После летней паузы Формула 1 возвращается на трассу, которая почти никогда не обманывает ожидания болельщиков. Спа – это всего три буквы и без малого сто лет гоночной истории. 7-километровое кольцо нравится всем гонщикам без исключения. Проходившее прежде по обычным дорогам бельгийской провинции, оно отличается высокой средней скоростью, большим количеством быстрых виражей и потрясающими связками поворотов. Местные особенности – относительная близость Северного моря и отроги Арденнских гор – способствуют быстрой смене погоды.
В Спа очень важны максимальная скорость на прямых, аэродинамическая эффективность машины в быстрых поворотах и стабильный разгон на выходе из медленных. Помимо мотора, высокую нагрузку здесь испытывают тормоза – несколько раз по ходу круга пилоты разгоняются до 300 км/ч и даже больше, после чего их неизменно ждёт жесткое торможение. Два классических примера – повороты Les Combes и Автобусная остановка.
Именно там чаще всего происходят обгоны. Причем в обоих случаях у проигравшего есть возможность выбрать верную траекторию и отыграться уже через несколько сотен метров. К числу аварийно-опасных мест также следует отнести поворот La Source – на первом круге в этой шпильке не всегда хватает места.
Дебютный Гран При Формулы 1 прошел в Спа еще в 1950 году, однако особенности трассы привели к тому, что за все это время (в 70-80-е бельгийская гонка ненадолго переезжала в Нивелль и Зольдер) лишь один раз гонщику удалось завоевать здесь Большой шлем – стартовать с поула, лидировать на протяжении всей дистанции и показать, вдобавок, лучшее время круга. В далеком 1960 году это сделал Джек Брэбэм.
Куда чаще случалось, что первая стартовая позиция оказывалась не самой удачной – с 1992 года обладатель поула выигрывал в Спа всего трижды. Зато в 1962-м Джим Кларк победил с 12-го места, а в 1995-м Михаэль Шумахер триумфально закончил гонку, показав в субботу лишь 16-й квалификационный результат. Можно вспомнить и недавний прорыв Кими Райкконена – в 2004-м нынешний покоритель раллийных трасс пробился к победе в Спа с десятой позиции на решетке.
Машина безопасности в Спа выезжает на трассу довольно часто – скажем, семь лет назад ее услугами пришлось воспользоваться по ходу дистанции целых три раза. Примерно в половине случаев вмешательство судейского Mercedes требуется уже на первом круге – редко случается так, чтобы всем пилотам удалось закончить его, сохранив машину в целости. От шин Soft и Medium, на которые в этот раз пал выбор специалистов Pirelli, ждать сюрпризов стоит едва ли – погода ожидается прохладная. Разумеется, существует вероятность дождя.
Когда команды приехали в Арденны в 1992 году, прогноз был примерно таким же. Пятничные заезды прошли по сухой трассе, но в субботу небеса разверзлись. Позиции на старте в ту пору определяли по итогам двух дней, и те, кто рассчитывал после не слишком удачной первой квалификации отыграться во второй, оказался лишен такой возможности. Впрочем, это не помешало уже завоевавшему титул Найджелу Мэнселлу пополнить список своих достижений очередным поулом. Айртон Сенна показал второе время, но разрыв по современным меркам выглядит просто колоссальным – 2,2 секунды!
Впрочем, бразилец всегда успешно выступал в Спа, вот и на этот раз его McLaren возглавила гонку на первых метрах. Но длинные прямые не оставляли шансов соперникам великолепных Williams-Renault, потому почти сразу Мэнселл и его напарник Риккардо Патрезе обогнали Волшебника.
А потом с неба полило. И когда все поехали в боксы, Сенна решил рискнуть оставшись на трассе. Если бы дождь быстро стих, Айртон наверняка довел бы гонку до победы, но на этот раз риск не оправдался. Проехав несколько кругов по залитой водой трассе, бразилец вынужден был отправиться за дождевыми шинами, что отбросило его во второй десяток.
Мэнселл и Патрезе тем временем лидировали, следом держались гонщики Benetton Михаэль Шумахер и Мартин Брандл, по мере сил за этим квартетом пытался угнаться Мика Хаккинен из Lotus – а все остальные были очень далеко. Дождь прекратился лишь к середине дистанции, а на 30-м круге, когда асфальт на траектории уже практически высох, Шумахер поскользнулся в повороте Stavelot, и его желто-зеленую машину вынесло с трассы.
Немец смог сохранить над ней контроль, и после короткого пребывания на газоне вернулся в гонку – правда, его успел обогнать Брандл. «Я заметил, что дождевая резина у него уже не в лучшем состоянии, – рассказал немец после финиша. – И решил, что сейчас самое время ехать за сликами». Как оказалось, момент для пит-стопа был выбран идеально: когда соперники через какое-то время тоже отправились в боксы, Михаэль смог выйти в лидеры.
Но теперь его ждал сложный финальный отрезок дистанции – Мэнселл был совсем близко и от круга к кругу сокращал отставание от молодого немца. Кто знает, чем бы закончилась эта погоня, если бы на Williams не прогорела выхлопная труба. Найджел потерял в скорости и уже не смог помешать Михаэлю одержать первую в карьере победу. В тот момент едва ли кто-то мог подумать, что за ней последуют ещё 90.
Риккардо Патрезе замкнул тройку призеров – и этого хватило, чтобы команда Williams досрочно завоевала Кубок конструкторов – первый с 1987 года. Британцам удалось нарушить четырехлетнюю гегемонию своих земляков из McLaren и вступить в один из самых успешных периодов в своей истории. На протяжении следующих пяти лет Фрэнку Уильямсу и его пилотам удастся выиграть в общей сложности семь чемпионских титулов.
Ну а первую шестерку Гран При Бельгии 1992 года замкнули Мартин Брандл, Айртон Сенна, сумевший на последнем круге в красивой борьбе опередить Мику Хаккинена, и сам финн, который через восемь лет на этой же трассе станет автором одного из лучших обгонов в истории Ф1…