Мика Хаккинен (McLaren), Хайнц-Харальд Френтцен "(Прост"),
Алекс Йонг (Minardi), Рон Деннис (McLaren),
Эдди Джордан (Jordan), Крейг Поллок (BAR)
Вопрос: Эдди, говорят вы собираетесь подыскать работу для Жана Алези... Уже есть какие-нибудь идеи?
Хайнц-Харальд Френтцен: Сначала - для меня, ладно? Сначала найдите мне работу.Эдди Джордан: Ситуация достаточно тонкая. Я не разговариваю с Френтценом, а общаюсь с его адвокатами. Хотя мы сидели рядом в самолете, который нас привез сюда. Жан... Жан, как вы все знаете участвовал в 201-м Гран-при. Он фантастический парень. Я думаю, что Формула 1 потеряет, если он совсем уйдет, не продолжит работу здесь в какой-либо форме. Он занимает активную позицию в этом бизнесе и если я смогу предложить ему место, которое его устроит, то буду очень рад. Но пока говорить об этом слишком рано. Сейчас неплохое время для мечтаний. Последние два месяца для нас были очень сложными, я рад, что скоро все закончится и будет время сесть и подумать, что мы можем для него сделать.
Вопрос: Некоторые поняли подписание контракта с Такума Сато, как попытку удержаться за поставку моторов от "Хонды"...
Эдди Джордан: Симпатичный комментарий, нечего сказать. Может быть об этом стоит спросить Крейга. Конечно ничего подобного в наших планах не было. Я не вижу никакой связи, это совершенно разные вещи. Крейг потратил много денег на подготовку Сато, на тесты, теперь он в нашей команде. Никакой связи с "Хондой", никакой связи с моторами. Дело в таланте гонщика.
Вопрос: Вы просмотрели Рио Фукуда и Тошихиро Канеиши, он оба выиграли европейские чемпионаты "Формулы-3" в этом году...
Эдди Джордан: Да, но я думаю, что решающей стала гонка в Зандвурте, Сато с поула выигрывал по 12-14 секунд, абсолютно выдающийся результат. Нужно оценивать реальные перспективы. Гонщики, которых вы упомянули, очень хороши, они верят, что попасть в Формулу 1 можно, нужно только сделать шаг вперед. Но Сато выиграл 12 гонок, больше, чем кто либо, не забывайте об этом. Конечно регламент изменился, но его достижения, то, что он показал в команде Крейга, очень похвально. Я уверен, он станет большим плюсом для "Формулы-1".
Вопрос: Рон, в следующем году у вас будет выступать не слишком опытный гонщик. Как это повлияет на команду? Дэвид Култхард получит статус "первого пилота"?
Рон Деннис: Начну с последнего вопроса. Дэвид не будет "первым номером". У нас никогда не было пилота с таким статусом и никогда не будет. Мы обеспечим из равным оборудованием, потом посмотрим на результат. Если говорить об опыте, то Кими провел год в Формуле 1, очевидно это талантливый гонщик. Насколько он будет хорош - посмотрим, хотя он и сейчас достаточно хорош. У Кими будет шанс показать себя за рулем конкурентоспособной машины и я совершенно не волнуюсь по поводу его неопытности. У него есть голова на плечах.
Вопрос: Всех интересует, что произойдет, если Мика вернется... У вас будет сложный выбор.
Рон Деннис: Мне попалась на глаза заметка, в которой говорилось о сегодняшнем разговоре между мной и Микой. Я не знаю, кто это написал, подписи не было. Там написано, что я убедил Мику принять решение. Это полный вздор. Мика начал говорить со мной об уходе в Монако и мы долго держали это между нами, уже позже сообщили Кеке Росбергу и другим лицам из руководства командой. Так вот, план был общий. Там еще было написано, что я мог бы удержать его, заплатив 3 миллиона долларов. Я могу ручаться вам, что это не так, я был уверен, что он не пойдет на это. Он просто сказал, что хочет отдохнуть. У Мики проблемы с мотивацией? Никаких, лучшим доказательством стала прошлая гонка, да и сегодняшний день. Зачем предполагать, что будет, если случится то, или другое. Эта была бы приятная проблема, но она будет решаться после того, как возникнет. Мы имеем возможность принять любое решение, надо просто подождать и посмотреть, как сложится ситуация. Мика уверен, что вернется, и я был бы уверен, если бы оказался на его месте. Будет интересно посмотреть как он будет атаковать в первом повороте первой гонки или, лежа на пляже скажет "я не вернусь". Сейчас он собирается просто отправиться в отпуск, так что наверное нас ждет приятная проблема.
Вопрос: Крейг, мы говорили о Такума Сато. Почему вы отпустили его?
Крейг Поллок: Дело было вовсе не в нашем разрешении. Команда верит в этого гонщика. Он очень хорошо поработал на нас, между нами подписан контракт до окончания этой гонки. Со своими пилотами мы подписали контракты на следующий сезон еще в августе и не могли предложить Сато место в команде и он был волен принимать решение самостоятельно. Так что я могу сказать только "Хорошо сделано, Эдди", он получил отличного гонщика на следующий сезон.
Вопрос: Это может помешать поставке моторов от "Хонды"?
Крейг Поллок: Я думаю, что для "Хонды" было бы странным смотреть, кто и с кем подписал контракт, если они действительно собираются в будущем работать лишь с одной командой. Но они и не говорили об этом. У нас с "Хондой" контракт до конца следующего года, у Эдди, думаю, тоже, я уверен, что свой выбор они сделают не на основании контракта с пилотами, а по каким-то другим причинам. Вы уже упомянули двух отличных японских гонщиков, выигравших европейские чемпионаты "Формулы-3", так что если дело только в пилоте, то выбор богат.
Вопрос: Алекс, какие у вас впечатления от двух первых гонок?
Алекс Йонг: Я не думаю, что нам хватит времени, чтобы описать все впечатления. Все примерно соответствует тому, на что я рассчитывал. Мне очень понравилось. Сильно давила поддержка земляков, я ведь в уникальном положении - первый гонщик из Юго-Восточной Азии. Но команда помогла, поддержала меня и я надеюсь довольны тем, что мне удалось сделать. Пока все здорово, все хорошо.
Вопрос: Дома много ждут?
Алекс Йонг: Да, но им надо многое понять. Этап в Малайзии проводится три года, целая промышленность работает на гонки, теперь мне приходится их учить, объяснять, что я не смогу выигрывать гонки сразу, после появления в чемпионате.
Вопрос: Мика, скажите что-нибудь о том, что будет после ближайшего воскресенья. Ходят слухи, что вы собираетесь к Кеке в чемпионат DTM.
Мика Хаккинен: Я думаю, всем стоит понять, я собираюсь в будущем сезоне отдыхать, проводить время с семьей, некоторое время никуда не ездить. Однажды надеюсь проснуться утром и почувствовать голод, надеюсь это будет голод по гонкам. Давайте подождем и посмотрим. Именно это я планирую в будущем. Никаких гонок в команде Кеке в DTM.
Вопрос: Вы считаете будет легко вернуться в чемпионат после годичного отсутствия?
Мика Хаккинен: Есть пара подобных примеров, они вернулись в Формулу 1 и отлично работали, так что уверен, никаких проблем не будет. Я один из McLaren и уверен в поддержке со стороны команды и в возможности поработать на тестах, если я решу вернуться.
Вопрос: Хайнц-Харальд, вам нравится в Prost, вы чувствуете себя как дома?
Хайнц-Харальд Френтцен: Я не искал новый дом. Прежде чем принять решение о переходе я изучил ситуацию, аэродинамику и механику, то, что предлагала Ferrari и прочее, из чего состоит хорошая гоночная машина. Тогда все было на бумаге, потом кое-что изменилось... они много работают и вообще это очень трудолюбивые ребята. Мне нравится работать с ними. Всегда трудно менять команду в середине сезона, обычно это происходит зимой и есть время привыкнуть к разным мелочам, а здесь все приходилось делать быстро. Было трудно, но я не жалею.
Вопрос: А что по поводу следующего сезона? Вы уже опробовали макет новой машины?
Хайнц-Харальд Френтцен: Пока не все решено. Алан намерен развивать машину, но финансовая ситуация пока неясна, так что потребуется время. Было бы здорово работать с ними в следующем году, но нужно немного подождать и понаблюдать за ситуацией.
Вопрос (Майк Дудсон "Auto Action"): Хочу спросить троих менеджеров команд. Мировая экономика сейчас в большом кризисе, события последнего времени оказали очень неблагоприятное влияние. Я хотел бы спросить мнение каждого из вас, какие вы ожидаете последствия для автоспорта в целом, и для "Формулы-1" в частности?
Крейг Поллок: Мы почувствовали последствия. У нас были спонсоры, которые больше не в состоянии выполнить свои обязательства, даже если это мелкие спонсоры. Я думаю это отразилось на всех командах, на всей Формуле 1. Будет еще труднее найти деньги, команды должны встретится и обсудить эти проблемы.Эдди Джордан: Крейг сказал совершенно точно, было бы несправедливо считать, что эта ситуация нас не коснется, всем придется сократить бюджет на 20, 30,40, 50 процентов, чтобы справиться с этим периодом. Не только из-за 11 сентября, кризис развивался постепенно. Экономика идет вниз, так что придется искать какие-то варианты. Я помню, к счастью Крейг не застал это время, когда я пришел в Формулу 1 в чемпионате было 18 команд. потом, в 1993-1994 - девять или десять. Нужно не допустить повторения этой истории. Думаю, что самые уважаемые, Рон, смогут справиться с этой проблемой. Огромная ответственность лежит на плечах McLaren, Williams и Ferrari, они должны помочь нам преодолеть кризис, который их коснется меньше всего, они и так будут в порядке. Но если мы хотим сохранить сильный чемпионат, нужно двигаться вперед благоразумно. Многое будет зависеть от Рона и других ребят.Рон Деннис: Я вижу две проблемы. Одна - коммерческая, о ней уже сказали Эдди и Крейг. Вторая - много разговоров было перед гонкой в Америке, всем было трудно принять решение и отправиться на гонку. Многое изменило письмо губернатора штата и мэра Индианаполиса, они написали, что ждут нас, хотят видеть у себя. Многие, гораздо более серьезные люди уже много сказали по этому поводу и конечно это повлияло на нас в Монце. Терроризм направлен не только на то, чтобы убивать и калечить, но и на слом демократического общества, в котором большинство из нас с вами живет. И если бы мы не поехали в Америку, то фактически помогли бы террористам добиться своей цели.Теперь по поводу экономики. Формула 1 не находится в изоляции от остального мира, от законов бизнеса. Кризис напрямую касается команд, их рекламного бюджета. Мы первыми чувствуем последствия любого спада и последними из него выходим. Выживут ли команды, я не знаю, должно пройти время. Большие команды так же зависимы, как и маленькие. Ситуация подобна той, что описал Крейг... у нас были спонсоры, которые больше не могут выполнять свои обязательства, они сами решают, когда и как тратить свои деньги. Формула 1 ничем не отличается от любого другого бизнеса и нас ждут тяжелые времена. Эдди призывает большие команды помочь стабилизировать ситуацию, но мы можем только сократить затраты... Команды тратят те деньги, которые имеют. Если мы хотим экономить - должны экономить. Готовы ли все команды к сокращению бюджета, я сомневаюсь. Они будут тратить все деньги, что есть в наличии. Может кроме Эдди, который часть всегда оставляет в своем кармане!
Вопрос (Джо Савард, "Inside F1"): Давайте попробуем развить ситуацию. Нет никакого ограничения на тесты после 1 января, почему бы вам не собраться и не придумать такое ограничение?
Рон Деннис: Прежде всего хочу сказать, что нет никаких актов, которые бы регулировали тесты, как в этом году, так и в прошлом. Нет никакого процесса, который мог бы повлиять на действующий регламент. Тут нужно что-то менять. Сначала приходится проходить "Комиссию "Формулы-1", потом за изменения должны проголосовать на Всемирном Совете, теоретически процесс выглядит так. Но фактически команды не в силах что-либо изменить. Есть желание что-то менять? Да. Насколько серьезны должны быть эти изменения - думаю все хотели бы запретить тесты на неделе, предшествующей Гран-При. Все команды подписали бы это. Все хотят отдохнуть в августе, все согласились на перерыв от середины декабря до первой недели января. Договориться можно. Мы встретимся еще раз здесь и я надеюсь, придем к соглашению и будем действовать согласуясь со здравым смыслом.Эдди Джордан: Все немного не так, Рон вас только запутал, говоря о том, что есть какие-то инструкции. Нет никаких инструкций, сплошные дискуссии.Рон Деннис: Эдди, вы не правы.Эдди Джордан: Нет, дискуссия. Мы недавно встречались, нет никакого смысла делать из этого тайну, было предложено провести на тестах на три недели больше, чем в этом году... Я не вижу никакой логики. Мне жаль, но это все прошло мимо меня.Рон Деннис: Вы не правы.Крейг Поллок: Наверное мне придется быть судьей.Эдди Джордан: Вы можете представить Крейга судьей? Ну пожалуйста, Крейг.Крейг Поллок: Фактически я согласен с Роном. Никаких проблем с правилами нет, если команды соглашаются их исполнять. Если не соглашаются, тогда надо дискутировать.
Вопрос: Программа тестов уже была анонсирована...
Рон Деннис: Странно, но никаких промежуточных анонсов не было. Никакого заседания Всемирного Совета, процесс был нарушен. Так что сейчас регламент не изменен.Эдди Джордан: Я не соглашусь. Джо (Saward) был прав, Именно поэтому я говорю, что нам недостает руководства, именно поэтому мы нуждаемся в их помощи... только они могут что-то изменить. Вы справедливо заметили, что если одна команда хочет проводить тесты, то всякая логика пропадает. Такая команда должна предъявить разумные и справедливые аргументы...Рон Деннис: До 1 ноября вам не нужно ничего, кроме 80% голосов, чтобы сделать поправку к регламенту на следующий сезон.Эдди Джордан: Тогда давайте надеяться, что у нас получится. Но Рон должен помнить, что в этом году ему пришлось нанимать адвокатов, чтобы найти хорошее решение.
Вопрос (Софи Тутковикс, "L'Equipe": Мика, предстоящий уик-энд будет особенным для вас, мы не увидим вас на трассе какое-то время. Вы испытали какие-нибудь особые эмоции сегодня утром, когда находились в машине?
Мика Хаккинен: Особые эмоции возникают каждый раз, когда вы сидите в машине. Но этот уик-энд - действительно последний для меня перед отпуском, а может быть и последний в карьере, честно говоря я и сам не знаю. Но я по прежнему серьезно настраиваюсь на гонку и постараюсь добиться максимума. Пока не хочу думать ни о чем другом. Вероятно по окончании уик-энда мне будет легче говорить на эти темы.
Вопрос (Бритта Веддидж, "Pole Position"): Вы можете сравнить работу в этом сезоне вашей команды и конкурентов - Ferrari? Какие команды удивили вас, какие разочаровали?
Мика Хаккинен: Начну со второго вопроса. Очень трудно давать прямые оценки, но Кими и Ник неплохо смотрелись в "Заубере", они действительно прогрессировали по ходу сезона. Было интересно за ними наблюдать.Если говорить о McLaren и Ferrari, то конечно мы прогрессировали, это вы видели и в последней гонке, думаю и здесь все пройдет неплохо, машина прибавила и в шасси и в моторе. Трудно критиковать команду за ошибки, что получилось у Ferrari и чего не вышло у нас. Сегодня я наслаждался тем, что команда сделала после гонки в Америке. Они действительно здорово поработали, у нас есть шанс выиграть гонку.
Вопрос: Хотелось бы узнать, повлиял ли Мика на решение команды подписать контракт с Райкконеном?
Мика Хаккинен: Нет, я никак на это не повлиял. Но Рон знает, чтобы выиграть им нужен финский гонщик.
Вопрос: В Токио, во вторник, вы говорили о реструктурировании команды. Что имелось ввиду?
Эдди Джордан: Многое. Мне не нравилось, как мы развивались в течении последних двух лет. Нужно многое пересмотреть. Приятно, что у нас получилось выиграть пару гонок. Мы победили самостоятельно, хотя Рон, наверное, считает, что победа досталась нам автоматически. Это очень приятное чувство, мне хочется повторить его поскорее, Я думаю с "Хондой", на второй год сотрудничества мы должны научиться работать вместе. Реструктурирование - причудливое слово, но оно обозначает анализ того, что помогло нам двигаться вперед раньше и мешает это делать сейчас. Я думаю, что Формула 1 нуждается в других чемпионах. Здесь представлены три команды, каждая из которых одинакова предана победе, так же, как и все остальные, и мне нужно найти свой путь в попытке достичь успеха.