Заместитель управляющего директора Renault Sport F1 Роб Уайт ответил на вопросы читателей Auto Motor und Sport, рассказав интересные детали о новых турбированных моторах, которые будут использоваться в Формуле 1 с 2014 года...
Вопрос: Насколько новые моторы тише по сравнению с нынешними V8?
Роб Уайт: Не могу назвать точную цифру в децибелах, характер звука изменится, но я уверен, он всем понравится, ведь это по-прежнему мощный и высокооборотистый двигатель. Ускорение будет по-настоящему впечатляющим. Во время стендовых испытаний хотелось закрыть дверь с обратной стороны. Новая силовая установка достаточно громкая.
Вопрос: Увидим ли мы знаменитое «турбо-пламя» из выхлопной трубы?
Роб Уайт: Да, хотя и не такое явное, как раньше. Правила вынуждают экономить топливо, мы должны использовать его максимально эффективно, поэтому постараемся минимизировать попадание несгоревших остатков в выхлопную трубу. Однако при увеличении нагрузок это неизбежно.
В старые времена ограничения были не столь строгими – регламентировался уровень давления в турбине. В результате в камеру сгорания попадал сжатый воздух, топлива почти всегда оказывалось больше, чем нужно, и определенная его часть попадала в выхлопную систему, что приводило к появлению красивого «турбо-пламени».
Вопрос: В следующем году на руле останется кнопка KERS?
Роб Уайт: Сегодня нажатие на кнопку KERS просто увеличивает мощность. В следующем году система распределения накопленной энергии станет более сложной, но у пилотов останется возможность на определенный промежуток времени в случае необходимости получить прибавку в мощности. Возможно, это будет происходить путем простого нажатия на кнопку, которая сейчас отвечает за KERS.
Вопрос: Какая мощность новых моторов? Ходят слухи о 700-850 л.с.?
Роб Уайт: Мощность двигателя внутреннего сгорания составит около 600 л.с. Мощность электродвигателя будет доходить до 120 кВт, что равносильно 160 л.с. Иными словами, суммарная мощность составит около 760 л.с. Это примерно соответствует мощности современных моторов. Я прошу прощения, что не могу сообщить более точные сведения, но в качестве ориентира стоит исходить из цифры в 760 л.с.
Вопрос: Насколько большой окажется разница в мощности силовых установок в квалификации и в гонке?
Роб Уайт: Я бы не сказал, что она будет отличаться. В квалификации нужна максимальная мощность, но в гонке не сможем использовать ее на протяжении всей дистанции, поскольку ограничены лимитом в 100 килограмм топлива. Это же касается и электродвигателя. Во время гонки заряд батареи должен быть на определенном уровне. В квалификации мы можем использовать всю накопленную мощность на одном круге, но в гонке это не всегда целесообразно. Предстоит найти компромисс между максимальной мощностью и топливной экономичностью.
Вопрос: Правда ли, что крутящий момент удвоится?
Роб Уайт: Я хочу напомнить, что в следующем году мы переходим на 8-ми ступенчатые коробки передач, поэтому предстоит найти правильные передаточные отношения. Да, в определенные моменты крутящий момент будет выше, чем сейчас, но не в таких пропорциях, как вы говорите.
Вопрос: Вы не опасаетесь, что из-за перехода на новую восьмиступенчатую коробку передач могут возникнуть проблемы в Монако и в Монце?
Роб Уайт: Вероятно, в Монако пилоты откажутся от использования восьмой передачи, а в Монце – первой. Остальные передачи спроектированы так, чтобы максимально раскрыть возможности силовой установки. В результате, при переключении передач потеря мощности станет меньше, чем сейчас, поэтому я не ожидаю больших проблем.
Вопрос: В 2014 году будет ограничен расход топлива в гонке. Сможет ли гонщик постоянно атаковать в полную силу?
Роб Уайт: Это зависит от конкретной трассы, от того, что нужно предпринять в тот или иной момент, учитывая уровень расхода топлива. Вполне возможно, что в определенные моменты гонки пилотам будет разрешено расходовать топлива больше среднего уровня. Например, при обгонах или защите позиции, при необходимости показать быстрое время до или после пит-стопа. Контроль расхода топлива в гонке – одна из самых сложных задач следующего сезона. Сотни инженеров будут ломать голову над этим. Пилот больше не будет сам решать, когда можно расходовать больше топлива, а когда нет, но сможет высказывать свое мнение.
Вопрос: Гонщики увидят на дисплее уровень расхода топлива?
Роб Уайт: Гонщики смогут получать такую информацию, но у каждого своё представление о том, какая информация для него важнее.
Вопрос: Есть ли трассы, на которых будет сложно полностью зарядить батарею?
Роб Уайт: Есть трассы, где недостаточно зон для торможения, чтобы полностью зарядить батарею посредством кинетической энергии, но мы сможем рекуперировать тепловую энергию.
Вопрос: Можно ли использовать маховик для накапливания энергии, а не аккумулятор?
Роб Уайт: Такое решение не запрещено, но я не думаю, что кто-то станет его применять. Поверьте, в 2014 году на всех машинах будут стоять аккумуляторные батареи. Это проще всего.
Вопрос: Какую дистанцию должен выдерживать двигатель, принимая во внимание ограничение в пять моторов на сезон?
Роб Уайт: 3600 километров. Это касается не только двигателя, но и турбины, батареи, электроники, генераторов. Задача непростая, поскольку все будут стремиться к тому, чтобы турбина работала у своего верхнего температурного предела, но не переходила его, поскольку это приведет к ее разрушению.
Подумайте о возможной трещине от выхлопных газов. Что происходит сегодня, если возникают неполадки в выхлопной системе? Двигатель начинает работать громче, но в большинстве случаев все же продолжает работать. В следующем году даже мелкий металлический осколок, попавший в выхлопную систему, может непоправимо повредить турбину, которых у вас всего пять на сезон.