Даниэль Риккардо рассказал о психологических аспектах автоспорта, о том, как он настраивается перед стартом Гран При, как сохраняет концентрацию по ходу гонок – всем этим он поделился в интервью американскому деловому журналу Inc.
Вопрос: В какой мере перед гонкой вы занимаетесь психологической подготовкой, а в какой – физической?
Даниэль Риккардо: Занимаюсь и тем, и другим. Но поскольку подготовка – это в основном стандартные процедуры, то я не концентрируюсь на них полностью. На каких-то гонках в последний момент мы можем принять какого-нибудь гостя команды или кто-то ещё вдруг постучится в дверь. Часто бывает, что подготовку приходится прервать.
Поэтому я стараюсь избегать подхода, который можно сформулировать так: «Если я не всё сделаю идеально, то у меня будут проблемы». (смеётся) Но какие-то вещи остаются неизменными, например, надо размяться, надо надеть наушники, послушать музыку, сделать дыхательные упражнения. После этого я начинаю внутренний диалог с самим собой и настраиваюсь.
Конечно, бывает, меня что-то огорчает. В день гонки у нас очень плотное расписание. Хотя обычно у нас есть 45 минут на подготовку, и каждая минута в этот день очень важна. Поэтому я стараюсь не переживать. Если я начну думать, что я только что зря потратил пять минут, это значит, что я потеряю ещё какое-то время.
Вопрос: Тогда переходим к следующему вопросу. Есть такая концепция, называется «нейтральное мышление», она предполагает, что в любой ситуации надо пытаться избегать как слишком сильного эмоционального возбуждения, так и стараться не слишком расстраиваться. Как после удачного обгона вам удаётся избежать чрезмерных восторгов, и как не расстраиваться после ошибок в выборе тактики?
Даниэль Риккардо: На трассе это даётся сложнее всего. Ведь речь не только обо мне. Ты думаешь о каждом сотруднике команды, который работает на трассе во время этих двух часов гонки, когда напряжение зашкаливает. Если обгон получается, я мысленно хвалю себя, потому что это мотивирует и настраивает атаковать следующую машину.
Если что-то идёт не так, тогда всё несколько сложнее, и надо просто сконцентрироваться на следующем повороте. В такие моменты важнее всего сохранять тот самый нейтральный настрой. Чем дольше ты будешь думать о том, что произошло, тем больше времени потеряешь.
Например, может произойти какая-то заминка на пит-стопе. Это неприятно, но уже осталось в прошлом. Вернуться назад и что-то исправить невозможно. Мы можем обсудить это после гонки. Но делу не поможет, если думать об этом сейчас.
Но полагаю, что такой подход сработает и в любой другой профессии. Надо концентрироваться на том, что важно сейчас, а анализировать ошибки можно позже.
Вопрос: С другой стороны, если постоянно думать о том, как важно добиться успеха, это может парализовать волю. Вспомним прошлогоднюю гонку в Монце: мало кто ожидал, что на её заключительных стадиях будет лидировать McLaren. Как вам удавалось сохранять спокойствие и концентрацию?
Даниэль Риккардо: Сдерживать восторги не особо сложно. Вот когда восемь лет назад в Монреале вышел в лидеры гонки, то почувствовал некий ненормальный восторг, однако сразу одёрнул себя: «Я на пути к моей первой победе в Формуле 1! Постарайся её не упустить».
С тех пор у меня выработалась уверенность и вера в свои силы. Тогда в Монце я не думал: «Хорошо бы эта гонка поскорее закончилась». Я лишь думал о том, что давно не лидировал в Гран При, и просто хотел насладиться этим ощущением. Мне хотелось продлить это состояние, когда все пытаются меня догнать.
Вопрос: Для того, чтобы ваши с Ландо Норрисом машины вышли на старт, сотни сотрудников McLaren упорно работают, команда тратит миллионы долларов. А вы находитесь на вершине этой пирамиды. Как вам удаётся прогнать от себя мысль о том, что если вы попадёте в аварию в первом же повороте, то это будет означать, что усилия всех этих людей пойдут прахом?
Даниэль Риккардо: Повторюсь, дело не только во мне. Важен труд каждого человека, просто моя работа на виду.
Но что касается меня, то ещё в начале карьеры я для себя решил: буду изо всех сил бороться, агрессивно сражаться до конца – это лучше, чем осторожничать и никогда не добиваться высоких результатов. Если попаду в аварию – например, предприму попытку атаки, но она не увенчается успехом – то хотя это не тот исход, на который я рассчитывал, однако моё сердце будет спокойно, потому что я сделал всё, что было в моих силах.
Впрочем, на старте гонки это сложнее всего. Не хочется вылететь с трассы, но если будешь действовать слишком осторожно, тебя съедят. Это тот случай, когда очень важна психологическая подготовка. В такие моменты важно найти правильный баланс между агрессией и терпением, причём действовать надо с максимальной осмотрительностью.
На старте вообще сложно предугадать развитие событий. Я даже не стараюсь заранее прикинуть возможные сценарии. С одной стороны, определённый опыт у меня накоплен, с другой, иногда я просто себе говорю: «Пусть всё идёт, как идёт, я буду на это реагировать, а потом сделаю вид, что у меня был определённый план!» (смеётся)
Вопрос: В какой момент вы по-настоящему поверили в себя и свои силы?
Даниэль Риккардо: Впервые я это почувствовал в 2012 году, во время моего первого полного сезона в Формуле 1. Мы были в Японии, и я сражался за 10-ю позицию с Михаэлем Шумахером. «10-е место» звучит не очень впечатляюще, но для нашей команды Toro Rosso это было важно.
Когда Михаэль меня догнал, я подумал: «О, нет, только не это!» Но мне удавалось держать оборону на одном круге, на двух, потом в течение трёх кругов, потом в течение четырёх. И вдруг я подумал: «Вот ведь, у меня же всё получается!»
Пожалуй, это был первый важный момент, когда я смог сдержать натиск гонщика, которым я восхищался, одного из самых великих в истории Формулы 1. Потом он подошёл ко мне и сказал: «А ты здорово оборонялся».
Когда я получил такого рода признание от самого Михаэля Шумахера, то подумал: «Ага, значит, мне это по силам».
Вопрос: Что вам говорили родители, когда вы были ещё юным гонщиком?
Даниэль Риккардо: Мой отец и сейчас говорит: «Сделай всё, что в твоих силах». Он не говорит: «Ты лучше всех». Он имеет в виду, что на трассе надо стараться получать удовольствие, ведь выступать в гонках – это то, что я умею делать лучше всего. Смысл в том, что надо забыть обо всей этой шумихе и помнить одно: я занимаюсь этим делом лишь потому, что очень люблю гонки.
Мои родители – очень спокойные люди. Они просто хотят, чтобы я был счастлив, они знают, что гонки доставляют мне огромную радость. Если честно, они, наверное, никогда не верили, что я смогу выиграть гонку в Формуле 1! (смеётся)
Так что дело не в деньгах, не в славе и не в том, что тебя показывают по телевизору – всё это бонус. Родители просто знают, что выступления в гонках доставляют их сыну радость. Правда, в этом году мои результаты не соответствуют моим стандартам, они ниже уровня моих способностей, поэтому, конечно, я недоволен. Но если я буду прилагать все возможные усилия, чтобы показывать максимально возможные результаты, и буду получать при этом удовольствие, то я обязательно смогу добиться успеха.