Об ожиданиях от гонки...
Франция – родина автоспорта. Именно в этой стране между Парижем и Руаном в 1894 году состоялась первая официальная гонка. В ней приняли участие 25, как их тогда называли, «безлошадных экипажей». Победитель получил от организатора гонки, парижской газеты Le Petit Journal, 5000 франков – достаточно большой приз по тем временам.
Первый Большой Приз, к слову, тоже прошёл во Франции. Это произошло в 1906 году, на большом 105-километровом треугольнике неподалёку от Ле-Мана. Гонка была организована французским автомобильным клубом и с тех пор проводилась ежегодно, хотя и в разных местах. Именно поэтому все называют Большой Приз по-французски – Гран При.
Страсть французов к смене мест проведения гонок с годами никуда не делась. Уже второй Гран При проводился в Дьепе, четвёртый – в Амьене, пятый – в Лионе, а затем были Страсбург, Тур, Монтери, Мирамас, Сен-Годен, По...
Даже после появления чемпионата мира в 1950-м Гран При Франции очень часто менял прописку. Иногда казалось, что французы получают удовольствие от бесконечных смен трасс, принимавших национальный этап Формулы 1. В 1966-м гонка проходила в Реймсе, в 1967-м – в Ле-Мане, в 1968-м – в Руане, в 1969-м – в Клермон-Ферран. Правда, у всех этих трасс была одна проблема – они располагались в глубинке, вдали от крупных городов.
Трассы, принимавшие Гран При Франции
Трасса | Гран При | Годы |
Маньи-Кур | 18 | 1991-2008 |
Поль-Рикар | 15 | 1971-1990, 2018 |
Реймс | 11 | 1950-1966 |
Руан | 5 | 1952-1968 |
Дижон | 5 | 1974-1984 |
Клермон-Ферран | 4 | 1965-1972 |
Ле-Ман | 1 | 1967 |
В 1971 году у французов появилась новая трасса – на юге, неподалёку от Лазурного берега. Её построил алкогольный магнат Поль Рикар, владелец компании Ricard, через несколько лет слившейся с конкурентами из Pernod, после чего образовалась корпорация Pernod Ricard. Сегодня этой корпорации принадлежат такие бренды, как, например, водка Absolut, виски Chivas Regal и Jameson, коньяк Ararat.
Несмотря на то, что трасса в Ле-Кастелле тоже находилась вдали от цивилизации (одинаково далеко как от Ниццы, так и от Марселя), она могла полностью удовлетворить запросам Формулы 1 того времени. Но французов это не остановило, и они продолжали регулярно чередовать места проведения гонок – помимо Поль-Рикара, в этой карусели участвовали также трассы в Дижоне и Клермон-Ферране.
Всего с 1971 по 1990 годы на Поль-Рикар прошло 14 Гран При, и четыре из них выиграл местный герой Ален Прост. Интересно, что Айртон Сенна тут не побеждал никогда – как, впрочем, и вообще на Гран При Франции.
В 1991-м национальный французский этап переехал в Маньи-Кур в центре страны – инициатором переезда стал президент Франции Франсуа Миттеран. Гонки здесь порой проходили весьма интересные, но эту трассу мало кто любил. Причина была той же, как и с остальными французскими трассами: расположение. Добираться в Маньи-Кур было очень сложно и неудобно.
Неудивительно, что, когда у Берни Экклстоуна появился широкий выбор потенциальных трасс для чемпионата, именно Гран При Франции оказался одним из первых претендентов на вылет из календаря. Тем более, национальный этап не имел серьёзных спонсоров, и организаторы просто не могли платить те деньги, что требовал с них Экклстоун.
Во Франции долго надеялись на свой особый статус – ведь эта страна родина не только автоспорта, но и FIA, штаб-квартира которой находится в Париже (собственно, и название Международной автомобильной федерации именно французское – Fédération Internationale de l'Automobile), но Берни подобные сентенции не волновали. Так что в 2008 году Гран При Франции прошёл в Маньи-Куре в последний раз.
На возвращение Гран При в календарь потребовалось целых 10 лет, и, в общем-то, логично, что произошло это именно на Поль-Рикар. После того, как в 1999 году автодром выкупил Берни Экклстоун, он был серьёзно модернизирован и использовался очень активно. Конечно, никто из нынешних пилотов до прошлого года никогда не выступал здесь в рамках Гран При, но при этом большинство хотя бы раз участвовали в гонках младших серий и пилотировали различные машины на тестах.
Поль-Рикар чем-то похож на трассу в Канаде, так что машины Mercedes здесь должны выглядеть очень хорошо. В то же время, прямая Mistral наверняка понравится пилотам Ferrari, которые смогут продемонстрировать здесь свою максимальную скорость.
О трассе...
High Tech Test Track (HTTT). 167 вариантов конфигурации, участки с разным сцеплением (характерные синие и красные полосы) и система искусственного полива позволяют имитировать любые условия, чем активно пользовались автопроизводители, команды и гонщики.
В Поль-Рикар много различных конфигураций, но Гран При проходит по традиционной 5,8-километровой версии трассы. Несколько поворотов доработали с учётом возросших скоростей машин Формулы 1. На прямой Mistral при использовании DRS гонщики достигали скорости в 343 км/ч, а разделяющая её шикана позволяла бороться за позиции и обгонять.
Трасса построена на плато и лишена рельефа. Конфигурация включает 15 поворотов, один из самых любопытных – "Signes", который гонщики проезжают с полностью нажатой педалью газа и высокими боковыми перегрузками. Из-за длинных прямых и медленных поворотов настройки тут почти такие же, как в Канаде, но с чуть более высоким уровнем прижимной силы из-за пары быстрых виражей.
Зон жёсткого торможения на Поль-Рикар всего две – после каждой прямой с DRS, перед первым и восьмым поворотом. Обгонять на французской трассе не так просто, но возможно. Расход топлива средний, как и износ тормозов.
О резине...
На Поль-Рикар шинники привезут составы C2 (Medium), C3 (Soft) и C4 (UltraSoft). Выбор понятен – на юге Франции летом обязательно будет тепло, если не жарко, нагрузка на резину невысока, а привозить C5 (HyperSoft) итальянцы не рискнули. Год назад в Pirelli поступили так же.
В прошлом году все три состава демонстрировали близкую скорость и износостойкость, что привело к разнообразным вариантам стратегии, но мало повлияло на конечный результат. В этом году тенденция другая, износ шин повысился, так что по ходу уик-энда команды могут столкнуться с сюрпризами.
Год назад на Поль-Рикар...
Год назад накануне Гран При Франции перед командами оставалось много неизвестных, но нельзя сказать, что это очень сильно повлияло на итоги гонки. В Mercedes привезли на Поль-Рикар новые силовые установки, и уже на тренировках намекнули, что на этот раз своего не упустят.
Хэмилтон выиграл квалификацию, Боттас стартовал вторым, и Себастьяну Феттелю оставалось надеяться лишь на хороший старт – а также на дождь, который обещали синоптики. Иначе у Ferrari было мало шансов на высокий результат, так как в тройке сильнейших команд только они стартовали на UltraSoft – в Mercedes и Red Bull Racing сумели пройти в финал квалификации на SuperSoft.
Возможно, из-за этого на старте Феттель несколько перестарался и врезался в Боттаса. Оба пилота продолжили движение, но вынуждены были заехать в боксы для ремонта, что отбросило их в хвост пелотона. Они могли потерять и больше, но на трассе появился автомобиль безопасности из-за столкновения трёх французов – Грожана, Окона и Гасли.
Рестарт был дан на шестом круге, на позиции в первой десятке он почти не повлиял – только Райкконен опередил Леклера (Кими неудачно стартовал) и вернулся на шестое место. Хэмилтон уверенно лидировал, Ферстаппен ехал вторым. Третье место занимал Сайнс, но недолго – через несколько кругов его опередил Риккардо.
Тем временем Феттель и Боттас быстро возвращались в группу лидеров. Особенно впечатляющий прорыв удался Себастьяну, который ещё до начала пит-стопов успел выбраться на пятое место. Однако во время своей остановки Феттелю пришлось отстоять 5-секундный штраф за инцидент на первом круге, и в итоге он так и финишировал пятым.
Зато его напарник провёл очень хорошую гонку, провёл несколько обгонов, а под конец дистанции догнал и опередил Даниэля Риккардо, благодаря чему финишировал на подиуме. Пара лидеров, Хэмилтон и Ферстаппен, была вне зоны его досягаемости.
Что касается Боттаса, то на его машине после удара Феттеля оказалось повреждено днище, так что он отыгрывался не так быстро. До остановки ему всё же удалось подняться на шестое место, но пит-стоп отбросил его на восьмое, и лишь проблемы у Сайнса, который ближе к финишу потерял темп, позволили Валттери финишировать седьмым.