Об ожиданиях от уик-энда…
Гран При Испании значительно старше Формулы 1 – впервые его провели в 1913 году. Гонка несколько раз переезжала с места на место, благо в Испании достаточно трасс, но после появления автодрома в пригороде Барселоны в 1991 году этот вопрос больше всерьёз не обсуждался. С тех пор гонки Формулы 1 на территории Испании если и проводились в других местах – в Валенсии и в Хересе, они не носили статус национального Гран При.
Много лет испанский этап открывает европейскую часть сезона, которая, за исключением летнего выезда в Канаду, продолжится до начала осени. Формально первым европейским Гран При сезона можно считать этап в Баку, но туда команды летят на самолётах и считают его «выездным». В Испанию они едут на грузовиках и именно к гонке в Барселоне готовят первые серьёзные обновления машин. Как следствие, расстановка сил на испанском этапе порой несколько меняется, хотя и не радикально.
Ситуация в чемпионате складывается крайне интересная. Неудачно начавший сезон Льюис Хэмилтон после победы в Баку возглавил чемпионат, но три подряд поула Феттеля говорят о том, что лёгкой жизни у британца не будет. Постоянно не везёт Райкконену, хотя с точки зрения темпа он смотрится очень сильно – и две последние гонки завершил впереди Феттеля. Наконец, в двух последних гонках определённо прибавили и машины Red Bull Racing, что обещает нам очень острую борьбу в Испании.
Трасса в Барселоне хорошо известна пилотам и командам – это самый популярный в Европе тестовый автодром. Казалось бы, это должно сделать результаты предсказуемыми, но за последние 11 лет Гран При Испании выигрывали 10 разных гонщиков!
Самые успешные в Барселоне среди действующих пилотов – Льюис Хэмилтон, Кими Райкконен и Фернандо Алонсо. По итогам Гран При кто-то из них имеет возможность выйти в единоличные лидеры по этому показателю. Впрочем, события последних лет приучили нас, что ситуация в Испании может складываться как угодно. Вряд ли кто-то мог предсказать успех в Барселоне Макса Ферстаппена в 2016-м или победу Пастора Мальдонадо в 2012-м.
О трассе…
Circuit de Catalunya. 66 кругов по 4,655 км = 307,104 километра. Включает 16 поворотов, причём распределение их почти равномерно – семь левых и девять правых. Расстояние от поула до апекса первого поворота – 739,5 метра, что подразумевает острую борьбу на старте.
Машины настраиваются на высокий уровень прижимной силы. Максимальная скорость – 343 км/ч с активированной DRS и 320 км/ч без неё. С полностью нажатой педалью газа гонщики проезжают 51% дистанции круга, причём 14 секунд подряд – на километровой главной прямой. Потеря времени на пит-стопе – 21 секунда. Уровень расхода топлива средний.
Трасса в Барселоне известна способностью выявлять недостатки машин, как механические, так и аэродинамические. Здесь есть повороты всех типов, от медленных до скоростных, преодолеть которые без потерь могут только самые лучшие машины, а на длинной, почти километровой прямой важна мощность мотора.
Как и в Бахрейне, в Барселоне восемь зон торможения, но так как почти все повороты «ходовые», то и нагрузка на тормоза невелика. По этой же причине непросто обгонять – обычно смена позиций происходит либо на пит-стопах, либо на длинной стартовой прямой при помощи DRS. Зоны торможения занимают 13% дистанции круга.
Максимально разрешенная скорость на пит-лейн по ходу уик-энда – 80 км/ч.
О резине…
Нагрузка на резину в Барселоне всегда была велика, но этой зимой на трассе сменилось покрытие и она лишилась двух особенностей – абразивного асфальта и кочек. Новый асфальт настолько гладкий, что проблема теперь не столько в износе резины, сколько в том, чтобы прогреть её до необходимой температуры.
В связи с этим в Pirelli даже впервые за всё время выступлений на испанской трассе отказались от использования самых жёстких составов. Шинники привезут вполне обычные Medium, Soft и SuperSoft – такой же набор использовался в Бахрейне. Однако консервативный выбор обычно делался не только из-за асфальта, но и из-за постоянно меняющихся условий, довольно сильно влияющих на поведение шин.
В зависимости от температуры и ветра рабочий диапазон шин может смещаться, и главная задача команд – заставить резину работать в переменчивых условиях. Вне оптимального диапазона резина не только становится менее эффективной, но и изнашивается быстрее.
В целом выбор шин оставляет командам выбор, пытаться проехать дистанцию с одним пит-стопом или всё же останавливаться дважды. Оптимальную стратегию пока не знает никто, даже специалисты Pirelli. Да, команды тестировались здесь зимой, но погодные условия были радикально иными. Так что выбор придётся делать уже по ходу уик-энда.
Год назад в Испании...
Мало кто ожидал от прошлогодней гонки откровений, но в квалификации и в гонке борьба получилась острой и интересной. Поул завоевал Хэмилтон, но Феттель уступил ему всего 0,051 секунды! Боттас и Райкконен тоже показали близкие времена.
Очередная неожиданность произошла на старте – Феттель опередил Хэмилтона, возглавив гонку. Райкконен тоже стартовал неплохо, но после контакта с Боттасом задел машину Ферстаппена. Для Кими и Макса гонка на этом закончилась. Чуть дальше Алонсо столкнулся с Массой, после чего бразилец отправился в боксы с проколом, а испанец откатился на 11 позицию.
На какое-то время гонка успокоилась. Феттель быстро оторвался от Хэмилтона на 2,5 секунды, обезопасив себя от атаки с помощью DRS, после чего темп стабилизировался, а пелотон растянулся. Феттель провёл пит-стоп раньше Льюиса, быстро расправился с трафиком и проехал несколько хороших кругов, но упёрся в Боттаса, потеряв несколько секунд.
В конечном счёте, расстановка сил не изменилась – после обгона Боттаса Феттель по-прежнему опережал Хэмилтона, а благодаря выбору более мягкого состава Soft даже немного отрывался от преследователей. Но на 33-м круге был объявлен режим виртуального автомобиля безопасности – после столкновения с Массой машина Вандорна замерла в неудачном месте.
В Mercedes решили этим воспользоваться. На 36-м круге Хэмилтон сменил резину, переключившись на Soft, на том же круге был объявлен рестарт. Только после этого в боксы позвали и Феттеля. Немец перешёл на Medium, а вернувшись на трассу, оказался прямо рядом с Льюисом! Машины одновременно вошли в первый поворот, но у Себастьяна было небольшое преимущество, и после лёгкого контакта он сохранил лидерство.
Казалось бы, дело сделано – ни один, ни другой больше останавливаться не собирался. Однако теперь более быстрая резина была у Хэмилтона, и Льюис этим воспользовался. Несколько кругов подряд он прессинговал Феттеля, а на 43-м круге, использовав DRS на главной прямой, вышел вперёд. Себастьян ничего поделать не мог – его темп был ниже, а на финише он уступил Хэмилтону 3,5 секунды.
Третью ступеньку подиума занял Риккардо, который провёл очень спокойную гонку. Третье место он унаследовал после схода Боттаса из-за отказа мотора. Небольшую сенсацию сотворил Верляйн, принесший Sauber восьмое место, причём даже несмотря на 5-секундный штраф. В борьбе за девятое место Квят атаковал Магнуссена, машины коснулись, и Кевин отправился в боксы из-за прокола.