Гран При Сингапура открывает программу заключительного турне Формулы 1 по странам Азии и Америки в этом сезоне. До конца чемпионата мира осталось чуть более двух месяцев – они вместят в себя сразу семь этапов.
Гран При Сингапура – первая ночная гонка в календаре Формулы 1. Дебютный этап прошел в 2008 году. Гонка стартует уже после заката, а пилоты и команды, добираясь до Сингапура, продолжают жить по европейскому времени.
Как и в случае с большинством современных автодромов, трасса была спроектирована архитекторским бюро Германа Тильке. Из пяти проведенных гонок по две в Сингапуре выиграли Себастьян Феттель и Фернандо Алонсо, а одна победа у Льюиса Хэмилтона.
Выиграв гонки в Бельгии и Италии, Феттель стал первым в этом сезоне пилотом, которому удалось одержать две победы подряд. Его отрыв в личном зачете чемпионата мира вырос до 53 очков, так что даже если Себастьян пропустит две следующие гонки, он останется лидером чемпионата. Математические шансы на титул кроме него сохраняют лишь восемь пилотов: Фернандо Алонсо, Льюис Хэмилтон, Кими Райкконен, Марк Уэббер, Нико Росберг, Фелипе Масса, Роман Грожан и Дженсон Баттон.
Цифры и факты
Гран При Сингапура | |||
Сингапур | Столица: Сингапур | Языки: английский, китайский, малайский | |
Население: около 5,312 млн | Территория: 715 кв. км | 1 синг. доллар = 25,62 рубля |
Пилоты о гонках в Сингапуре
Льюис Хэмилтон: "Мне всегда очень нравился Гран При Сингапура, с его уникальным ночным графиком. Это, конечно, отличает его от обычного гоночного уик-энда, но работать по такому графику довольно легко, если вы правильно планируете свой сон и приём пищи. Марина-Бэй - городская трасса, подходящая моему стилю пилотирования, и довольно сложная - на ней приходится напряжённо работать на протяжении всего круга, чтобы добиться максимума".
Фелипе Масса: "На мой взгляд, в Сингапуре проходит одна из самых сложных гонок сезона, если не самая сложная - она продолжается почти два часа при высокой температуре и влажности. В машине вы постоянно потеете, но из-за относительно невысокой скорости воздух практически не поступает в кокпит.
Сложна эта гонка и с психологической точки зрения. Поскольку она проходит ночью, видимость снижается – добавьте к этому близость барьеров. Искусственное освещение довольно хорошее, но оно не может заменить дневной свет, что добавляет сложностей".
Роман Грожан: "У трассы интересная конфигурация, мне больше всего нравится последний сектор. Конечно, в этой гонке вы испытываете серьезные физические нагрузки, поскольку здесь много торможений, поребриков и неровностей.
Это далеко не та трасса, где можно немного отдохнуть на длинной прямой. Она расположена в городе, у неё не самая простая конфигурация, так что гонщикам и инженерам приходится нелегко. Здесь почти нет места для ошибок, поскольку ограждения расположены совсем близко, однако хороший круг доставляет огромное удовольствие".
Командировка на Гран При Сингапура с…
…президентом и спортивным директором Marussia F1 Team Грэмом Лоудоном
Гран При Сингапура – одна из моих любимых гонок в календаре. Много лет назад я жил там – чуть меньше года, но за это время успел привыкнуть к местному ритму жизни, к культуре, мне очень приятно каждый год возвращаться туда вновь. К тому же, мне очень нравится ночной формат проведения этапа. Машины Формулы 1 выглядят потрясающе на любой трассе, но в Сингапуре, при искусственном освещении, они смотрятся ещё лучше.
Мы продолжаем работать по европейскому времени, но в Сингапуре – я даже для себя не могу найти объяснения почему – всегда складывается впечатление, что времени у нас больше: и на работу, и на отдых.
У меня две роли в команде. Я являюсь президентом и спортивным директором. В качестве президента я представляю команду в различных комитетах и комиссиях, где мы взаимодействуем с другими командами, в том числе в FOTA, на переговорах с владельцами коммерческих прав. Почти каждый уик-энд проходят разнообразные встречи, связанные как с изменениями в правилах, так и с финансовой стороной Формулы 1.
Должность спортивного директора тесно связана непосредственно с гонками. Вы знаете, что в Формуле 1 существует огромное количество правил и документов, регламентирующих проведение гонок. Моя задача состоит в том, чтобы все процессы, связанные с работой команды, все наши действия полностью укладывались в рамки регламента, в частности – спортивного. Правила меняются порой от уик-энда к уик-энду, будь то ограничение скорости на пит-лейн или что-то еще. Одна из моих обязанностей – доносить до команды информацию о подобных изменениях.
У каждой команды в паддоке шесть представителей с лицензиями от FIA: руководитель, спортивный директор, технический директор, гоночный инженер для каждой из машин и менеджер. Каждой из должностей соответствует определенная лицензия. В качестве спортивного директора я должен следить за тем, чтобы команда соблюдала регламент. Если я допущу ошибку, это может привести к проблемам и претензиям со стороны FIA. Так что роль спортивного директора, как и любого другого сотрудника с лицензией от федерации, предусматривает определенный уровень ответственности.
В ходе гонок и других сессий я сижу на командном мостике. Там принимаются ключевые решения по стратегии, зачастую они напрямую связаны со спортивным регламентом, который определяет всевозможные процедуры, связанные, например, с выездом автомобиля безопасности, изменением погодных условий и состояния трассы. В любой момент у нас должна быть готова собственная позиция для действий и переговоров со стюардами.
На пит-уолл передо мной несколько экранов. Большая центральная панель разделена на отдельные блоки. Так, в левом верхнем углу – видео-картинка, на которой я постоянно могу наблюдать за автомобилем Макса Чилтона, рядом – Жюля Бьянки. Эти картинки отличаются от тех, которые болельщики привыкли видеть на своих экранах. На трассе расставлены несколько стационарных камер, видео с которых попеременно подается на мой экран, опираясь на данные GPS с машин Макса и Жюля. Я слежу только за ними в ходе сессий. У меня есть возможность остановить кадр, перемотать запись назад, ускорить картинку. Это полезно и для того, чтобы проанализировать возможный спорный эпизод с участием одного из наших гонщиков, и чтобы – если есть такая необходимость – рассмотреть, насколько сильно повреждено, скажем, антикрыло в случае аварии. Я могу отмотать запись и выбрать наиболее удачный ракурс. Но в основном, конечно, моя задача – следить за соблюдением спортивного регламента, любыми спорными моментами, с участием наших пилотов.
Под телевизионной картинкой – несколько графиков. Один из них – тайминг с результатами пилотов на секторах. Ещё один – GPS-карта трассы, на которой точками отмечены все пилоты, что находятся в данный момент на трассе. На отдельный экран с таймингом выводится информация о пройденных кругах только нашими гонщиками: по нему можно делать выводы о состоянии резины, необходимости проведения пит-стопов. Сверху ещё два экрана с данными и обычная телевизионная картинка, которую у себя дома видят болельщики. На него я почти не обращаю внимания в ходе гонки. Мы фокусируемся только на Максе и Жюле – иногда я даже не знаю, кто победил. Кроме того, на моем рабочем столе есть специальная радиоконсоль, с помощью которой я могу общаться с другими сотрудниками команды.
У нас хорошие отношения с Чарли Уайтингом. Он всегда доступен и готов ответить на любые вопросы: будь то неформальная беседа в ходе прогулки по трассе или официальный запрос к стюардам. Он реагирует оперативно, быстро дает рекомендации и разъяснения.
По ходу заездов мы общаемся со стюардами с помощью так называемой DMS или Document Management System. Я уже упоминал про информационный экран на моем рабочем месте на пит-лейн. К примеру, на нем может появиться запись: "DMS car 22". Это значит, что нам пришел документ, непосредственно касающийся одной из наших машин – в данном случае Жюля Бьянки. Нас могут вызвать на встречу в определенное время после окончания сессии для рассмотрения инцидента с участием нашего пилота. Перед встречей мы должны подготовить все необходимые документы: видео, данные телеметрии, другую доступную информацию. Одна из моих задач – ассистировать пилоту на встречах. Мы должны выстроить свою позицию и донести её до стюардов.
Скелет моего расписания составляют сессии на трассе и несколько ключевых брифингов, самыми важными из которых я назову утренние по субботам и воскресеньям – перед началом квалификации и гонки. На них принимаются важнейшие решения по стратегии, количеству пит-стопов и так далее. В остальном мои уик-энды могут сильно отличаться друг от друга, в зависимости от встреч, на которых я присутствую как президент команды. Именно их я бы назвал ключевыми в своей работе на трассе: от них зависит в том числе и будущее команды. Кроме того, мы регулярно встречаемся и с нашими партнерами из McLaren, Cosworth, а теперь и Ferrari, которая станет нашим поставщиком моторов, начиная с 2014 года. Большинство из них проходят в среду и четверг, а начиная с пятницы я уже больше концентрируюсь непосредственно на предстоящей гонке.
Мой уик-энд можно считать законченным только тогда, когда придет официальное подтверждение от FIA о том, что результат Гран При зафиксирован. Как только я получаю финальный протокол, наступает время переключиться на следующий этап. В воскресенье вечером все мои мысли будут уже только о Гран При Кореи.