По ходу сезона Романа Грожана преследуют проблемы с тормозами, и Haas F1 пришлось менять поставщиков компонентов тормозных систем, но, судя по всему, это не помогло. В пятницу в Абу-Даби французский гонщик вновь жаловался на проблемы, и после сессии руководитель команды Гюнтер Штайнер прокомментировал ситуацию.
Вопрос: В Абу-Даби, как и в Бразилии, Роман Грожан работает с тормозами компании Carbon Industrie, но судя по всему, проблемы остаются…
Гюнтер Штайнер: Нам нужно больше учиться и больше работать на тестах, ведь они существуют именно для этого. В прошлый гоночный уик-энд мы говорили, что сделали недостаточно, чтобы окончательно во всём разобраться.
Это очень сложная система, и после пары часов работы на трассе или 20 кругов вы не можете понять её плюсы и минусы. Но это тоже часть игры. Надеюсь, после Абу-Даби мы поймем, какие компоненты стоит использовать в следующем году.
Вопрос: Велика ли разница в работе или в настройках между тормозами производства Carbon Industrie и Brembo?
Гюнтер Штайнер: Они немного отличаются в техническом аспекте – в особенностях их установки. Что касается настроек, надо просто адаптироваться и понять, как они работают, ведь пока у нас нет банка данных об особенностях компонентов Carbon Industry. Получив эту информацию, вы можете адаптировать систему brake-by-wire, баланс передних и задних тормозов. Здесь очень тонкая грань, поэтому надо быть осторожным. Это обычный процесс обучения. Если поработать два дня на тестах, то вы очень быстро освоитесь, но по пятницам у вас есть только три часа, и за это время вы стараетесь не только протестировать тормоза, но и собрать информацию о резине, а это очень сложно.
Вопрос: В какой степени проблемы с тормозами испортят вам оставшиеся дни гоночного уик-энда?
Гюнтер Штайнер: Не думаю, что только это сказалось на нашей работе. Во второй тренировке на машине Романа возникла утечка охлаждающей жидкости – именно поэтому мы прервали работу. Это никак не связано с тормозами. Мы попросили его вернуться в боксы, поскольку другого выхода не было – эти двигатели очень сложны.
Вопрос: Очевидно, что из-за перемен в регламенте новая машина будет сильно отличаться от VF-16. Чему вы научились в этом году, что вы можете использовать в следующем сезоне, чтобы предотвратить повторение подобных проблем?
Гюнтер Штайнер: Надеюсь, всё, что мы узнали, пригодится нам в следующем году.
Вопрос: Что именно вы имеете в виду?
Гюнтер Штайнер: В основном это касается настроек машины и способов добиться эффективной работы всех элементов. Опять же, допуская ошибки или сталкиваясь с поломками, вы делаете выводы. Проектируя новую машину, вы используете накопленный опыт, чтобы предотвратить проблемы. Но может случиться всё что угодно... Это и называется приобретать опыт.
Вопрос: Несмотря на ваше техническое сотрудничество с Ferrari, у вас было больше поломок, чем вы ожидали? Сезон подходит к концу, а у вас по-прежнему много проблем с надежностью…
Гюнтер Штайнер: Да. Их оказалась больше, чем хотелось бы. Опять же, как я говорил, это опыт. Какие-то компоненты ломаются, и их приходится чинить.
Вопрос: Вы должны сами разрабатывать и производить детали, не включённые в перечень компонентов, которые можно приобретать на стороне. Но ведь система brake-by-wire входит в этот список?
Гюнтер Штайнер: Да, система brake-by-wire входит в перечень компонентов, которые можно приобретать на стороне.
Вопрос: Тогда почему у Ferrari нет проблем с этой системой?
Гюнтер Штайнер: Не знаю, возможно, этот вопрос лучше задать им. Может быть, у них не столь явные проблемы, как у нас.
Вопрос: Роман постоянно жалуется на тормоза…
Гюнтер Штайнер: Да, у него проблемы с тормозами, но я не знаю, есть ли такие проблемы у Ferrari.
Вопрос: Их гонщики этого не говорили…
Гюнтер Штайнер: Они в другой ситуации. Возможно, у них есть проблемы, но гонщики об этом не говорят. А наши гонщики всегда сообщают о проблемах...
Это ведь тоже часть игры, и сегодня, когда я говорил на эту тему, кто-то сказал, что Формула 1 интересна ещё и тем, что все открыто обсуждают проблемы. Если бы у нас не было проблем, мы бы ничего не сказали. Опять же, мы не проводим гонки без телевидения и без зрителей – всё это часть шоу. Мне кажется, мы в какой-то мере вернули в спорт эмоции и переживания.
Вопрос: Приняв решение о контракте с Кевином Магнуссеном, вы сказали, что в Абу-Даби поговорите с Эстебаном Гутьерресом… Этот разговор уже состоялся?
Гюнтер Штайнер: Ещё нет. Я постараюсь это сделать после гонки.
Вопрос: Что вы хотите ему объяснить?
Гюнтер Штайнер: Это очень личный разговор. Я не хочу показаться бесцеремонным. Это касается только его и меня. Я постараюсь ему объяснить так, чтобы он сделал выводы.
Вопрос: Судя по всему, у вас по-прежнему неплохие отношения…
Гюнтер Штайнер: Всё в порядке. Ничего особенного. Мне кажется, в жизни подобное случается. Вы не можете постоянно быть всем довольным. Мы дали работу многим людям и должны стремиться к тому, чтобы команда прогрессировала. Я объясню ему это решение. Здесь нет ничего личного, поэтому не надо расстраиваться.
Вопрос: В пятницу руководители команд встречались с Берни Экклстоуном, чтобы обсудить старты с места после автомобиля безопасности…
Гюнтер Штайнер: Правда?
Вопрос: Вас не было на этой встрече?
Гюнтер Штайнер: Меня не пригласили.
Вопрос: Вы считаете, что старты с места после автомобиля безопасности пойдут на пользу Формуле 1?
Гюнтер Штайнер: Шоу получится интереснее. Это плюс. Всем нам нравятся старты. В этом есть определенная доля риска, но когда есть риск, кто-то может выиграть, кто-то – проиграть. Если гонки станут интереснее, то это плюс для всех нас.