынешние силовые установки очень дорогие – практически двукратное увеличение стоимости по сравнению с прошлым годом. Нынешний мотор не обеспечивает необходимый звук, но наибольшее беспокойство у нас вызывает тот факт, что он очень сложный в обслуживании. Нам нужно восемь человек только для того, чтобы завести двигатель. Вы бы знали, сколько всего приходится предпринимать, чтобы не повредить силовую установку, когда на трассу выезжает автомобиль безопасности. Я не думаю, что Формула 1 должна стремиться к экономии топлива – нам не подходит подобный путь развития.
Вопрос: Вы предлагаете перейти на гибридные моторы с двойным турбонаддувом?
Хельмут Марко: Да. Мы можем взять нынешний двигатель внутреннего сгорания и оснастить его второй турбиной. Расчеты, сделанные людьми, которые разбираются в этом, показывают, что затраты на разработку подобного решения составят менее десяти миллионов. Если ситуация не изменится, то в 2016 году мы увидим взрывной рост стоимости нынешних силовых установок.
Вопрос: Рост стоимости произойдет из-за отмены ограничений на доработку моторов?
Хельмут Марко: С 2016 года мы получим большую степень свободы в работе над мотором, что приведет к значительному повышению стоимости.
Вопрос: Но ведь изначально планы были прямо противоположными?
Хельмут Марко: Да, но они не сработают, поскольку в Ferrari и Renault намного уступают Mercedes. В McLaren тоже не лучшим образом провели тесты, хотя у них была возможность учиться на наших ошибках. Все это свидетельствует о сложности нынешних систем.
Вопрос: В 2015 году больших перемен не предвидится?
Хельмут Марко: Уже не осталось времени, чтобы что-то кардинально изменить. Мы действуем в рамках регламента и надеемся, что сможем сократить отставание от Mercedes.
Вопрос: Во время тестов Себастьян Феттель был в боксах Ferrari. Что вы об этом думаете?
Хельмут Марко: В соответствии с контрактом, он не мог принимать в них участие. Как оказалось, он настолько необходим Ferrari, что нам пришлось сделать вид, что не замечаем, как Себастьян передает им наши ноу-хау! (смеется)
Вопрос: Изначально вы не были против участия Себастьяна в тестах, но потом пересмотрели решение. Почему?
Хельмут Марко: В Сузуке Себастьян спросил меня, не буду ли я возражать против его участия в тестах. Я ответил, что не вижу проблемы, но для начала должен посоветоваться с техническими специалистами. Инженеры подняли большой шум, поэтому нам пришлось отозвать разрешение.
Вопрос: В конце сезона складывалось впечатление, что отношения между командой и Себастьяном начали портиться, отчасти из-за того, что вы запретили ему участие в этих тестах…
Хельмут Марко: Нет, но если бы он во вторник сел за руль другой машины, то его воспоминания были бы еще свежи, и он смог бы сравнить две машины, увидел бы отличия в мельчайших деталях. Когда он сядет за руль в феврале, многое будет забыто. Мы не хотим, чтобы соперники знали детальную информацию о нашей машине. Полагаю, недопонимание возникло из-за моих слов: сначала я разрешил, но затем, посоветовавшись с инженерами, отказал Себастьяну.
Вопрос: Какова ситуация вокруг контракта со вторым пилотом Toro Rosso?
Хельмут Марко: В понедельник мы сделаем заявление.
Вопрос: Карлос Сайнс-младший неплохо выглядел на тестах…
Хельмут Марко: Ферстаппен и Сайнс отлично провели тесты. Выступление Алекса Линна в Lotus трудно оценить.
Вопрос: Но Жан-Эрик Вернь уходит из команды?
Хельмут Марко: Он уже объявил в Twitter, что больше не будет выступать за Toro Rosso.