Гонка #79: 5 июля 1959 года. Гран При Франции. Реймс |
|
Поул | Тони Брукс (Ferrari 256) - 2.19,4 (214,4 км/ч) |
Лучший круг | Стирлинг Мосс (BRM P25) - 2.22,8 (209,294 км/ч) |
Победитель | Тони Брукс (Ferrari 256) - 2:01:26,5 (205,079 км/ч) |
После трагических событий 1958 года, когда Ferrari потеряла весь состав пилотов, в 1959-м Скудерия начала сезон с новыми для себя гонщиками. Ими стали француз Жан Бера, англичанин Тони Брукс и американец Фил Хилл. Это интернациональное трио, однако, плохо уживалось между собой. В особенности это касалось Бера и Брукса, отношения между которыми испортились ещё в начале сезона.
Бера считал, что команда уделяет Бруксу слишком много внимания, а его поддерживает по остаточному принципу. «Я не знаю, в чём была проблема Бера, – вспоминал позже Брукс. – Возможно, он считал, что должен быть первым номером в команде. Но со своей стороны я присоединился к команде с уверенностью, что моя машина будет не хуже, чем у любого другого пилота». Апогея этот конфликт достиг как раз на четвёртом этапе сезона.
Трасса в Реймсе почти неизменно представляла Францию в Формуле 1 вплоть до середины шестидесятых. В те времена гонщики с большим удовольствием приезжали во Францию, и дело не только в кухне, винах и девушках. Просто денежный приз на этом Гран При был самым большим в чемпионате. К тому же, гонка всегда проходила в июле, а мягкий климат помогал легче перенести жару середины лета. Но только не на этот раз.
В сезоне-1959 в чемпионате доминировали лёгкие, компактные и хорошо управляемые машины Cooper-Climax с заднемоторной компоновкой. Однако на восьмикилометровой трассе в Реймсе, представлявшей собой сочетание длинных прямых и скоростных поворотов, управляемость отошла на второй план. Ключом к успеху стала мощность моторов, а в этом никто не мог сравниться с Ferrari 256, развивавшей почти 300 л.с.
В первой квалификации, которая проходила в четверг, Брукс уверенно завоевал поул. На отдельных участках он разгонялся до невероятных по тем временам 300 км/ч! Третье время показал Фил Хилл, а на вторую позицию каким-то чудом пробился лидер Cooper-Climax Джек Брэбэм. Бера оказался лишь пятым, пропустив ещё и Стирлинга Мосса на BRM. Вторая квалификационная сессия состоялась в пятницу, но из-за роста температур скорости упали, и никто из пилотов не смог улучшить своё время.
Суббота должна была стать днём отдыха для пилотов, но не для зрителей – в этот день планировалось провести 12-часовую гонку поддержки. Однако её пришлось отменить – из-за жары начал плавиться асфальт, и организаторы не были уверены, что покрытие выдержит нагрузку. Некоторые пилоты несостоявшихся «12 часов Реймса» вышли на старт и в Формуле 1 – например, Оливье Жендебьен и Дэн Гёрни присоединились к основным пилотам Ferrari.
Однако и в воскресенье солнце не сжалилось над участниками. На небе по-прежнему не было ни облачка, столбик термометра забирался всё выше. Уже на прогревочном круге стало очевидно, что покрытие не выдерживает и начинает разрушаться, но гонку никто отменять не собирался.
На старте Брукс сохранил лидерство, на второе место вышел Мосс, а на третье – стартовавший лишь седьмым Мастен Грегори на Cooper-Climax. Джек Брэбэм закончил первый круг четвёртым. Ferrari Жана Бера заглохла, и чтобы завести мотор, ему пришлось толкать машину, из-за чего француз оказался далеко позади.
Брукс уверенно лидировал, постепенно отрываясь от преследователей, но вот пилотам в середине пелотона приходилось непросто. Из-за жары асфальт начал плавиться, и в некоторых поворотах, особенно в шпильке Thillois, из-под колёс машин со скоростью пули вылетал гравий.
Первым пострадавшим оказался Грэм Хилл – на седьмом круге на его Lotus такой камень пробил радиатор. Спустя круг ещё более драматично завершил гонку Грегори – кусок щебня попал в лицо, из-за рассечения ему пришлось прекратить борьбу. Харри Шеллу и Джеку Брэбэму повезло больше – им камни лишь разбили гоночные очки, и оба посетили боксы для их замены.
Но проблема была не только в камнях. Из-за невероятной жары зрители стали свидетелями удивительного зрелища – пилоты притормаживали на прямой, чтобы получить от механиков бутылку воды. А в некоторых командах, пытаясь облегчить судьбу своих пилотов, во время пит-стопов поливали их из лейки!
На второе место вышел местный герой Морис Трентиньян на Cooper-Climax, но вскоре его развернуло. Вторым стал Брэбэм, но тоже ненадолго – его опередили сначала Фил Хилл, а затем и Мосс. Под конец гонки Стирлингу даже удалось проехать быстрейший круг, но когда до финиша оставалось менее десяти кругов, он не смог удержать машину на трассе, её развернуло, мотор заглох.
Изнемогая от истощения, Мосс всё же попробовал растолкать её вручную, но вынужден был сдаться – отказала коробка передач. Поначалу ему всё же засчитали финиш на восьмом месте (в восьми кругах позади победителя), но затем дисквалифицировали за постороннюю помощь на трассе. Тем не менее, лучший круг, а значит и дополнительное очко, на его счету остались.
Тони Брукс одержал, на первый взгляд, лёгкую победу, на 27,5 секунд опередив напарника Фила Хилла. Но после финиша выяснилось, что и ему порой приходилось непросто. Англичанин признался, что помимо жары и сыпавшегося прямо под колёсами асфальта, вынужден был сражаться и с собственной машиной. «Примерно за восемь кругов до финиша закусило дроссель, и мне пришлось проехать пять или шесть километров, включая и выключая зажигание, – рассказал после гонки Тони. – К счастью, потом всё наладилось, но момент был неприятный».
Что касается его внутрикомандного оппонента, Жана Бера, то после неудачи на старте француз начал героический прорыв наверх. К 10-му кругу он пробился на шестое место, а к середине дистанции был уже третьим и стремительно догонял Фила Хилла! Битвы, однако, не получилось – на 31-м круге двигатель не выдержал погони. Бера, однако, был уверен, что это не случайность – даже местным маршалам он жаловался, что в Ferrari ему намеренно дают машины с бракованными деталями, чтобы помочь Бруксу.
Вернувшись в боксы, он высказал свои обвинения менеджеру команды, Ромоло Тавони. Итальянец в долгу не остался, и после серии взаимных оскорблений Бера перешёл к более весомым аргументам, просто ударив Тавони. Разумеется, он был немедленно уволен. Французская гонка стала для него последней в Формуле 1 – следующий Гран При он пропустил, а в Германии собирался выйти на старт, выступив за собственную команду на машине Porsche. Однако уже по ходу уик-энда погиб в одной из гонок поддержки.