США-Восток'79: Чудеса математики

Гонка #328: 7 октября 1979 года. Гран При США-Восток. Уоткинс-Глен
Поул Алан Джонс (Williams FW07) - 1:35.615 (204.633 км/ч)
Лучший круг Нельсон Пике (Brabham BT49) - 1:40,054 (195,554 км/ч)
Победитель Жиль Вильнёв (Ferrari 312T4) - 1:52:17,734 (171,333 км/ч)

Система начисления очков в Формуле 1 менялась множество раз – гораздо чаще, чем принято считать. Да, с 1961 по 1990 год была внешняя стабильность – если говорить о результатах гонки, то на протяжении всех этих 30 лет победитель получал 9 очков, финишировавший вторым – 6, третьим – 4, и далее 3-2-1. Однако число гонок, которые шли в зачёт чемпионата, менялось практически ежегодно, что зачастую приводило к кардинальной смене подхода к выступлениям.

Одна из самых абсурдных схем использовалась в 1979 году. Стремясь заставить пилотов атаковать, в FIA резко сократили количество результатов, которые учитывались при подсчёте очков в чемпионате – до четырёх в первых семи гонках сезона и ещё четырёх – в последних восьми. Фактически это означало, что в зачёт шла только половина проведённых гонщиками Гран При – восемь из 15-ти. И более того – компенсировать неудачное начало сезона во второй половине чемпионата было попросту невозможно.

На собственном опыте смог в этом убедиться, например, Алан Джонс – из-за позднего дебюта новой Williams FW07 с граунд-эффектом, в семи первых гонках он набрал очки лишь однажды. И хотя во второй половине сезона австралиец доминировал, шансы на титул он потерял задолго до окончания чемпионата. Ведь что бы он ни делал, теперь он не мог набрать больше 40 очков (4 очка за третье место в Лонг-Бич в начале чемпионата, и максимум 36 очков – в конце сезона). На предпоследнем этапе, в Канаде, Джонс одержал свою четвёртую победу, и Гран При США в Уоткинс-Глен превратился для него в формальность – никакой результат не позволил бы ему увеличить количество набранных очков.

В борьбе за титул ситуация сложилась аналогичная. Перед финальным Гран При Джоди Шектер опережал своего напарника по Ferrari Жиля Вильнёва на 7 очков – то есть, казалось бы, победа канадца могла дать ему шанс стать чемпионом. Но в действительности на счету Жиля во второй половине сезона уже было четыре вторых места – значит, даже в случае победы он получил бы только три очка, а не девять. Так что в Уоткинс-Глен Шектер приехал уже чемпионом. Более того – фактически он стал им ещё раньше, после победы в Монце, так как уже тогда довёл свой суммарный результат до 51 очка. На счету Вильнёва было 38, и в двух оставшихся гонках он никак не мог набрать больше 12 очков.

Интересно, что в Кубке конструкторов эти ограничения не действовали – впервые команды получали все очки, заработанные их пилотами по ходу сезона. Тем не менее, интриги не получилось и там – благодаря гораздо более высокой стабильности по ходу чемпионата Ferrari гарантировала себе титул ещё в Монце. Таким образом, турнирного значения Гран При США не имел, что, впрочем, не отразилось на числе участников – заявочный лист гонки в Уоткинс-Глен включал 30 человек.

На старт вновь допускались только 24 гонщика – отсеять шестерых должна была квалификация. Однако в пятницу весь день шёл дождь, так что покинуть боксы отважились лишь несколько человек. В субботу выглянуло солнце, и пилоты смогли поработать на сухой трассе. Правда, из-за отказавшего двигателя Шектеру пришлось пересесть в запасную машину, и новоиспечённый чемпион показал только 16-е время. На одну позицию ниже расположился победитель прошлогоднего чемпионата Марио Андретти на ещё недавно непобедимой Lotus 79.

Поул с огромным преимуществом завоевал Алан Джонс. Ближайшего из преследователей, Нельсона Пике на Brabham, он опередил более чем на секунду. Для бразильца, впрочем, это тоже был успех – он проводил свой первый полный сезон в Формуле 1 и выступал в Уоткинс-Глен впервые.

Интересно, что в двух финальных гонках чемпионата команда Экклстоуна фактически сменила и шасси, и поставщика моторов. Промучавшись почти весь сезон с мощным, но тяжёлым и капризным 12-цилиндровым двигателем Alfa Romeo, Берни решил досрочно прервать сотрудничество с итальянцами и вернуться к проверенному Cosworth V8. Для чего Гордону Марри пришлось в срочном порядке, всего за шесть недель, создать новое шасси Brabham BT49. Решение оказалось верным – спустя пару лет на этом шасси и с этим двигателем Пике завоюет свой первый титул.

Третье время в Уоткинс-Глен показал Вильнёв, а четвёртое – Жак Лаффит. Пилот Ligier имел шансы опередить Джонса в чемпионате – для этого ему нужно было финишировать хотя бы вторым. Напарник Джонса, Клей Регаццони, уступил лидеру Williams полторы секунды и оказался пятым. Остальные пилоты, начиная с Карлоса Ройтемана из Lotus, проигрывали Джонсу уже более двух секунд.

Прогноз погоды на гонку говорил о 50% вероятности дождя, так что в воскресенье пилоты и менеджеры команд – кто с тревогой, а кто с надеждой – всматривались в небеса. С утра было сухо, и казалось, что дождевой гонки удастся избежать, но за 20 минут до старта на трассу упали первые капли. Асфальт быстро промок, и лишь двое пилотов решились стартовать на сликах. Одним из них был Андретти, терять которому было нечего. Другим – Нельсон Пике.

На мокром асфальте колёса на Brabham бразильца пробуксовали, и на старте он откатился далеко назад. Вторым неудачником первого круга стал Шектер – пытаясь отыграться после проблем в квалификации, южноафриканец решил пройти первый поворот по внешнему радиусу, но выехал на мокрую траву, потерял скорость и вынужден был пропустить весь пелотон. Развернуло Кеке Росберга – финн смог вернуться в гонку, но, пытаясь избежать контакта с ним, вылетел с трассы и сошёл единственный пилот Alfa Romeo Бруно Джакомелли (его напарник, Витторио Брамбилла, не прошёл квалификацию).

Лидерство захватил Вильнёв, которого преследовали Джонс, Ройтеман и Лаффит. Француз, впрочем, вылетел с трассы уже на четвёртом круге – в том же месте, где кругом ранее сошёл его напарник по Ligier Жаки Икс. Ройтеман продержался до седьмого круга, после чего тоже разбил свой Lotus. Другой пилот команды Чэпмэна, Андретти, вынужден был отправиться на пит-стоп, чтобы избавиться от сликов, так как дождь не прекращался. Спустя ещё несколько кругов он сошёл из-за отказа коробки передач.

Поначалу разрыв между Вильнёвом и Джонсом был небольшим, но затем дождь усилился, и шины Michelin, которые использовали в Ferrari, стали работать лучше. Но как только воды на трассе стало меньше, резина Goodyear снова оказалась быстрее, и Джонс вновь начал настигать канадца. На 20-м круге дождь стих настолько, что Шектер решился перейти на слики. Но после возвращения на трассу его Ferrari постоянно скользила, так что звать на пит-стоп Вильнёва в Скудерии не торопились.

После 25 круга гонщики начали заезжать за сликами один за другим. Исключением стали трое – Вильнёв, Джонс и Рене Арну, выступавший на Renault. На подсыхающей трассе Джонс ехал всё быстрее, отыгрывая у Вильнёва по две секунды на круге. На 32 круге пилот Williams легко вышел вперёд, после чего начал быстро отрываться. Ещё два круга спустя Вильнёв всё же свернул в боксы и вернулся на трассу в сорока секундах позади лидера.

Убедившись, что первой позиции Джонса ничего не грозит, на 37-м круге в Williams тоже решили провести пит-стоп. Алан заехал в расположение команды, но с задним правым колесом возникли какие-то проблемы. Наконец, колесо удалось сменить, и пилот получил отмашку – можно выезжать. Джонс рванул с места (ограничений скорости на пит-лейн в те времена не было) и уже не увидел, как механики отчаянно размахивают руками у него за спиной. Через полкруга незакреплённое заднее правое колесо отвалилось, и Джонсу пришлось сойти.

Гонку вновь возглавил Вильнёв. Вторым был Шектер, но он проигрывал напарнику почти круг! Рене Арну, пропустивший Дерека Дэли и Дидье Пирони на пит-стопе, вернувшись на трассу, легко их вновь опередил. На 48 круге Шектер почувствовал, что машина начала немного плавать по трассе. Он решил, что это прокол, но всё же отправился на ещё один круг. Это оказалось ошибкой – как выяснилось, его резина после раннего пит-стопа полностью износилась, так что шина взорвалась и Ferrari лишилась шансов на победный дубль.

Вскоре сошёл после разворота и Дэли, а на Brabham показавшего лучший круг Пике всего за пять кругов до финиша сломался приводной вал. Вильнёв сбросил скорость: после финиша Жиль признался, что причиной тому стал не только большой отрыв – на его Ferrari возникли проблемы с давлением масла. Тем не менее, он опередил Рене Арну почти на 50 секунд. Третье место, несмотря на столкновение с Росбергом в середине гонки, завоевал Пирони.

Благодаря проблемам у лидера, Элио де Анжелис и Ханс-Йоахим Штук вернулись в один круг с ним и финишировали на четвёртом и пятом местах. И для того, и для другого (а также для их команд – Shadow и ATS) это оказался единственный финиш в очках за сезон, а в случае со Штуком – ещё и последний, так как больше в чемпионате мира он не выступал.

Досрочный сход не испортил настроения Шектеру – ведь в США он, наконец, получил кубок за победу в чемпионате. Джоди стал первым и до сих пор единственным южноафриканцем, которому удалось подобное. Для Ferrari этот титул в личном зачёте стал уже девятым. Десятого пришлось ждать 21 год.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.