Участники: Эрик Булье (Lotus Renault), Стефано Доменикали (Ferrari), Тим Госс (McLaren), Петер Заубер (Sauber), Джорджио Асканелли (Toro Rosso)
Вопрос: Эрик, в Спа Бруно Сенна очень удачно провёл квалификацию. Что он принес в команду? Возможно, нам следует поговорить о коммерческой стороне дела... Что вы можете сказать?
Эрик Булье: Ничего.
Вопрос: Но его присутствие что-то изменило?
Эрик Булье: Не знаю. Его свежесть и рвение к работе – тот важный актив, которого нам не хватало летом, когда у команды возникли трудности с доработкой машины. Такое ощущение, будто мы слегка вернулись в форму. Бруно принес с собой определенный энтузиазм – он неплохо знает команду и активно сотрудничает с нами ещё с января.
Вопрос: Возможно, поэтому многие рады видеть его в кокпите?
Эрик Булье: Определенно. Бруно провел немало времени в беседах с нашими инженерами и механиками и своей целеустремленностью очень помог нашим основным гонщикам. Команда прекрасно знает его, нам было приятно наблюдать за ним в квалификации.
Вопрос: У вашей команды четыре новых спонсорских контракта, два из которых происходят из Бразилии. Расскажите об этом.
Эрик Булье: Многие считают, что Бруно пришел к нам с солидной финансовой поддержкой, однако это не так. Да, компания Embratel – его личный спонсор, здесь нечего скрывать, но три другие организации не имеют к нему никакого отношения. Мы на протяжении длительного времени вели с ними переговоры, и когда сообщили, что за нас будет выступать Бруно, они решили использовать этот момент и выступили своего рода посредниками в сделке.
Вопрос: Каковы планы насчет Романа Грожана? Есть мнение, что он мог бы оказаться в кокпите вашей машины – впрочем, это мнение высказали не вы, а кто-то другой...
Эрик Булье: Кто-то попытался подумать за меня, что отчасти неплохо – иногда мне это даже нравится, а иногда – нет. Роман недавно стал чемпионом серии GP2, он официально является резервным гонщиком Lotus Renault, мы будем наблюдать за его дальнейшей карьерой, но пока не строим в его отношении каких-либо планов.
Вопрос: Он приедет на все оставшиеся гонки?
Эрик Булье: Да, в качестве резервного пилота.
Вопрос: Петер, в каком направлении должна развиваться ваша команда? Финансовые, технические или иные ресурсы – чему уделяется особое внимание?
Петер Заубер: Движению вперед.
Вопрос: Просто движению вперед?
Петер Заубер: Именно. У нас замечательная инфраструктура, а с большим бюджетом мы вполне могли бы стать быстрее.
Вопрос: Вам хотелось бы иметь больше специалистов?
Петер Заубер: Да, если есть такая возможность. Сейчас у нас работает 280 человек, а дополнительное количество сотрудников – всегда преимущество.
Вопрос: Поговорим о сегодняшних результатах. Ближе к концу сессии Камуи Кобаяши явно сбросил темп, но перед этим его скорость наверняка превзошла ваши ожидания…
Петер Заубер: Именно так. Ближе к концу сессии у Камуи возникли проблемы с трансмиссией, но в целом он продемонстрировал неплохую скорость – особенно на длинной серии кругов…
Вопрос: Почему вы предполагали, что на этой трассе ваша машина будет не особенно быстра?
Петер Заубер: У нас есть определенные проблемы с выдувным диффузором и выхлопной системой. Компоненты функционировали не лучшим образом, и мы прекратили работу над ними еще в районе Гран При Испании, поскольку считали, что после этапа в Сильверстоуне эти технические решения будут официально запрещены.
Вопрос: Расскажите о мексиканских спонсорах, пришедших в команду вместе с Серхио Пересом и Эстебаном Гутьерресом…
Петер Заубер: Мы очень довольны сотрудничеством с Telmex. Серхио – ещё новичок, но он уже пользуется поддержкой компании Telmex, взаимодействие с которой открыло нам путь к сотрудничеству со многими другими мексиканскими предприятиями.
Вопрос: Полагаете, в следующем сезоне это сотрудничество будет расширено?
Петер Заубер: Определенно.
Вопрос: И вы соответствующим образом увеличите штат команды?
Петер Заубер: Надеюсь, но поверьте, это не так просто.
Вопрос: Тим, возвращаясь к недавней гонке в Спа, какие выводы были сделаны перед подготовкой машины к этапу в Монце?
Тим Госс: В предыдущих гонках мы были весьма конкурентоспособны и активно прессинговали Red Bull Racing. Трасса в Спа требовала низкого уровня прижимной силы, поэтому мы привезли новую версию заднего антикрыла. Нам пришлось отказаться от концепции, над которой мы работали в тот момент – точнее, не отказаться, а переключиться на иной вариант конструкции антикрыльев, рассчитанный на малую прижимную силу. В целом мы остались довольны достигнутой скоростью, хотя нам, определенно, хотелось закончить Гран При Бельгии с более высоким результатом – машина вполне позволяла побороться за победу, и если бы не ошибки в квалификации, Дженсону Баттону не пришлось бы совершать 20-30 обгонов на пути к подиуму. Мы обнаружили определенный потенциал и продолжим работу над решениями, подтвердившими свою эффективность.
Вопрос: Насколько изменилась машина по сравнению с прошлым этапом?
Тим Госс: Перед нами еще одна трасса, требующая низкого уровня прижимной силы, поэтому мы подготовили специальный аэродинамический обвес и несколько интересных модификаций. Сегодня наша машина была достаточно быстра – похоже, недавние доработки обеспечили небольшой прирост в скорости.
Вопрос: Итальянская трасса бросает серьезный вызов. Здесь нужна минимальная прижимная сила, и в то же время машина должна эффективно атаковать поребрик. DRS можно использовать на протяжении 74% дистанции круга, однако в гонке командам выделено лишь две зоны. Как вы будете настраивать машину?
Тим Госс: Перед нами стоит непростая задача по оптимизации нескольких параметров. Во время квалификации гонщики могут свободно пользоваться DRS, тогда как в гонке система активируется только в момент следования за соперником. Необходимо найти оптимальное сочетание чистой скорости и тактического преимущества, позволяющего оборонять позицию или наоборот – атаковать соперников. Уверен, мы увидим множество различных решений. Наша команда вложила немало сил в доводку некоторых узлов и элементов. Сейчас никто не гонится за одной лишь максимальной скоростью в конце прямых – нужно обеспечить тактическое преимущество, достаточный темп в квалификации и необходимый ресурс шин. По-моему, у нас это получилось, но окончательное подтверждение будет получено только в воскресенье.
Вопрос: Стефано, предстоящая гонка очень важна для Ferrari. Как сегодня вела себя машина?
Стефано Доменикали: Всем известно, насколько важна для нас гонка в Монце, но я не стал бы создавать из этого дополнительный прессинг. Утром у нас были явные проблемы со скоростью – мы опробовали множество различных компонентов, однако так и не добились необходимого уровня сцепления с трассой. Во второй сессии ситуация немного улучшилась, но нам, определенно, есть, к чему стремиться – инженерам предстоит работать всю ночь, прежде чем будет достигнут нужный баланс между скоростью и прижимной силой. Квалификация – это одно, но гораздо большее значение имеет гонка. В субботу и воскресенье сценарии могут быть совершенно различными, однако мы должны таким образом подобрать настройки, чтобы быть достаточно быстрыми в квалификации, но еще сильнее выглядеть в гонке.
Вопрос: К концу второй части свободных заездов температура трассы увеличилась на 22 градуса по сравнению с началом первой сессии. Это сказалось на скорости машины?
Стефано Доменикали: Да, это помогло немного прибавить уже в первой попытке – пожалуй, только тогда нам удалось улучшить свой предыдущий результат. Температура трассы вряд ли была единственной причиной, но ее роль нельзя недооценивать.
Вопрос: Если бы у вас была волшебная палочка, что бы вы изменили в Ferrari?
Стефано Доменикали: Оставим этот вопрос в стороне – есть более важные темы.
Вопрос: И все-таки есть нечто такое, что вам хотелось бы изменить?
Стефано Доменикали: Да, но я оставлю это при себе.
Вопрос: Джорджио, извините, что заставили вас ждать…
Джорджио Асканелли: «Dulcis in fundo»
Вопрос: Прошу прощения, что вы сказали?
Джорджио Асканелли: С латыни это переводится как «самое вкусное всегда подают последним».
Вопрос: Ваша команда инвестировала немало средств в инфраструктуру, у вас есть трехлетний план развития. Что конкретно он предполагает? Существенное расширение штата?
Джорджио Асканелли: После подписания нового Договора Согласия, обязавшего все команды самостоятельно строить машину, нам пришлось решать множество интересных задач: где найти аэродинамическую трубу, как ее откалибровать, где приобрести средства вычислительной гидродинамики, как нанять шестьдесят инженеров за какие-то четыре месяца. Хорошо, что у нас кое-что получилось – мы постепенно осваиваем новое оборудование и настроены вполне оптимистично.
Вопрос: В Спа Toro Rosso добилась лучшего результата в квалификации за последнее время. Гонка сложилась менее удачно, но прогресс был очевиден…
Джорджио Асканелли: По-моему, ситуацию явно переоценили. Да, мы добились неплохого результата, квалифицировались на шестом и одиннадцатом местах, но будем объективны: Фернандо, Дженсон, Адриан, Пол, Михаэль наверняка оказались бы впереди нас, если бы чуть лучше оценили обстановку на трассе или эффективнее взаимодействовали с командой. Пожалуй, мы точно так же радовались бы 11-му и 12-му местам, которые в большей степени соответствуют нашей скорости – в конце концов, это гораздо лучше, чем стартовать 17-м и 18-м, как было в предыдущих гонках.
Вопрос: Команда будет прогрессировать до конца сезона, или вы уже оставили работу над STR6?
Джорджио Асканелли: Мы уже прекратили работу над STR6 и целиком сосредоточились на подготовке STR7, однако в ближайших гонках мы представим кое-какие новинки, которые сейчас находятся в производстве. Пожалуй, в наше время одним из важных качеств команды Формулы 1 является время от разработки эскиза детали до ее фактического выпуска, и у лидеров этот период сведен к минимуму. Мы не настолько изобретательны, но все-таки пытаемся добиться чего-то подобного. У нас гораздо меньше возможностей воплощать в жизнь результаты собственных исследований, поэтому не исключено, что кое-какие доработки будут представлены только в конце сезона.
Вопросы с мест
Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Стефано, вчера Фернандо Алонсо и Фелипе Масса говорили о дополнительной мотивации, связанной с выступлением перед родными болельщиками. Не могли бы вы рассказать об этом подробнее? Как вы подходите к предстоящей домашней гонке?
Стефано Доменикали: Лично я всегда стараюсь сделать так, чтобы наши сотрудники оставались предельно сосредоточенными и могли работать с максимальной самоотдачей. Приятно наблюдать, с каким энтузиазмом люди встречают наши машины и наших гонщиков, однако это создает дополнительный прессинг, с которым нужно справляться. Пожалуй, поэтому я всегда предельно сдержан в комментариях, иначе и без того высокие ожидания станут еще выше. Год назад в Монце мы финишировали первыми и смогли разделить с тифози потрясающее чувство победы – было бы неплохо все это повторить, а в остальном мне сказать нечего.
Вопрос: (Джорджио Пазини – Tuttosport) Стефано, похоже, в последние дни в средствах массовой информации между вами и Кристианом Хорнером развернулось заочное противостояние …
Стефано Доменикали: Между мной и Кристианом?
Вопрос: (Джорджио Пазини – Tuttosport) Да, Кристиан остался недоволен вашим интервью…
Стефано Доменикали: Впервые об этом слышу.
Вопрос: (Джорджио Пазини – Tuttosport) Сегодня он сказал…
Стефано Доменикали: Для меня это новость, я поговорю с Кристианом лично и без журналистов. Посмотрим, что он скажет. Мне нечего доказывать, если Кристиан увидел там что-то спорное, необходимо все прояснить.
Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) В недавнем интервью немецким СМИ вы сказали, что Себастьян Феттель не является таким же лидером, как Михаэль Шумахер или Фернандо Алонсо…
Стефано Доменикали: Я высказал свою точку зрения. Чтобы быть настоящим лидером команды, гонщику необходим определенный опыт, кое-какие достижения и умение ладить с людьми. В настоящий момент все эти качества есть у Фернандо и Михаэля, а Себастьян на пути к ним. С очередным чемпионским титулом он быстро выйдет на такой же уровень – не думаю, что здесь я сказал что-то неприемлемое. Впрочем, интересно узнать реакцию Кристиана – возможно, у него есть какой-то ответ. В любом случае, он знает мой номер телефона.
Вопрос: (Джорджио Пазини – Tuttosport) Вопрос для господина Асканелли – не могли бы вы прокомментировать слухи о возможном переезде вашей команды в Абу-Даби?
Джорджио Асканелли: Переезд в Абу-Даби? А там готовят вкусную пасту?
Вопрос: (Джорджио Пазини – Tuttosport) Разве в Италии есть место еще какой-то команде Формулы 1, кроме Ferrari?
Джорджио Асканелли: За последние несколько дней мы привлекли трех новых спонсоров – логотипы уже появились на заднем антикрыле. Их еще нет на моей рубашке, хотя в таком случае полезная площадь получилась бы даже больше! С каждым из спонсоров мы взаимодействуем индивидуально, и факт, что команда по-прежнему принадлежит Дитриху Матешицу, не подлежит обсуждению.
Честно говоря, за последние 28 лет работы в автоспорте я никогда не задумывался о будущем и просто выкладывался по максимуму: иногда этого было недостаточно, иногда кое-что получалось. Я ничуть не беспокоюсь о перспективах – приятно иметь чуть больше средств на финансирование текущих задач. Господин Заубер уже пояснил, насколько серьезными могут быть проблемы в случае нехватки денежных ресурсов. За последние два года Дитрих Матешиц и Red Bull Racing сделали очень многое, чтобы обустроить базу Toro Rosso в Фаэнце – инфраструктура будет полностью готова спустя еще пару лет, и если придется вдруг переносить все это в Абу-Даби… что ж, посмотрим.
Есть ли в Италии место для какой-либо другой команды, кроме Ferrari? Одним из непростых моментов, с которым я столкнулся во время работы в Ferrari и Toro Rosso, является то, что инфраструктура автоспорта в Италии не настолько развита, как, скажем, в Англии. То, что наша аэродинамическая труба находится в Бистере – это осознанное решение, хотя строить машину «по факсу» намного сложнее, чем кажется. Покупка трансмиссии у стороннего производителя несколько облегчает задачу, но еще больше этому способствует размещение всех звеньев технологической цепочки в радиусе 150 миль. Формуле 1 есть где развиваться в Италии, и лично я бы приветствовал такой вариант.
Вопрос: (Сара Хольт – BBC) Вопрос к Стефано. Не знаю, насколько велики шансы Ferrari на победу в Монце после сегодняшнего результата Себастьяна, но если вы все-таки добьетесь успеха, этого будет достаточно для того, чтобы считать задачу выполненной при условии, что шансы на титул, по сути, уже потеряны?
Стефано Доменикали: Я так не думаю. Разумеется, победа в Монце многое значит для нашей команды и всех тех, кто считает эту гонку особенной, но не более того. Да, нынешний сезон вряд ли можно назвать удачным, даже если бы мы смогли выиграть чуть больше гонок. Нужно принять все так, как есть, и в оставшихся Гран При заработать максимально возможное количество очков, поскольку мы в любом случае сражаемся за позиции в итоговой классификации. Кроме того, результаты нашей текущей работы могут пригодиться при проектировании новой машины для следующего сезона.
Вопрос: (Фабрицио Корниати – 422Race) Господин Доменикали, поправьте меня, если я вдруг ошибаюсь, но мне кажется, что в этот уик-энд Ferrari, как и в Спа, использует старую версию подвески вместо обновленной, которая применялась, скажем, в Сильверстоуне. Новая подвеска позволяла лучше прогревать резину, а как раз с этим у вас были проблемы по ходу всего сезона. Тогда в чем причина такого выбора?
Стефано Доменикали: Да, мы вновь не используем обновленную подвеску, но причина в другом. Наши инженеры уверены, что в условиях Монцы она не улучшит поведение машины – в противном случае с нашей стороны было бы глупо оставлять ее на складе. Предыдущая версия подвески оказалась более предпочтительным вариантом.
Перевод: Валерий Карташев