Гонщик Toro Rosso Карлос Сайнс на встрече с прессой в пятницу рассказал о брифинге гонщиков, состоявшемся после завершения тренировок в Абу-Даби, на котором обсуждался ряд важных вопросов.
Вопрос: В чём была причина столь продолжительного пятничного брифинга гонщиков?
Карлос Сайнс: Думаю, хотя он был долгим, но прошёл вполне продуктивно, мы обсудили много вопросов, стараясь поделиться своими впечатлениями о работе шин, о проблеме видимости, высказали предложения о том, что можно улучшить. В общем, совещание прошло позитивно.
Вопрос: Говоря, что оно было позитивным, вы что имеете в виду?
Карлос Сайнс: Никто особо не сердился, не был настроен излишне критично, мы все старались помочь FIA принять правильные решения, помочь Pirelli разработать более эффективные шины. Попытались донести ощущения гонщиков, чтобы в следующем году шоу стало более зрелищным, а резина Pirelli лучше справлялась с экстремальными условиями.
Вопрос: Есть тревоги по поводу следующего сезона?
Карлос Сайнс: Нет, я жду его с нетерпением. Пока я не попробую в деле новую резину, нет смысла волноваться. Очень хочется увидеть, как будут работать новые машины, особенно на сухой трассе, потому что в условиях дождя все машины ведут себя примерно одинаково.
Вопрос: Даниилу Квяту сегодня пришлось прервать работу на трассе из-за двух проколов шин, а у вас были какие-то проблемы, ведь вы тоже вернулись в боксы?
Карлос Сайнс: Нет, на моей машине неисправностей не нашли, но ситуация была, как в Остине, где на субботней тренировке у меня были проблемы с шинами. И сегодня впервые команда и FIA приняли такое решение и из соображений безопасности не позволили мне продолжить работу на трассе. Я не могу это критиковать, переживать тоже не стоит, но такие ситуации иногда бывают.
Вопрос: Команда смогла установить, что ваша машина была в порядке?
Карлос Сайнс: Да, моя машина была в порядке…
Вопрос: Вы уверены, что к завтрашнему дню все проблемы будут решены?
Карлос Сайнс: В настоящее время команда ищет решение, надо гарантировать, что никакие части машины не касаются резины, ведь это может привести к проколу, что они не задевают колёсный диск и так далее. Но этой работой мы занимались и между первой и второй тренировками, но в случае с машиной Даниила найти причину проблемы не удалось. И пока решение не будет найдено, я не могу быть на 100% уверенным.
Вопрос: Но если команда скажет вам, что проблема решена, вы сможете положиться на её мнение?
Карлос Сайнс: По-моему, чтобы решить проблему, сначала надо найти её причину. Пока нам это не удалось. Команда опробовала различные решения, но пока не выяснила причину проколов. Но если ближе к ночи мне сообщат, что со всем разобрались, я смогу полностью доверять этой информации. Но пока причина не найдена…
Вопрос: Значит, в Остине тоже не удалось выявить причину проколов?
Карлос Сайнс: Нет. Но были приняты определённые меры, которые в тот уик-энд позволили решить проблему. Так было и в Бразилии, надеюсь, так будет и здесь. Но причины нескольких проколов пока так и не были выяснены.
Вопрос: Некоторые считают, что шины Pirelli для дождевой погоды просто небезопасны…
Карлос Сайнс: Я бы не называл их небезопасными, но на них довольно сложно пилотировать, именно поэтому сегодня у нас и была встреча со специалистами Pirelli, мы стараемся им помочь. Не поймите меня неправильно, перед шинниками стояла крайне сложная задача – создать дождевую резину практически без тестов. Не думаю, что кто-то из производителей шин в прошлом работал в таких условиях. Но сейчас мы должны объединить усилия и сообща работать над более эффективной резиной для сильного дождя.
Вопрос: В Pirelli просили гонщиков поменьше критиковать их продукцию публично?
Карлос Сайнс: По-моему, мы ведём себя вполне сдержанно, и я не помню, чтобы кто-то из гонщиков так уж сильно критиковал шины. Мы понимаем, что перед Pirelli стоит очень сложная задача, и понимаем, что если гонщики будут настроены против шинников, это никому не поможет. Я тоже не собираюсь их критиковать…
Вопрос: Какая из проблем в Бразилии вас беспокоила больше – аквапланирование или плохая видимость?
Карлос Сайнс: По-моему, больше всего мы волновались по поводу аквапланирования и многочисленных вылетов с трассы. Что касается видимости… Сегодня на брифинге я привёл такой пример: если я ничего не вижу, но хотя бы уверен, что на прямой не налечу на чью-то машину, которую развернуло поперёк трассы, то я могу сам выбирать разумную меру риска, и насколько поздно надо тормозить в 1-м повороте.
Но если я понимаю, что ничего не видно, а посередине прямой запросто могут оказаться три машины, развернувшиеся из-за аквапланирования, а я врежусь в них на скорости под 300 км/ч, то тут начинаются сложности. Так что плохая видимость – это уже вторая проблема. Аквапланирование – более серьёзный повод для тревоги.
Вопрос: На аквапланирование в Бразилии мог влиять выбор высоты дорожного просвета?
Карлос Сайнс: Нет, не думаю. Тем более, аквапланирование начиналось даже на 4-й передаче, когда прижимная сила не столь велика, и передний сплиттер не так уж близко к поверхности трассы.
Вопрос: Значит, вы считаете, что проблема только в плохом сцеплении с мокрой трассой?
Карлос Сайнс: По-моему, дело лишь в неспособности резины достаточно эффективно отводить воду из пятна контакта. Но вдаваться в подробности я не буду…
Вопрос: А что скажете по поводу системы Halo? Ваш напарник, Даниил Квят, говорит, что некоторые гонщики меняют свои мнения…
Карлос Сайнс: Для этого есть свои причины. Некоторые говорят, что система выглядит не лучшим образом, что она мешает выбираться из кокпита, хотя в FIA заверяют, что это не проблема, демонстрируют нам видео, доказывают, что Halo может спасти не одну жизнь. Так что мнения высказываются разные, поэтому, возможно, однажды утром я проснусь с мыслью о том, что тоже готов поддержать введение такой системы. Надо понимать, что гонщикам непросто принять решение, ведь в зависимости от этого система Halo будет введена и в других категориях автоспорта.
Вопрос: И с какой мыслью вы проснулись сегодня утром?
Карлос Сайнс: Ещё сегодня утром я был против этой системы, но потом побывал на этом совещании, где мне показали видео нескольких происшествий, после чего я подумал, что Halo – это не так уж плохо. Скажу так: я на 100% поддерживаю идею введения систем защиты головы и на 60% готов согласиться на Halo, поэтому пока не до конца определился. Но понятно, что FIA настаивает именно на Halo, ведь в противном случае им придётся проводить обширные исследования, чтобы разработать какое-то другое решение. Сомневаюсь, что они на это пойдут.
Вопрос: Сегодня руководители команд приняли решение в следующем году давать старты с места во всех случаях – после периодов, когда на трассе находится автомобиль безопасности, после того, как гонка приостановлена красными флагами и т.д. Что вы об этом думаете?
Карлос Сайнс: Это решение уже утверждено или ещё нет?
Вопрос: Решение принято руководителями команд, они за это проголосовали, но оно должно пройти процедуру утверждения.
Карлос Сайнс: Я пока об этом не читал… Но, видимо, это делается для повышения зрелищности. По-моему, если во время сухой гонки, после того, как автомобиль безопасности вернётся на пит-лейн, старт будет даваться с места, это как-то неестественно. Другое дело, если идёт дождь, мы стартуем за сэйфти-каром, разгоняем воду, и после этого рестарт даётся с места. Но если, например, на 61-м круге Гран При Монако выезжает автомобиль безопасности, а после этого мы вдруг должны будем вновь выстроиться на стартовом поле… По-моему, это не годится.