Заголовки давно живут своей жизнью. Порой не так важна новость, как кликабельность её заголовка. Случается, что новость сочиняется ради заголовка и уже встречаются заголовки без новости. Казалось бы, позади только одна гонка, причём дождевая – «лотерея», а в заголовках уже грядущее чемпионство McLaren и неудача Ferrari. По второму вопросу особенно злобствует итальянская пресса, сменившая многодневную эйфорию на траур.
Да подождите вы. Прежде учили, что сначала о расстановке сил судят по первой квалификации, потом по итогам трёх Гран При, и выводы делают с началом европейской части сезона, когда он обретает стабильность.
Прошли годы, сейчас после начала европейской части сезона гонок остаётся больше, чем прежде включал весь чемпионат. Да и условия изменились. Необходимость строгой экономии вынуждает команды обновлять машины редко, но метко, что в условиях высокой плотности результатов может изменить расстановку сил несколько раз за сезон.
Так было и в прошлом году, когда Ферстаппен выиграл семь из десяти первых гонок – седьмая победа пришлась как раз на первую гонку европейской части сезона, после которой Макс не побеждал до ноября. Так будет и сейчас, и наблюдать за сменой течений в этом потоке гораздо интереснее, чем пытаться его предсказать.
Этап в Шанхае продолжает весенний марафон Формулы 1 из пяти гонок за шесть недель. После дождливого Мельбурна нас ждёт первый в сезоне уик-энд с субботним спринтом. На этот раз осадков не ожидается.
Этап с единственной тренировкой – совсем не то, что сейчас нужно командам, но когда возрастает вероятность ошибок, это всегда интересно для зрителей, к тому же мы увидим две гонки вместо одной. У одних появится шанс закрепить успех, другие попробуют реабилитироваться за неудачи, но все понимают, что сезон в этом году вновь рекордно длинный и до итоговой победы ещё очень далеко.
Менять правила по ходу сезона прежде считалось некорректным и было допустимо только в двух случаях – для обеспечения безопасности или при единогласии команд. Подготовка новых решений, проверка их эффективности и надёжности – это время и деньги, которые есть не у всех. Машины сделаны, нарушений по действующему регламенту нет – нужно отойти в сторону и дать гонщикам бороться. Даже самые спорные решения, вроде закрываемого рукой/коленом воздуховода и двойного диффузора не запрещались до конца сезона.
С приходом Liberty Media роль FIA ослабла. Теперь правила пишут все вместе – Формула 1, команды и FIA. Команды обязуются производить машины в соответствии с регламентом, FIA в выборочном порядке их проверяет. Если команда специально или случайно нарушает регламент, к ней применяются жёсткие санкции. Это шаткое равновесие обеспечивает спортивную суть чемпионата.
В 2025-м в FIA решили скорректировать регламент уже после первой гонки, воспользовавшись cтатьей 3.15.1 технического регламента. Она позволяет при необходимости менять методику измерений недопустимой правилами гибкости элементов аэродинамики. Поверить антикрылья в движении у FIA возможности нет, поэтому для проверки используется статическое подвешивание груза в определённой точке. Если крыло прогибается больше положенного, оно не соответствует правилам.
По ходу уик-энда в Мельбурне в FIA проверили машины и подтвердили – абсолютно все соответствуют правилам. То есть, правила-то не нарушены. Так зачем же командам теперь экстренно дорабатывать антикрылья, которые теперь могут изгибаться не на 2 мм под нагрузкой, а на 0,75, а потом и 0,5 мм. И откуда взялись эти цифры?
Антикрылья в Формуле 1 не могут не изгибаться. Они сделаны из гибкого углепластика, принимают на себя большую нагрузку – и изгибаются. Команды давно этим пользуются. Прошло много лет после появления технологий, позволяющим программировать динамическую гибкость при сохранении статической жёсткости. В FIA периодически ужесточали методику измерений, инженеры всякий раз находили решение, и всех это устраивало.
Решение это насквозь политическое. Конкурентоспособность в Формуле 1 относительна, и если кто-то потеряет из-за этих поправок, значит кто-то обретёт. Скоро узнаем!
Прошли те времена, когда организаторы Гран При Китая завешивали баннерами пустые трибуны и заполняли места случайными зрителями. Сейчас трибуны заполнены болельщиками. Все билеты на Гран При Китая этого года проданы. Аншлаг.
Первые пять лет Гран При Китая проводился в середине осени, потом гонку перенесли на середину весны, а в этом году она впервые в истории пройдёт так рано – 23 марта.
Гонка в Китае всегда интересна и непредсказуема. В 17 прошедших этапах побеждали 10 гонщиков пяти разных команд. Больше всего побед у Льюиса Хэмилтона – 6, кроме него из действующих пилотов больше одного раза побеждал в Шанхае только Фернандо Алонсо. Интересно, кто окажется сильнее на этот раз?