Великобритания'90: Эрик Бернар

Великобритания'90: Эрик Бернар

Гонка #492: 15 июля 1990 года. Гран При Великобритании. Сильверстоун
Поул Найджел Мэнселл (Ferrari F1-90B) - 1.07,428 (255,098 км/ч)
Лучший круг Найджел Мэнселл (Ferrari F1-90B) - 1.11,291 (241,275 км/ч)
Победитель Ален Прост(Ferrari F1-90) - 1:18.30,999 (233,676 км/ч)

Трибуны Сильверстоуна в 1990-м году были заполнены даже больше обычного. Еще бы – одолев практически непобедимые в ту пору McLaren, поул завоевал местный кумир Найджел Мэнселл. Букмекеры считали британца главным фаворитом и в воскресенье, ведь новая полуавтоматическая коробка передач позволяла его Ferrari экономить по 0,3-0,4 секунды на каждом круге.

Однако на стартовый сигнал лучше всех среагировал лидер сезона Айртон Сенна: красно-белая машина бразильца раньше остальных оказалась в первом повороте. Этот сценарий за последние годы болельщики Больших Призов успели выучить наизусть: гонщик сразу создавал отрыв, после чего в контролируемом стиле доводил гонку до очередной победы. Прежде победить страсть и пламень Сенны мог холодный ледяной расчет Алена Проста, но теперь француз ушел из McLaren и на Ferrari стартовал в Сильверстоуне лишь пятым.

Однако в этот день у Скудерии был другой козырь: Мэнселл не просто удержался за лидером, но и смог, пусть и не с первой попытки, провести успешную атаку и выйти вперед. Крики болельщиков в этот момент едва не перекрыли рев мощных моторов...

Дальше же случилось и вовсе удивительное: Найджел задал такой темп, что Айртон, стремясь не отстать, слишком далеко заехал на поребрик в Copse и закрутился на трассе! Он смог продолжить гонку, но лишь пятым, а после скорого пит-стопа и вовсе откатился на десятое место.

Тем временем подтвердилась старая истина о том, что любые недостатки являются прямым продолжением достоинств. Чудо-коробка Ferrari внезапно начала жить своей жизнью, без предупреждения меняя ступени. Мэнселла настиг и обогнал новобранец McLaren Герхард Бергер, да и Прост уже был тут как тут.

На коротком промежутке, когда коробка вновь заработала нормально, Мэнселл вернул себе лидерство, но затем вновь вынужден был уступить первую позицию. Но уже отнюдь не Бергеру – к тому времени Герхарда уже обогнал французский Профессор. До старта пилоты Ferrari договорились, что не станут атаковать друг друга, ставя под угрозу командный результат. Но Ален резонно рассудил, что это касалось лишь ситуации, когда техника у обоих работает без перебоев – потому вышел вперед.

Ну а британских болельщиков ждало новое разочарование: вскоре их кумир окончательно прекратил так хорошо начинавшуюся гонку. Сошли из-за поломок также Бергер и героически опередивший его Иван Капелли из Leyton House.

Так что вместе с Простом, которому победа позволила выйти в лидеры общего зачета, на подиум Сильверстоуна поднялись почти незаметный в этот день, но своеобычно стабильный Тьерри Бутсен на Williams и пробившийся-таки наверх после неудач в дебюте Айртон Сенна.

Интересно...
Пожалуй, ни один пилот Формулы 1 не делал такого количества официальных заявлений о завершении карьеры, как Найджел Мэнселл. После схода на домашнем этапе пилот Ferrari вновь созвал журналистов, которым поведал, что устал от неудач, чувствует себя опустошенным и хочет больше времени проводить с семьей...

В отличие от Мэнселла, прежний Сильверстоун действительно навсегда покинул Большие Призы: уже в понедельник после гонки рабочие приступили к реконструкции трассы. Были возведены несколько медленных поворотов, и средняя скорость уже никогда больше не переваливала за 250 км/ч.

Эрик Бернар

В Сильверстоуне свою лучшую гонку в Формуле 1 провел француз Эрик Бернар. Речь не о результате – гонщику доводилось подниматься и выше четвертого места. Но именно в этот день он выглядел за рулем скромной машины команды Larrousse как никогда убедительно, отыграв круговое отставание у Алена Проста и опередив в борьбе на трассе Benetton трехкратного чемпиона мира Нельсона Пике.

В гонки Бернар пришел, вдохновившись как раз примером Проста. Будущий Профессор еще только громил соперников на подступах к Ф1, когда Эрик дебютировал в картинге, где за семь последующих лет завоевал четыре чемпионских титула. Юного гонщика из пригорода Марселя заметили и пригласили на национальный смотр молодых талантов, где он переиграл Жана Алези и Бертрана Гашо.

Помимо кубка молодой пилот получил куда более важный приз: спонсорскую поддержку, позволившую продолжить карьеру в Формуле Renault. Там Бернар уже во втором сезоне стал чемпионом, а вот в Ф3 после долгой и красивой борьбы со старым знакомцем Алези остался вторым. Но в 1988-м следующий шаг – в Формулу 3000 – сделали оба.

Дебютный сезон Эрика оказался испорчен неверным выбором команды, но уже в 1989-м, оказавшись в составе земляков из DAMS, он поехал по-настоящему быстро. По чистой скорости Бернар вполне мог претендовать на титул, однако трижды не добрался до финиша из-за собственных ошибок, потому одной победы и трех подиумов хватило лишь для итоговой "бронзы".

Впрочем, главный итог сезона был совсем в другом: летом Эрика на пару гонок пригласили земляки из Larrousse. В первом же Гран При Формулы 1 он пробился на пятое место, а затем уверенно ехал к финишу седьмым, когда на последних кругах отказала машина. Но Жерару Ляруссу хватило и этого – молодому пилоту предложили полноценный контракт на 1990 год.

В известном смысле, французу повезло: тот сезон стал лучшим в недолгой истории Larrousse. У команды были неплохой бюджет, вполне достойная машина, не самые плохие моторы Lamborghini. Разумеется, всем этим ещё нужно было суметь правильно распорядиться.

Первую же гонку Бернар закончил восьмым, в Монако открыл счет заработанным очкам, а в Британии смог по-настоящему громко заявить о себе. Дополнив эти результаты шестым местом в Венгрии, первый полный сезон Эрик завершил на 13-й позиции. Результат, быть может, и не самый выдающийся, но пилот ни разу не сошел из-за собственной ошибки – и новый годичный контракт выглядел вполне логично.

Вот только в 1991-м дела Larrousse шли не столь здорово. Ушли многие спонсоры, не удалось продолжить сотрудничество с Lamborghini – так что результаты ощутимо упали. О второй (а уж тем более первой) десятке по итогам квалификации пришлось забыть, до финиша получалось доезжать куда реже, и единственным светлым пятном за весь сезон стало шестое место в Мексике.

Темных пятен оказалось много больше. В Португалии, потрясенный семейной утратой, Эрик не прошел квалификацию, а на Сузуке попал в очень неприятную аварию по ходу тренировок. Сложный перелом ноги вынудил его закончить второй полный сезон в Формуле 1 досрочно.

Нога заживала плохо. На выздоровление пришлось потратить весь 1992 год, а в 1993-м при помощи Elf удалось найти лишь место тест-пилота в Ligier. Но спонсорская поддержка в Формуле 1 творит чудеса, и в сезон 1994 года Эрик вступал уже в ранге призового пилота команды.

В Ligier решили сделать ставку на надежность, и бело-голубая машина практически в каждой гонке доезжала до финиша. Бернар регулярно оказывался в десятке сильнейших, но заработать очки никак не удавалось. А хуже всего – молодой напарник Оливье Панис явно ехал быстрее. В Хоккенхайме, где различные происшествия вывели из борьбы практически всех лидеров, пилотам Ligier удалось блеснуть – оба поднялись на подиум. Но Эрик стоял на ступеньку ниже напарника.

Осенью команду приобрел Флавио Бриаторе. Итальянцу требовались моторы Renault, а все прочее не представляло для него ценности. Бернару без раздумий указали на дверь, чтобы освободить место для Джонни Херберта. На одну гонку он нашел местечко в Lotus, но затем – впервые в карьере – остался без работы.

На 1995-й удалось договориться со старыми знакомыми из Larrousse, вот только команда окончательно погрязла в долгах и не вышла на старт чемпионата. Так закончилась гоночная история пилота, которого в свое время называли вторым Аленом Простом.

Точнее, закончилась она лишь применительно к Формуле 1. Как и всякий гонщик с опытом Гран При, Эрик оказался востребован в различных гонках рангом пониже. Он долго и успешно выступал в соревнованиях GT и спорткаров. Одержав ряд побед на трассах Европы, Америки и Японии, Бернар не побоялся попробовать себя в новой роли и вышел на старт ралли-марафона "Дакар". Однако высшей точкой на гоночном пути француза так и остался этап Формулы 1 в Сильверстоуне в 1990 году.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.