Участники: Брендон Хартли (Toro Rosso), Карлос Сайнс (Renault), Фернандо Алонсо (McLaren), Серхио Перес (Force India)
Вопрос: Брендон, в Баку вы заработали первое очко в этом сезоне. Насколько вы рады такому результату?
Брендон Хартли: Я испытал некоторое облегчение, поскольку пару раз у нас была возможность заработать очки, но мы свой шанс не реализовали. Яркий пример – Гран При Бахрейна, где машина выглядела очень неплохо. Приятно, наконец, заработать первое очко. На последнем круге Маркус Эриксон прессинговал меня, но я рад, что не допустил ошибок и добился результата.
Вопрос: Каких результатов можно ждать от вас и Toro Rosso в предстоящих гонках? В конце предыдущего сезона вы провели четыре Гран При, одновременно завершая программу выступлений в WEC, но сейчас полностью сосредоточены на Формуле 1 – удается ли собрать всё воедино?
Брендон Хартли: После тщательной подготовки я чувствую себя уверенно. После этапа в Бахрейне я был очень огорчен тем, что с конкурентоспособной машиной, которую предоставила нам команда, едва не пробился в финал квалификации, но получил штраф и не сумел заработать очков. Следующие два этапа оказались очень непростыми для Toro Rosso – у нас и близко не было той скорости, что мы демонстрировали в Бахрейне. В любом случае, я чувствую себя более комфортно, чем в 2017-м, но всё еще жду возможности собрать всё воедино и безупречно провести уик-энд.
Вопрос: Серхио, подиум в Азербайджане стал для вас восьмым в карьере, по этому показателю вы превзошли достижение земляка Педро Родригеса...
Серхио Перес: Это потрясающий результат, учитывая проблемы команды в начале сезона. Для меня это были первые очки в 2018-м, весь коллектив воспрял духом – мы явно прогрессируем!
Как вы заметили, это восьмой подиум в моей карьере, среди всех мексиканских гонщиков это наибольшее количество, и для меня такое достижение очень много значит. Педро Родригес очень известен в Мексике, добиться чего-то подобного невероятно приятно!
Вопрос: Соотечественники обрадовались вашему успеху?
Серхио Перес: Конечно!
Вопрос: Результат в Баку объясняется прогрессом машины? Вы уверены, что сможете повторить свой прошлогодний результат в Барселоне – и вновь финишировать четвертым?
Серхио Перес: В прошлом году четвертое место в Барселоне досталось нам, в том числе и за счёт сходов соперников, но главное, что в Баку мы были четвертой по скорости командой, и задача – подтвердить этот статус. Все команды привезли новинки, мы тоже кое-что подготовили. Отставание от лидеров сокращается, но борьба в середине пелотона очень плотная, всякое может случиться. Для нас крайне важно остаться впереди целой группы команд.
Вопрос: Карлос, в Баку вы финишировали пятым. Вам предстоит впервые провести свой домашний Гран При с заводской командой Renault – что это значит для вас, и какого результата можно ожидать?
Карлос Сайнс: Возможность провести домашний этап с Renault добавляет сил. Мы хорошо начали сезон, а этап в Баку только улучшил впечатление. Мы выкладываемся по максимуму и дорабатываем машину, чтобы и впредь выступать на таком же уровне. В Азербайджане финишировать пятым мне помог инцидент между гонщиками Red Bull Racing, но мы должны приложить максимум усилий, чтобы сохранить за собой статус четвертой по скорости команды. Сейчас есть ощущение, что Force India постепенно подбирается.
Вопрос: Вы довольны поведением машины?
Карлос Сайнс: Нет, поскольку не на 100% в ней уверен. Одни моменты нужно улучшить, к другим адаптироваться. Нужно сделать машину более подходящей моему стилю пилотирования, я отдаю этому много времени и сил. Постепенно всё складывается, рано или поздно уверенность будет стопроцентной.
Вопрос: Карлос, не могли бы вы рассказать, как складывается для вас квалификация? В нынешнем сезоне по субботам вы пока уступаете напарнику, чего ранее с вами не случалось. Чувствуете ли вы прессинг со стороны Нико Хюлкенберга, особенно здесь, в Испании?
Карлос Сайнс: Нет, поскольку если ты не на 100% уверен в машине, и её поведение не подходит для по-настоящему быстрого круга, ты всегда будешь уступать несколько десятых. Об этом я говорил, отвечая на предыдущий вопрос. Как только я добьюсь нужного баланса, и машина станет лучше соответствовать моим предпочтениям, результаты придут, потому эта ситуация меня не беспокоит.
Вопрос: Фернандо, начнем с событий предыдущего уик-энда – примите поздравления с победой на этапе WEC в Спа! Каково это – вернуться на верхнюю ступеньку подиума?
Фернандо Алонсо: Что ж, ощущения очень приятные! Я давно не был на подиуме, но смог хорошо и довольно быстро подготовиться к выступлению в WEC. У нас были тесты, работа на симуляторе – даже на пути в Баку я продолжал изучать старые записи с бортовых камер. Хорошо, что нашей команде удался такой замечательный результат: первое и второе места в квалификации, победный дубль в гонке – отличный момент и для Toyota, и для меня, ведь я очень давно не поднимался на подиум.
Вопрос: Было ли у вас чувство облегчения от того, что выступление в новой категории вы начали с победы?
Фернандо Алонсо: Гонки на выносливость – продолжительные и непредсказуемые. Даже если в первые два часа вы выглядите уверенно, в следующее мгновение всё может измениться. У нас был напряженный момент с дополнительным пит-стопом, но всё же здорово начать выступление с хорошего результата, получить полезный опыт и подготовиться к главному событию – участию в «24 часах Ле-Мана».
Вопрос: Вернемся к Формуле 1. Как обстоят дела с прогрессом McLaren? Насколько велико отставание от графика, насколько важен предстоящий уик-энд для оценки новинок?
Фернандо Алонсо: Мы пока отстаем от графика и находимся совсем не на тех позициях, на которые рассчитывали. Начало сезона выдалось неплохим, мы стали единственной командой, сумевшей закончить все четыре прошедшие гонки двумя машинами. Мы зарабатывали очки в каждом Гран При и сейчас занимаем четвертое место в Кубке конструкторов, тогда как ещё три месяца назад здесь же, на тестах в Барселоне, у нас едва ли не на каждом круге были проблемы.
Перед этапом в Австралии у команды были серьезные опасения насчет надежности, но сейчас мы ей вполне довольны. Правда, чистой скорости нам не хватает для выхода в финал квалификации, и это мы хотим исправить, если получится, уже здесь. Конфигурация трассы в Барселоне иная, чем в Шанхае или Баку, и за счет подготовленных модификаций мы, возможно, сумеем прибавить. Посмотрим, как всё сложится, но для меня главное – продолжать зарабатывать очки и помогать команде удерживать четвертое место в Кубке конструкторов.
Вопросы с мест
Вопрос: (Алессандро Сала) Вопрос для Фернандо и Карлоса. После неплохого сражения в Баку вам предстоит побороться на домашней трассе. Что значит для вас этап в Барселоне, чего вы от него ждете?
Фернандо Алонсо: Я предвкушаю плотную борьбу. Как заметил Серхио, соперничество в середине пелотона очень напряженное, в две-три десятые умещаются семь-восемь машин, среди них есть и машины Renault, и машины McLaren. Думаю, здесь сражение тоже будет острым – хочется верить, мы подарим болельщикам отличное зрелище. Чтобы поддержать меня и Карлоса, на автодроме соберется немало людей – одна трибуна будет болеть за Алонсо, другая – за Сайнса, но если всем понравится гонка, а мы оба заработаем очки, это меня полностью устроит.
Вопрос: Карлос, ваше мнение?
Карлос Сайнс: Сейчас борьба в середине пелотона очень интересная, мы с Фернандо и Серхио не раз во время парада пилотов обсуждали, кто на этот раз окажется быстрее – Renault, McLaren или Force India? Я постоянно сражаюсь с Фернандо, Серхио, иногда к нам присоединяются парни из Toro Rosso – это делает гонки интереснее, мне самому такое очень нравится! Надеюсь, у нас получится удержать соперников позади.
До этого момента у Renault было определенное преимущество, но в Барселону Force India и McLaren привезли немало новинок, так что нам нужно продолжать выкладываться на пределе.
Вопрос: (Скотт Митчелл) Фернандо, вы говорили, что McLaren не хватает скорости. Насколько далека команда от борьбы за подиумы и победы? Готовы ли вы ждать столько, сколько потребуется на возвращение былой конкурентоспособности?
Фернандо Алонсо: Сложно сказать, насколько именно мы отстаём. В четырех прошедших квалификациях мы выбывали из борьбы уже во второй сессии, уступая лидерам 1,8-2,0 секунды – не знаю, насколько агрессивно они атаковали, так отрыв, возможно, чуть больше или чуть меньше в зависимости от конкретной трассы.
Первые четыре гонки прошли на трассах, где важна мощность мотора. Возможно, здесь и в Монако расстановка сил будет иной. Надеюсь, McLaren станет одной из тех команд, что в таких условиях прибавит. Обычно в Испанию все привозят серьёзные обновления. Одни сработают лучше, другим потребуется больше времени, за счёт этого мы надеемся немного отыграться. Впереди ещё долгий путь, но год назад к этому же моменту у нас было ноль очков, теперь же у нас шестое место в личном зачёте и четвёртое в Кубке конструкторов, так что в каком-то смысле начало получилось очень хорошим. Нужно продолжать в том же духе.
Вопрос: (Тони Лопес) Фернандо, в этот уик-энд исполняется пять лет с вашей предыдущей победы в Формуле 1. Каких усилий стоило вам сохранять мотивацию все эти годы? Успех в серии WEC в Спа способен помочь победить в Гран При?
Фернандо Алонсо: Я сохранил мотивацию, поскольку остаюсь конкурентоспособным. Я люблю гонки, люблю побеждать. В том 2013-м, в Барселоне, шины сильно изнашивались, мы провели дополнительный пит-стоп и сумели выиграть, хотя у нас была далеко не быстрейшая машина – Нико Росберг тогда взял поул с преимуществом в шесть десятых. Команда очень здорово сориентировалась в ситуации. Сезон 2014-го года выдался для Ferrari непростым, следующие мои три года с McLaren и Honda тоже оказались сложными, но мы каждый раз связывали с очередным сезоном новые надежды, и в этот раз ситуация аналогичная. Притом в плане результатов начало сезона получилось неплохим.
Победа на этапе WEC в Спа ничего не меняет, поскольку WEC и Формула 1 слишком отличаются. Но каждый раз, когда машина будет позволять мне бороться за первое место, я буду за него сражаться. За последние пять лет я проводил намного лучшие гонки, чем раньше, даже несмотря на то, что не побеждал. Взять последний этап – наверное, я никогда больше не выступлю так, как в Баку, но финишировал я только седьмым. Это трудно увидеть снаружи, но каждый раз, когда ты демонстрируешь хорошую форму, испытываешь гордость и получаешь дополнительную мотивацию.
Вопрос: (Джо ван Бьюрик) Вопрос для Фернандо и Карлоса. Какая победа была бы дороже: в Гран При Испании или в «24 часах Ле-Мана»?
Карлос Сайнс: Было бы здорово выиграть домашнюю гонку – я очень этого хочу и никогда не забыл бы подобного успеха. Отправляюсь ли я на тренировку или просто ложусь спать, мной движет одна мечта, одна мысль: я хочу выигрывать гонки и стать чемпионом мира в Формуле 1. Возможно, через 10-15 лет я задумаюсь о Ле-Мане, поскольку не захочу оставаться в Формуле 1 – сомневаюсь, что мне вдруг наскучит чемпионат, но в жизни бывает всякое. Однако сейчас все мои мысли занимает Формула 1 и стремление добиться успеха.
Фернандо Алонсо: Непростой вопрос. Пару лет назад я бы выбрал Гран При Испании, так как о победе в гонке каждый из нас мечтает еще со времен картинга. Но сейчас, когда на моем счету несколько побед в Испании, я предпочел бы успех в «24 часах Ле-Мана» - крупнейшей гонке в мире. У нас будут разные ответы – в зависимости от фазы карьеры.
Вопрос: (Фил Дункан) Фернандо, вы успешно дебютировали в WEC, а сложности, с которыми имеет дело McLaren, наводят на мысль, что с ними вы вряд ли сможете сражаться за победы. Есть ли вероятность, что в следующем году вы продолжите карьеру вне Формулы 1?
Фернандо Алонсо: Я одновременно выступаю в двух чемпионатах, доволен прогрессом McLaren и тем, как всё идёт, хотя это очень непросто – учитывая плотность календаря Формулы 1. Главная проблема в том, насколько всё стало предсказуемо. Мы уже сейчас можем сказать, чем закончится квалификация здесь, в Монако, в Сильверстоуне... Так что всё это приходится учитывать при принятии решения о будущем. Печально, что Формула 1 пошла по этому пути.
Вопрос: (Майк Дудсон) Фернандо, в WEC вы пилотируете ближе к собственному пределу, чем в Формуле 1, или наоборот? Возникала ли у вас мысль, что вам, возможно, придется тратить время на повторную адаптацию от WEC к Формуле 1?
Фернандо Алонсо: Мне сложнее переключиться с Формулы 1 на WEC из-за разницы в стиле пилотирования, тогда как с возвращением к Формуле 1 проблем не возникает – меня сразу всё устраивает, ведь я изначально к этому готовился.
Пожалуй, на машине Формулы 1 я ближе подбираюсь к своему пределу, ведь здесь мы должны идеально проезжать каждый круг, тогда как в WEC нужно действовать гибко и быть готовым к любому сценарию. Там не требуется проходить круги с одним и тем же временем в течение всех шести часов, поскольку по ходу дистанции будет трафик в разных местах трассы, будут разные погодные условия, разная ситуация с износом шин и многое другое.
Гибкость пилотажа, свойственная гонкам на выносливость, идет мне на пользу, ведь там нужно адаптироваться очень быстро – это подтвердит и Брендон, у которого больше опыта в подобных соревнованиях. Особенность WEC в том, что там приходится буквально каждый круг пилотировать немного иначе, и что гонка остается непредсказуемой до самого финиша – это хорошо и для участников, и для зрителей.
Вопрос: Брендон, в конце предыдущего года вы действовали так же, как сейчас действует Фернандо – совмещали выступление в WEC с выступлением в Формуле 1. Что скажете о двух гоночных сериях?
Брендон Хартли: Фернандо всё верно описал. Да, в гонках на выносливость чаще приходится иметь дело с трафиком, но в прошлом году именно в WEC я чувствовал себя максимально комфортно с шинами Michelin, полным приводом и всеми преимуществами машины LMP1, тогда как по возвращению в кокпит Формулы 1 ощущения были далеко не лучшими. Пожалуй, по этой причине я, получив возможность провести в Формуле 1 полноценный сезон, был согласен одновременно участвовать и в WEC, и в «24 часах Ле-Мана». Опять же, я в иной фазе карьеры, чем Фернандо, и мне требуется больше усилий, чтобы идеально провести Гран При.
Формула 1 и WEC сложны по-разному. Стиль пилотирования, определенно, отличается, но я бы сказал, что и в WEC каждый круг проходится на пределе. Конечно, есть много факторов, которых не встретишь в Формуле 1, но и схожих черт немало.
Вопрос: (Грэм Харрис) Карлос, вы сказали, что вам некомфортно в кокпите. Это объясняется тем, что вы не участвовали в разработке машины, или есть иные причины? Машина больше подходит стилю пилотирования Нико Хюлкенберга?
Карлос Сайнс: Факторов несколько, но я не сомневаюсь в том, что как только справлюсь с парой моментов… Знаете, мы говорим о незначительных нюансах, которые по ходу квалификационного круга могут легко сработать в твою пользу, и потому я ничуть не беспокоюсь, ведь мне не нужно адаптироваться к чему-то глобальному, и от машины мне требуется совсем немного. Как только я справлюсь, всё получится само собой, а если отвечать на ваш вопрос – да, факторов несколько, но в основном мешает то, что сейчас поведение машины не вполне подходит моему стилю пилотирования.
Вопрос: (Владимир Роговец) Фернандо, что вы думаете о применяемой в WEC схеме свободного доступа в паддок? Возможно ли и в Формуле 1 открыть доступ в паддоке всем, кто приобрел билеты на автодром?
Фернандо Алонсо: Мне больше нравится то, как доступ в паддок организован в Формуле 1 – через специальный пропуск. В WEC свободный доступ зрителей в паддок подчас доставлял неудобство, а здесь ситуация под контролем. Откройте паддок – и мы просто скроемся за дверями моторхоумов, поскольку в таких условиях у нас не будет возможности спокойно пройти несколько метров или заниматься простыми бытовыми вещами. Вряд ли кто-нибудь желает такого сценария.
Хочется, чтобы болельщики видели гонщиков и могли больше с ними общаться, но реакция может быть обратной – по мне хорошо так, как есть. У каждого чемпионата своя философия, каждая философия неплохо работает для конкретного чемпионата, не думаю, что нужны какие-то перемены.
Вопрос: (Кристобаль Розалени) Карлос, возможно, у вас есть сложности с машиной, однако в руководстве команды намекают на продление контракта. Что думаете?
Карлос Сайнс: Всё не так плохо, как кажется! Я выкладываюсь по максимуму, и в руководстве, очевидно, ценят мои усилия и частые поездки в Энстоун. Они видят, что я близок к результату, что успех может прийти в любой момент, и дарят мне уверенность, за которую я счастлив отплатить выступлениями вроде пятого места в Баку. Как только мне представилась возможность, я ухватился за неё и добился лучшего результата с момента прихода в Renault – пока что наши дела складываются очень неплохо!
Вопрос: (Йос Недерпельт) Брендон, некоторые из предыдущих трасс были требовательны к мощности силовой установки. Как в этом плане показала себя Honda, способны ли они в ближайшем будущем сотрудничать с одной из топ-команд?
Брендон Хартли: Не думаю, что я вправе комментировать сотрудничество Honda с какой-либо из команд в будущем. После этапов в Китае и Баку, где нам не хватало скорости, мне задавали немало вопросов о силовой установке, однако в Бахрейне требования к мощности были практически аналогичными, и там мы выглядели вполне конкурентоспособно. В Honda прилагают максимум усилий, по ходу сезона ожидается немало модификаций, и все в Toro Rosso позитивно относятся к тому, что японские силовые установки используются исключительно нашей командой. Пока что сотрудничество приносит только положительные моменты, а от силовых установок можно ожидать прогресса.
Вопрос: (Луис Деккер) Вопрос ко всем. Остались ли у этой трассы какие-либо секреты от вас, или вы способны проехать здесь круг с закрытыми глазами?
Серхио Перес: Мы все знаем эту трассу лучше других, здесь проводятся зимние тесты многое зависит от эффективности машины – в отличие от Монако или Баку, где мастерство гонщика тоже значимый фактор. Если выбирать трассу, где влияние гонщика минимально, я бы назвал Барселону.
Фернандо Алонсо: Секретов почти не осталось, но трасса по-прежнему непростая. Зимой здесь сменили асфальт, и нам еще предстоит найти оптимальные настройки. То же самое касается адаптации к погодным условиям: зимой в Барселоне было очень холодно, тогда как в мае приходится заново приспосабливаться – это всегда сложно. Досадно, что я и Карлос буквально росли на этой трассе, выступали здесь в младших гоночных сериях, но когда приезжаем на этап Формулы 1, то выясняется, что в Барселоне все проехали гораздо больше кругов – по сути, на домашнем автодроме у нас нет никакого преимущества.
Карлос Сайнс: По крайней мере, у нас есть болельщики, которые тоже помогают. Я бы выделил два важных момента. Во-первых, асфальт, с которым приходится работать иначе, чем год назад. Зимой лично я убедился, что уровень сцепления с трассой заметно вырос, однако добиться баланса оказалось сложнее. Во-вторых, если бы автодром находился в Китае или Бахрейне, куда мы приезжаем реже, чем в Европу, гонщикам он нравился бы больше, поскольку воспринимался бы как нечто новое. Первые три-четыре круга на любой трассе проходят весело, мне самому очень нравится конфигурация в Барселоне, но мы работаем здесь слишком много, и, возможно, поэтому восторга меньше.
Вопрос: Брендон, похоже, из всех присутствующих здесь гонщиков вы проехали в Барселоне наименьшее количество кругов…
Брендон Хартли: Да, но комментарии аналогичные. Мы проводим здесь зимние тесты, а когда работаем на симуляторе, в девяти из десяти случаев используется конфигурация из Барселоны – в итоге все знают её настолько хорошо, что трудно добиться какого-либо превосходства над соперником или напарником. Борьба в середине пелотона очень плотная, притом не только гонщики – команды отлично знают эту трассу. Но гоняться здесь интересно, а в том, что здесь сменили асфальт, лично для меня нет ничего нового – пожалуй, для меня это даже преимущество.
Дождь? В случае непогоды в Барселоне будет по-настоящему трудно. На зимних тестах мы видели, что здесь не так много мест, куда может уйти вода, и что у нового асфальта в дождь уровень сцепления крайне низкий. Работать с шинами в Испании тоже по-своему интересно: нужно не только следить за их износом по ходу всей дистанции, но и контролировать их температуру на третьем секторе, притом в квалификации поведение резины на третьем секторе будет всерьез зависеть от того, как был пройден сектор первый. Пусть сама конфигурация нам хорошо известна, есть моменты, над которыми предстоит поработать, и области, за счет которых можно добиться преимущества. Единственная сложность здесь с обгонами: мест для атаки не так уж много.
Вопрос: (Даниэль Хорват) Фернандо, полагаю, вы уже протестировали подготовленные модификации на симуляторе. Имея результаты тестов, чего вы ждете в предстоящий уик-энд?
Фернандо Алонсо: Более быструю машину.
Вопрос: Не хотите рассказать чуть подробнее?
Фернандо Алонсо: Видимо, вы ждете этого не меньше моего.
Вопрос: (Фабио Марчи) Что скажете о вероятности дождя в квалификации?
Карлос Сайнс: По моим сведениям дождь ожидается в субботу вечером, так что я на этот счет не беспокоюсь.
Серхио Перес: Надеюсь, дождь внесет свои корректировки в распределение стартовых позиций. Карлос сказал, что осадки ожидаются уже после квалификации – надеюсь, они доберутся до нас раньше.
Вопрос: Серхио, вы согласны с Брендоном в том, что в дождь новый асфальт слишком скользкий?
Серхио Перес: Да, правда, зимой Фернандо проехал здесь круг во время снегопада, что еще сложнее. С новым асфальтом в дождь будет непросто, но если так сложатся обстоятельства, будет интересно взглянуть, как всё получится.
Вопрос: (Лоренцо Синарес) Фернандо, Карлос, в ваших командах подготовили немало модификаций. Если они окажутся эффективными, можем ли мы рассчитывать увидеть на подиуме сразу двух испанцев?
Фернандо Алонсо: Ох.
Карлос Сайнс: Подиум всё ближе!
Фернандо Алонсо: Спокойствие.
Карлос Сайнс: Ну, когда-нибудь, хотя в этом сезоне это будет непросто. Опять же, Серхио финишировал на подиуме в Баку, когда этого никто не ожидал, и это хорошее подтверждение тому, что в Формуле 1 подчас происходят странные вещи. Правда, сейчас пробиться на подиум очень сложно, обеим командам нужно отыграть почти секунду, чтобы вступить в борьбу с лидерами, но ведь для этого мы здесь – чтобы добиться прогресса и нужного результата. Будем стараться!
Вопрос: Карлос, что значило бы для вас разделить подиум с Фернандо Алонсо?
Карлос Сайнс: Я уже не раз отвечал на подобный вопрос – это стало бы исполнением мечты. Если в домашней гонке – тем более, но и в любом другом Гран При тоже. Я прилагаю для этого максимум усилий, и если окажусь на ступеньку выше Фернандо, меня это вполне устроит!
Вопрос: (Карлос Мигель) Фернандо и Карлос, кто из вас окажется впереди по итогам нынешнего сезона?
Фернандо Алонсо: Сложно сказать, многое зависит от наших команд. Если бы мне пришлось делать ставку, я бы поставил на себя и McLaren.
Карлос Сайнс: Мне кажется…
Фернандо Алонсо: Сколько у тебя очков?
Карлос Сайнс: Не помню.
Фернандо Алонсо: Сколько очков у нас сейчас?
Вопрос: Фернандо, у вас 28 очков.
Фернандо Алонсо: (обращается к Карлосу Сайнсу) А у тебя?
Карлос Сайнс: Кажется, тринадцать. Похоже, мне придется постараться!
Фернандо Алонсо: Повышаю ставку!
Карлос Сайнс: В прошлом году среди всех команд Renault добилась наибольшего прогресса, так что будь осторожен. Готов поспорить, нечто подобное может произойти и в нынешнем сезоне, и лично я тоже намерен добиться прогресса.
Перевод: Валерий Карташев