Первая пресс-конференция
Вопрос: Сирил, если говорить о выступлении ваших гонщиков, то Нико Хюлкенберг обычно здорово проводит квалификацию, а Джолион проваливает. В чем, по-вашему, причина?
Сирил Абитебул: Мы начали этот сезон с неплохой скоростью в квалификации, которую не удавалось конвертировать в уверенный гоночный темп. Мы ждали серьезных доработок, которые должны были поступить по ходу сезона, и, можно сказать, обменивали часть скорости в квалификации на чуть лучший темп в гонке за счет корректировки настроек, что позволило команде заработать очки. В Сильверстоуне мы, наконец, получили упомянутый пакет доработок, и с тех пор тезис о том, что мы менее конкурентоспособны в воскресенье по сравнению с субботой, не соответствует действительности. Впрочем, нам еще предстоит понять, подтвердится ли здесь прогресс, достигнутый в Сильверстоуне и уже подтвержденный в Будапеште.
Что касается разницы между гонщиками… Мне кажется, Джолиону вовсе не обязательно в субботу быть столь же быстрым, как Нико. Хюлкенберг – мастер квалификации, возможно, один из лучших в пелотоне. Это не всегда заметно из-за недостаточной конкурентоспособности нашей машины, но способности Нико впечатляют. Что касается Джолиона, возможно, в субботу он не настолько быстр, однако в воскресенье ему удается выжимать из машины больше скорости.
Пожалуй, краткий ответ на ваш вопрос – машина постепенно прогрессирует и сейчас по чистой скорости занимает четвертое место, уступая только машинам трех ведущих команд. Как раз такой статус мы рассчитывали иметь к этой фазе сезона. Впрочем, ситуация в Кубке конструкторов выглядит иначе, и над этим нам нужно поработать.
Вопрос: Спасибо за обстоятельный ответ! Поговорим о Роберте Кубице. Он готовился к тестам в Венгрии и там сработал неплохо – что дальше?
Сирил Абитебул: Хороший вопрос. Это была проверка. Мы уже говорили, что в случае с Робертом стараемся действовать предельно методично – это не рекламная кампания, не простая попытка. Мы относимся к этой задаче со всей серьезностью и стараемся оставить эмоции в стороне. Прошедшие тесты не дали нам все ответы, которые мы рассчитывали получить. В Формуле 1 возможности проводить тесты очень ограничены – конечно, в идеальном мире нам хотелось бы провести больше проверок и понять, сможет ли Роберт выступать на том уровне, которого желаем и мы, и он сам. Возможно, да. Возможно, нет. Посмотрим.
Вопрос: Кристиан, судя по сегодняшним результатам, Red Bull Racing не так уж уступает лидерам. В прошлом году в Бельгии команде удалось квалифицироваться в первом ряду и заработать подиум. Считаете ли вы возможным повторение того результата? И не могли бы вы пояснить, почему на этот уик-энд команда выбрала другое количество комплектов шин разных составов по сравнению с Ferrari и Mercedes. Редко можно наблюдать столь радикальную разницу…
Кристиан Хорнер: Прежде всего, пятница прошла весьма продуктивно. Мы оценивали разные варианты настроек, и четвертое-пятое места по итогам второй тренировки вселяют оптимизм – особенно на этой трассе. Уверен, на случай сухой погоды у соперников есть резерв скорости, но, хочется верить, мы сумеем закрепиться на достигнутых позициях, а в воскресенье будем конкурентоспособны.
Что касается выбора шин. Наши инженеры решили, что такое распределение комплектов будет оптимальным. Как мы часто могли наблюдать, команды начинают уик-энд с разным числом комплектов, а к квалификации у всех остаётся одинаково. Идея, что в начале уик-энда кажется оригинальной, по ходу тренировок нередко себя изживает. Думаю, к квалификации наш подход вряд ли будет отличаться от общепринятого – к тому же, нам вполне нравятся шины UltraSoft.
Вопрос: Как обстоят дела с молодежной программой Red Bull? За последние десять лет эта программа воспитала нескольких великолепных гонщиков – чемпионов мира, триумфаторов Гран При, но сейчас сложно понять, откуда ждать новых адептов Формулы 1? В то же время ваши соперники из Mercedes, McLaren и Ferrari существенно продвинулись в данном направлении, у них есть талантливые кандидаты, готовые в любой момент дебютировать в чемпионате. Остается ли программа приоритетной для Red Bull?
Кристиан Хорнер: Конечно. У нас есть Пьер Гасли, который в минувший уик-энд одержал первую победу в японской серии SuperFormula, есть Нико Кари в GP3, Дэн Тиктум в Формуле Renault – целая группа талантов, проходящих через разные категории автоспорта. Но, как мне кажется, от Формулы 1 это пока далеко. Да, есть пара хороших гонщиков в GP2, GP3, но в остальном ощущается определенный вакуум. Мы спускаемся на начальный уровень и поддерживаем молодых гонщиков уже в картинге, но таланты вроде Макса Ферстаппена, Себастьяна Феттеля или Даниэля Риккардо появляются не каждый год.
Вопрос: Гюнтер, вы предпочли подтвердить обоих своих гонщиков на следующий сезон и не пригласили в команду ни одного из резервных пилотов Ferrari – ни Антонио Джовинацци, ни Шарля Леклера. В чем причина?
Гюнтер Штайнер: С Романом мы два года назад подписали трехлетний контракт, а с Кевином год назад заключили двухлетнее соглашение – думаю, наш подход вполне понятен, иных причин и факторов нет. В свое время мы хотели заполучить из доступных гонщиков лучших, чтобы они принесли нам максимально возможное количество очков, и остановили свой выбор на Романе и Кевине.
Вопрос: Хорошо, вопрос с гонщиками решен. В преддверии третьего для команды сезона как усилить её персонал, чтобы добиться прогресса?
Гюнтер Штайнер: Мы должны прибавить буквально во всем, для прогресса команды недостаточно заполнить один пробел. У нас по-прежнему самый малый штат в пелотоне, не более двухсот человек, коллектив нужно усиливать по многим направлениям, этим мы и занимаемся.
Мы уже ищем специалистов на следующий сезон, поскольку сам процесс подбора требует достаточно большого количества времени. Мы планируем увеличить штат на 10-15% - это ничто по сравнению с темпом роста крупных команд – но мы действуем постепенно и намерены продолжать в том же духе. Впрочем, не скажу, что мы становимся заметно больше: мы стараемся добиться прогресса, не увеличивая численность и объем ресурсов. Да, это сложно, но, по крайней мере, мы пытаемся оставаться эффективными.
Вопросы с мест
Вопрос: (Пьер Ван Влье) Вопрос для Сирила о ситуации с Робертом Кубицей. Вы говорите, что у вас остались вопросы без ответов – что это за вопросы? В Будапеште Роберт проехал 142 круга при жаркой погоде и, судя по результатам, выглядел вполне готовым к возвращению в гонки, разве не так?
Сирил Абитебул: У нас есть определенная непубличная информация, но она касается только команды и Роберта, и мне бы не хотелось её обсуждать без согласия с его стороны. Нужно многое сделать, чтобы вернуться в соревнования такого уровня, машины ведь серьёзно отличаются от тех, на которых гонялся Кубица шесть или семь лет назад, точно так же как отличаются они от машины, с которой Роберт работал на тестах в Ле-Кастеле – это было шасси 2012 года, более легкое и с меньшей прижимной силой. Не хотелось бы вдаваться в подробности, но вы можете представить себе, что нужно, чтобы сделать следующий шаг.
Проблема в том, что возможности проведения тестов ограничены – тем более если речь идет об отдельных тестах с единственной машиной без дождя и каких-либо перипетий. Всё это должно проводиться в рамках взвешенного решения, но мне бы не хотелось развивать данную тему. Я не хочу давать почву слухам и представлять всё таким образом, будто команда обязана продолжать эту работу лишь потому, что публика желает возвращения Роберта. Нам всем хотелось бы снова видеть его в Формуле 1, но это должно быть оправдано.
Вопрос: (Дитер Ренкен) Гюнтер, я прочитал в интернете, что ваш спортивный директор – возможно, уже бывший – Дэйв О’Нил основал совместную компанию с бывшим сотрудником Кристиана Хорнера – Кенни Хэндкаммером. Вы можете это подтвердить? Продолжает ли Дэйв работу в Haas F1? Если нет, что вы предпринимаете, чтобы найти ему замену?
Гюнтер Штайнер: Дэйв в скором времени покинет команду. Он не присутствует здесь, в Спа, но ещё приедет на несколько гонок. Мне ничего не известно о Кенни Хэндкаммере, и вряд ли Кристиану известно нечто большее. Дэйв по семейным обстоятельствам вынужден перебраться в Соединенные Штаты и по этой же причине уходит от нас.
Я ничего не слышал о его компании, однако он волен заниматься тем, что считает нужным. У нас с ним хорошие отношения, Дэйв помог команде стать такой, какая она есть, но семейные дела вынуждают его вернуться в США, и мы не можем продолжить наше сотрудничество. Он проведет с коллективом еще несколько гонок, после чего наши пути разойдутся.
Вопрос: Что скажете о замене?
Гюнтер Штайнер: У нас есть определенные планы, мы объявим о них, как только сочтем это возможным.
Вопрос: (Жером Пагмайр) Сирил, есть ли срок, к которому вы планируете принять решение по Роберту Кубице, и если да, то каков он?
Сирил Абитебул: Решение по Роберту – это, по сути, решение по второму из наших гонщиков на следующий сезон. Всем известно, что у Нико долгосрочный контракт, тогда как соглашение с Джолионом рассчитано всего на один год. Нам предстоит принять решение по одной свободной вакансии.
В случае с Робертом есть определенные ограничения, о которых я говорил ранее. Кроме того, мы должны строго придерживаться конкретных сроков, так как рынок гонщиков начинает постепенно закрываться. На этой неделе о своих контрактах объявили в Ferrari и McLaren, в ближайшее время можно ожидать дополнительных заявлений – контрактные вопросы не решаются в абсолютной изоляции, мы не можем позволить себе заниматься своими делами, строить планы и самостоятельно определять срок. Команда должна следить за возможными вариантами.
Вопрос: (Луис Деккер) Вопрос для Кристиана. Как и год назад, в воскресенье в Бельгию приедет целая армия голландских болельщиков. Могут ли они рассчитывать на победу Макса Ферстаппена?
Кристиан Хорнер: Мечтать никто не запрещает, но между мечтами и реальностью есть разница. Потрясающе видеть в Спа такую поддержку в адрес конкретного гонщика. Многочисленная толпа, полная энтузиазма, оранжевый цвет повсюду – феноменально! Прошлогодний этап обернулся для всех этих людей разочарованием, когда Макс, по сути, выбыл из борьбы уже на первых шестидесяти метрах – надеюсь, в этот раз соперничество продлится дольше. Максу часто не везло по ходу нынешнего сезона, и для того, чтобы переломить тенденцию, его домашний этап подходит лучше прочих.
Вопрос: (Алан Болдуин) Сирил, мы слышали, что в McLaren ведут переговоры с Renault о поставке силовых установок, что в Toro Rosso обсуждают с Honda вопрос сотрудничества. Не могли бы вы обновить для нас информацию, поскольку, судя по всему, ни одна из этих историй не получила продолжения? Какому количеству команд Renault может поставлять свои моторы в следующем сезоне? Кристиан Хорнер говорил, что максимум трём...
Сирил Абитебул: У нас есть долгосрочные контракты с Red Bull Racing и Toro Rosso, но мы открыты для переговоров, и я могу подтвердить, что у нас были контакты с McLaren. Однако же, как вы заметили, в правилах есть определенные ограничения на случай, если мы захотим поставлять моторы не трем, а, скажем, четырем командам.
Более того, было бы не вполне оправданно полагать, что мы сможем справиться с такой задачей без потерь в уровне сервиса по действующим соглашениям, потому этот вопрос обсуждался очень тщательно. Повторюсь, у нас есть действующие договоренности, мы высоко ценим длительное сотрудничество с Red Bull, и нам хотелось бы, чтобы оно продолжалось до окончания своего срока действия в 2020 году. Если можно сделать еще что-то – почему бы нет, но пока ситуация выглядит спокойной, и нам не хотелось бы со своей стороны форсировать события.
Вопрос: (Алан Болдуин) Исторический вопрос для Гюнтера. На этой неделе исполнилось 50 лет единственной победе 100% американской команды в Формуле 1. В какой мере тот успех повлиял на ваш коллектив, знают ли о нём в Haas F1, и намерены ли вы стать первыми, кто его повторит?
Кристиан Хорнер: Вы знали об этом?
Гюнтер Штайнер: Нет! Спасибо, что рассказали. Я не знал о юбилее, но всегда приятно о нем узнать. Думаю, для борьбы за победы нам потребуется несколько лет, ведь сейчас добиться успеха сложнее, чем полвека тому назад. Точнее, сейчас всё иначе – я не хочу сказать, что пятьдесят лет назад победить было проще, добиться успеха всегда нелегко. Мы стараемся как можно скорее привести американскую команду к подиуму, но для первого места нам потребуется несколько сезонов. Тем не менее, всегда приятно узнавать такие вещи – спасибо вам за информацию!
Вопрос: (Дитер Ренкен) Кристиан, хотел бы спросить вас о переговорах между Toro Rosso и Honda, что имели место быть во время летнего перерыва. Понимаю, вы не руководите Toro Rosso, но как подобная сделка могла бы повлиять на структуру Red Bull Racing?
Кристиан Хорнер: То, какой мотор предпочтут в Toro Rosso, никак не влияет на Red Bull Racing – это скажется лишь на синергии между нашими командами в части коробки передач и иных компонентов. В ближайшие две недели мы узнаем возможный сценарий – думаю, на второй пресс-конференции Зак Браун и Юсуке Хасэгава смогут подробно ответить на все ваши вопросы.
Вопрос: (Луис Деккер) Есть ли у вас точный прогноз погоды на воскресенье, и если нет, на какой расклад вы рассчитываете?
Сирил Абитебул: Прогноз на пятницу обещал сухую погоду, и по нему можно в целом судить о точности прогнозирования в Спа. В противном случае мы всегда успевали бы среагировать и в нужный момент оказывались бы на правильных шинах.
Вопрос: Кристиан, полагаю, в дождь вы рассчитываете побороться за победу?
Кристиан Хорнер: Мы бы предпочли, чтобы дождь лил весь день, но вряд ли это случится. Нас ждет привычная бельгийская погода – не забудьте захватить крем от загара и зонтик.
Гюнтер Штайнер: Пару часов назад мне обещали, что дождь будет идти всего пару минут, а затем трасса быстро подсохнет, так что в отношении прогнозов я, пожалуй, присоединюсь к Сирилу. Посмотрим, как всё сложится. Как правило, я не питаю никаких надежд, мы просто адаптируемся к ситуации. Что бы ни случилось, мы постараемся сработать максимально эффективно.
Вопрос: (Уайсеф Хардинг) Мы уже спрашивали гонщиков о том, как во время летнего перерыва они готовились ко второй половине сезона. А что делали вы, чтобы подготовиться к ней?
Кристиан Хорнер: Как и наши гонщики, я активно тренировался, соблюдал диету… Да нет же! Для всех нас было крайне важно провести немного времени со своими семьями, чтобы родные нас хотя бы вспомнили. Хорошо, что в расписании Формулы 1 есть этот перерыв – он нужен даже не нам, а нашим механикам и всем тем, кто за пределами видеокамер работает долгие часы напролет. Им крайне важно в этот период времени немного перевести дух и побыть с семьей и друзьями. Ну а для меня ярким событием отпуска стал ожог от медузы!
Вопрос: Сирил, вы тоже имели дело с медузами?
Сирил Абитебул: Нет, я просто отсыпался. Всё, о чем говорил Кристиан, чистая правда – это время для друзей и семьи. Я же отсыпался, поскольку мне этого, как правило, не хватает. Кроме того, крайне важно вернуться из отпуска с желанием продолжать работу. Сезон долгий, и зачастую мотивация постепенно угасает, так как наш спорт требует немалых затрат энергии. Приятно начинать вторую половину сезона с желанием выкладываться по максимуму.
Вопрос: Гюнтер?
Гюнтер Штайнер: Аналогичный ответ. Я провел время с семьей и готов подписаться под словами Кристиана. Отпуск нужен механикам, которые, что скрывать, работают гораздо интенсивнее нас. Им важно побыть с родными. Ну а я остался в Европе, занимался теми вещами, которыми не могу заниматься по ходу сезона из-за постоянных перелетов, и сейчас рад снова приступить к работе.
Вопрос: (Дитер Ренкен) Сирил, верно ли, что из вашей команды недавно ушел координатор? Можно ли считать простым совпадением, что практически сразу в Haas появилась аналогичная позиция?
Сирил Абитебул: Вы говорите о Джеффе, нашем гоночном координаторе? Да, я могу подтвердить эту информацию, а будет ли команда публиковать официальное заявление, мы решим сами. Джефф был важной фигурой в Энстоуне, идет ли речь о Renault, Lotus или Benetton. Мы наверняка устроим большую прощальную вечеринку, пусть даже Джефф… возможно, он будет работать не так уж далеко от нас. В любом случае, первую часть вашего вопроса я могу подтвердить.
Вопрос: (Грэм Харрис) Вопрос ко всем. Чейз Кэри недавно заявил, что рассматривает вариант с увеличением количества гонок от сезона к сезону, пока их не станет двадцать пять. Поскольку количество уик-эндов с марта по ноябрь фиксированное, готовы ли вы согласиться с таким количеством Гран При и видеть больше сдвоенных, а то и строенных этапов? Или же было бы лучше увеличить срок сезона и начинать его раньше, а заканчивать на первой неделе декабря?
Кристиан Хорнер: Уже в 2018-м нас ждут три этапа подряд, затем один свободный уик-энд – и сдвоенные гонки. По-моему, расписание уже насыщенное, и двадцать один этап – это предел. При большем количестве Гран При мы создаем чрезмерную нагрузку на инженеров, на всех, кто занимается вопросами логистики. В конечном итоге нам придется вводить сменный режим работы, что потребует большего количества сотрудников, что, в свою очередь, приведет к экспоненциальному росту расходов. Всё это обойдется очень дорого.
Конечно, возможны любые варианты, но у всего есть своя цена, и увеличение количества этапов потребует серьезных вложений. Я бы лучше посмотрел на трассы, что уже принимают у себя Гран При, и если некоторые из них уже не соответствуют требованиям, заменил бы их другими. Пусть лучше автодромы соревнуются за право принимать немногочисленные этапы чемпионата, чем нам проводить двадцать пять гонок. Для нас это будет означать состязание практически каждый уик-энд – в какой-то момент нужно остановиться.
Вопрос: Гюнтер?
Гюнтер Штайнер: Здесь важен баланс. Если для Чейза эта инициатива имеет экономическое обоснование, она может быть реализована. Должен ли сезон длиться дольше, или имеет смысл проводить больше сдвоенных этапов? Думаю, придется сочетать оба подхода, иначе нас ждет сплошная череда Гран При. Уверен, есть иные способы уместить в расписание сезона двадцать пять этапов – возможно, нам следует уменьшить длительность уик-энда, сократить время на установку боксов и другие подобные вещи, усилить контроль. Опять же, Чейз пока только озвучил идею, и не факт, что нас ждут 25 Гран При.
Чейз не предлагал Стратегической Группе рассмотреть такую инициативу, он просто сказал, что ему бы хотелось видеть нечто подобное. Прежде, чем решиться на конкретные действия, он, определенно, обратится к Стратегической Группе, чтобы понять, что по силам командам, а что – нет. Он не станет форсировать события и организовывать нечто, с чем команды попросту не справятся, ведь в таком случае он не получит само зрелище. План понятен, а дальше возникают варианты. Можно вовсе отказаться от идеи, можно увеличить продолжительность сезона, сократить длительность этапов, но прежде следует подумать о возврате вложений. Что если инициатива будет стоить нам денег, а притом мы не получим никакой финансовой отдачи? С чего нам тогда на неё соглашаться?
Вопрос: Сирил?
Сирил Абитебул: Кристиан и Гюнтер уже всё сказали. Качество должно превалировать над количеством, и я бы сделал акцент скорее на качество. Нам нужны легендарные гонки – те, которых ждут с нетерпением. Если вспомнить историю Формулы 1, чемпионату никогда не требовалось такое количество гонок, чтобы сделать его по-настоящему популярным. Это нужно учитывать наряду с экономическими факторами, которые никак нельзя недооценивать: переезды обходятся командам и всей Формуле 1 в значительную сумму.
Вопрос: (Джо Савар) Если говорить о достаточности, не кажется ли вам, что зрителям хочется видеть больше гонок? Или вы считаете, что их устраивает нынешнее положение дел?
Гюнтер Штайнер: Думаю, вы услышите разные мнения, но в целом соотношение будет примерно равным. Кто-то хочет видеть больше гонок, кому-то по нраву нынешнее количество, кто-то выскажется за уменьшение числа этапов. Распределение равномерное, и прелесть большого числа гонок в том, что вы можете просто решить не смотреть их. Если же гонок вовсе нет, выбирать не из чего. Отсюда и возникает вопрос, что считать достаточным.
Вопрос: Кристиан, есть ли вероятность, что зрители разом перестанут смотреть Формулу 1?
Кристиан Хорнер: Я едва могу вспомнить, что происходило чуть ранее по ходу сезона, не говоря уже о том, что было бы, если бы мы проводили по двадцать пять этапов. Это как с любой хорошей книгой: в ней есть немало глав, но далеко не все из них одинаково интересны, и в какой-то момент наступает насыщение. Думаю, о чем-то подобном ранее говорил Сирил – определите наиболее интересные этапы и сделайте их по-настоящему фантастическими, поставив качество над количеством. Мы бы предпочли как раз такой вариант.
Сирил Абитебул: Я бы добавил, что нам следует действовать предельно осторожно. По количеству этапов мы никогда не сравняемся с NASCAR или NBA – в баскетбольной лиге проводятся сотни игр. Да, мы можем увеличить число Гран При с 21 до 25, однако это практически никак не скажется на восприятии Формулы 1. Количество уик-эндов в году ограничено, не думаю, что нам следует гнаться за некоей цифрой – лучше сосредоточиться на качестве.
Вопрос: (Луиджи Перна) Гюнтер, недавно мы читали интервью Джина Хааса, в котором он заявил о намерении сохранить состав команды на следующий сезон. Это означает, что в 2018-м за Haas F1 по-прежнему будут выступать Кевин Магнуссен и Роман Грожан, однако не так давно вы проводили тесты с участием Антонио Джовинацци из Ferrari, а год назад привлекали к подобной работе Шарля Леклера – молодого гонщика, который также связан с итальянской командой. Могут ли они в ближайшем будущем получить шанс выступить за Haas F1?
Гюнтер Штайнер: Что касается следующего сезона, команда и я лично четко обозначили, что состав гонщиков останется неизменным. Планы на 2019-й пока не обсуждались. Да, мы уже проводили тесты с Шарлем и Антонио: Шарль работал в 2016-м, Антонио – в нынешнем сезоне, но пока никаких решений относительно 2019-го года не принято. Мы знаем, что до конца этого года Антонио предстоит шесть раз выступить за нас по ходу пятничных свободных заездов, но на этом пока всё – далее нам предстоит определиться с подходами на следующий сезон.
Вопрос: (Жером Пагмайр) В продолжение вопроса о двадцати пяти Гран При. Вы говорили о расходах и необходимости поставить качество превыше количества, но что насчёт гонщиков? Полагаете, они справятся с двадцатью пятью гонками, или же им этого не захочется?
Сирил Абитебул: Почему бы нет? Как и в любом виде спорта в Формуле 1 есть время на восстановление, притом мне не кажется, что в случае сдвоенных этапов гонщики испытывают какие-то трудности. Между 21 и 25 гонками не такая уж большая разница, но, как я уже говорил, каждому, кто работает в Формуле 1, необходима серьезная мотивация, чтобы выкладываться на пределе, обеспечивая высокий результат и зрелищность. Не думаю, что с увеличением количества Гран При эта мотивация как-то пострадает – по крайней мере, в плане физических нагрузок я не вижу каких-то ограничений.
Кристиан Хорнер: Если говорить о гонщиках, в большинстве своем им от двадцати до тридцати с небольшим лет, и многим из них платят несколько миллионов фунтов, чтобы они двадцать один уик-энд в году управляли лучшими машинами в мире – по мне так звучит весьма неплохо. Сейчас у них нет необходимости участвовать в тестах, тогда как пятнадцать лет назад им пришлось бы сразу после гонки на три дня лететь в Херес, а затем отправляться на очередной этап. Сейчас расписание гонщика в большей степени сосредоточено на самих гонках, и у парней гораздо больше времени, чем у них могло бы быть десять или пятнадцать лет тому назад.
Вопрос: Гюнтер, желаете что-то добавить?
Гюнтер Штайнер: Практически нечего. В плане физических нагрузок, как заметили Кристиан и Сирил, у гонщиков нет особых сложностей, и четыре дополнительных уик-энда вряд ли станут для них серьезным испытанием.
Вторая пресс-конференция
Участники: Зак Браун (McLaren), Юсуке Хасэгава (Honda), Франц Тост (Toro Rosso)
Вопрос: Зак, начнем с вас. В Венгрии McLaren добилась лучшего для себя результата с начала сезона. Как вы оцениваете то выступление и эффективность мер, предпринятых коллективом с целью вернуть былую конкурентоспособность?
Зак Браун: В Венгрии мы, определенно, сделали шаг вперед – приятно было видеть обе машины в призовой десятке. Да, шестое и десятое места, как правило, не особо радуют всех в McLaren, но в тот раз они стали подтверждением прогресса.
Вопрос: Как обстоят дела с долгосрочными планами в части силовой установки? С зимних тестов и по ходу летнего перерыва мы слышали разные истории. Что-нибудь изменилось, вы можете нам рассказать?
Зак Браун: Как и все участники, мы стараемся определиться с контрактами гонщиков на следующий сезон. Команда уже подтвердила Стоффеля Вандорна – в продолжении нашего сотрудничества не было сомнений, а сейчас мы занимаемся ситуацией с другим гонщиком, двукратным чемпионом мира, и делаем всё возможное, чтобы в следующем сезоне у нас была максимально конкурентоспособная машина.
Вопрос: Господин Хасэгава, а что вы можете сказать о выступлении в Венгрии, об обновленной версии силовой установки и дальнейших отношениях с McLaren?
Юсуке Хасэгава: В Венгрии мы были очень рады, наконец, заработать очки. Да, в целом подобные результаты не могут нас устраивать, но это тот минимум, которого мы обязаны были добиться, и он принес чувство облегчения. Тем не менее, чтобы убедить McLaren продолжить сотрудничество, нам по-прежнему необходимо всерьез поработать над характеристиками нашей силовой установки.
Вопрос: Обновленная силовая установка, которую в этот уик-энд получил Стоффель – что вы можете о ней сказать?
Юсуке Хасэгава: На самом деле, мы рассчитывали представить здесь четвертую спецификацию силовой установки, однако не уложились в сроки. В итоге мы привезли сюда промежуточные версии с индексами 3.5 и 3.6. Нам по силам двигаться дальше, мы не прекращаем процесс доработки.
Вопрос: Рядом с вами сидит Франц Тост. Toro Rosso по-прежнему рассматривается в качестве второй команды, которой Honda может поставлять моторы в 2018-м? Эти переговоры еще продолжаются?
Юсуке Хасэгава: У нас нет официальных переговоров на данную тему. Да, господин Ямамото встречался с доктором Хельмутом Марко с целью обсудить дела в японской серии SuperFormula, где выступает молодой гонщик Red Bull Пьер Гасли, но вопрос поставок моторов в Формуле 1 там не затрагивался.
Вопрос: Франц, в продолжение темы – похоже, вы никогда всерьез не рассматривали вариант сотрудничества с Honda, оставаясь верными нынешнему поставщику – Renault.
Франц Тост: Да, господин Хасэгава только что ответил, что между Toro Rosso и Honda официальных переговоров не было.
Вопрос: На первой пресс-конференции мы обсуждали с Кристианом Хорнером молодежную программу Red Bull. Она была невероятно успешной на протяжении многих лет, но, по мнению самого Хорнера, на ближайшую перспективу звезд не предвидится. У вас на примете есть несколько молодых талантливых спортсменов, но иногда их достаточно, а иногда явно не хватает. Как вы в целом оцениваете итоги программы Red Bull, и относятся ли в материнской компании к ней с тем же энтузиазмом, что раньше? Следует заметить, что у McLaren, Ferrari и Mercedes есть свои молодые перспективные кадры…
Франц Тост: Для Red Bull нынешняя ситуация просто фантастическая. У компании есть четыре гонщика, доказавших свою способность выигрывать гонки: Даниэль Риккардо, Макс Ферстаппен, Карлос Сайнс и Даниил Квят, а также действующий чемпион Формулы 2 Пьер Гасли, ныне успешно выступающий в Японии. Если выстроенная инфраструктура настолько успешна, зачем что-то менять? Следует напомнить, что в случае какого-либо инцидента в Red Bull Racing они могут запросто взять на замену гонщика из Toro Rosso – потому наша команда считается подготовительной площадкой. Новые таланты прибывают постоянно, но проходит два-три года, прежде чем мы начинаем обсуждать возможный дебют в Формуле 1. Повторюсь, сейчас у Red Bull просто феноменальный набор гонщиков.
Вопросы с мест
Вопрос: (Грэм Харрис) Франц, если вспомнить сказанные Кристианом Хорнером в Австрии слова о том, что в Red Bull воспользуются своим правом продлить контракт Карлоса Сайнса на очередной сезон, мы впервые получим ситуацию, когда гонщику предстоит провести в Toro Rosso четвертый год подряд. Кто станет его напарником? Будет ли им Даниил Квят, или решение вы примете позднее?
Франц Тост: Посмотрим. Как я уже говорил, Red Bull находится в фантастической ситуации – зачем им менять высококвалифицированных гонщиков? Компания спонсировала все этапы карьеры Карлоса Сайнса, сейчас он готов выигрывать гонки – какой смысл отдавать парня конкурентам? Даниилу Квяту в нынешнем сезоне явно не везет, много раз мы не могли предоставить ему надежную и быструю машину, но я убежден, что как только он её получит, то сумеет быстро проявить весь свой талант, ведь в прошлом ему это уже удавалось. До перехода в Toro Rosso Даниил выиграл в GP3, в Китае он заработал для Red Bull Racing подиум – Квят доказал свою способность добиваться успеха. Как я уже говорил, у нас есть и Пьер Гасли – в общем, позиции Red Bull достаточно сильны, сейчас нет необходимости что-то менять, но посмотрим, как пойдут дела. Вопрос с гонщиками будет решен в ближайшие несколько месяцев.
Вопрос: (Абхишек Такле) Вопросы для Зака и господина Хасэгавы. Обеспечили ли представленные в этот уик-энд обновления ожидаемый прирост в скорости? Сообщалось, что в Honda активно сотрудничали с Ilmor и смогли добиться существенного прогресса. Господин Хасэгава, вы можете подтвердить факт сотрудничества с Ilmor? Зак, участие Ilmor способно убедить McLaren продолжить партнерство с Honda?
Юсуке Хасэгава: Прежде всего, довольно сложно сравнивать предыдущую и нынешнюю спецификации силовой установки, так как здесь совершенно иная трасса. Тем не менее, данные телеметрии позволяют судить об определенном прогрессе.
Что касается Ilmor, мы не раскрываем детали взаимодействия с контрагентами. Впрочем, сам факт оказания консультационной поддержки мы не станем отрицать – наша команда работает со многими партнерами.
Зак Браун: Хороший вопрос про Ilmor. Как заметил господин Хасэгава, только Honda вправе рассказывать кому-либо о своих действиях. Все, что я могу пояснить, это то, что в прошлом компания Ilmor сотрудничала с McLaren, и в своем деле её можно считать весьма успешной.
Не скажу, что нас устраивает то, как идут наши дела в нынешнем сезоне, но и господин Хасэгава придерживается такой же точки зрения. В Спа мы уже наблюдаем определенный прогресс – пусть не такой, как мы рассчитывали, но всё-таки прогресс.
Вопрос: (Дитер Ренкен) Зак, если учесть, что сказали Франц и господин Хасэгава об отсутствии официальных переговоров между Toro Rosso и Honda, McLaren для перехода на иные силовые установки необходимо передать свой контракт с Honda иной команде, что вы пытались организовать с Sauber. Пытались ли вы содействовать достижению соглашения между Honda и Toro Rosso?
Зак Браун: Мы содействовали достижению договоренностей с Sauber, поскольку нас об этом официально попросили, и даже начали работу над коробкой передач. Впрочем, не думаю, что с моей стороны было бы уместным раскрывать детали нашей дискуссии. Могу лишь заметить, что в McLaren приветствовали бы сотрудничество Honda с Toro Rosso, и Кристиан Хорнер даже как-то уточнял у меня, сможем ли мы по их просьбе помочь с интеграцией коробки передач. Пожалуй, это всё, что я вправе вам рассказать.
Юсуке Хасэгава: Нас не просили подключать McLaren к переговорам с Toro Rosso, поскольку никаких официальных переговоров по факту не было.
Вопрос: (Ливио Орихио) Зак, похоже, Ferrari и Mercedes не станут поставлять моторы McLaren, если команда откажется от продолжения сотрудничества с Honda. И как заметил Сирил Абитебул, маловероятно, что в Renault согласятся на поставки. Похоже, у вас не остается иных вариантов, не так ли?
Зак Браун: Не совсем так. Мы не намерены комментировать нашу ситуацию с силовыми установками. Знаю, многих интересует данная тема, но мы расскажем что-то, когда нам будет что вам сообщить.
Вопрос: Зак, заметили ли вы какие-либо перемены в Стоффеле Вандорне после того, как в этот уик-энд было объявлено о продлении контракта с ним на следующий сезон? Стоффель проводит свой домашний этап – чувствует ли он дополнительный прессинг, рад ли тому, что продолжит выступать в McLaren?
Зак Браун: Мы всегда стремились оставить Стоффеля в команде на следующий сезон. Конечно, любому гонщику приятно проводить свой домашний уик-энд, и для Стоффеля как дебютанта этот год складывается довольно неплохо. Да, он оказался в непростой ситуации, мы не смогли предоставить ему быструю и надежную машину, что всегда осложняет задачу, если у тебя нет такого опыта, как у напарника. С Вандорном приятно работать – думаю, господин Хасэгава меня поддержит, Стоффель стал для нас настоящим открытием.
Вопрос: (Грэм Харрис) Зак, рискну предположить, что вы всё-таки намерены убедить Фернандо Алонсо остаться в команде на следующий сезон. Если Фернандо того пожелает, сможет ли команда организовать для него очередную попытку покорить «500 миль Индианаполиса»? В этом году в США Фернандо выглядел очень конкурентоспособно и имел шансы выиграть легендарную гонку уже с первой попытки. Вы готовы использовать это как возможный стимул?
Зак Браун: Нет. Да, нам хотелось бы вернуться в Индианаполис, Фернандо тоже был бы не против снова выступить там, но по срокам гонка совпадет с этапом в Монако, и нам не хотелось бы повторять ситуацию нынешнего сезона. К сожалению, невозможно быть одновременно в двух уголках земного шара, но нам бы хотелось когда-нибудь снова попробовать выступить с Алонсо в Индианаполисе.
Вопрос: (Абхишек Такле) Зак, вы отказались комментировать ситуацию с моторами – как скоро вам будет что сказать? Когда команда сможет сообщить нечто определенное, ведь от этого зависит подписание контракта с Фернандо Алонсо на очередной сезон?
Зак Браун: Сейчас все команды – будь то McLaren, Toro Rosso или кто еще – готовятся к следующему сезону и в ближайшее время должны определиться со многими моментами, в том числе с гонщиками и концепцией новой машины. Как вы знаете, после летнего перерыва в Формуле 1 снова запускаются все процессы – мы вновь следует графику, чтобы успеть подготовиться.
Вопрос: (Уайсеф Хардинг) На этой неделе мы обсуждали виртуальные гонки и то, как они могут привлечь молодежь к автоспорту. Недавно было объявлено о старте виртуального чемпионата Формулы 1 – считаете ли вы, что этот формат подходит молодому поколению, интересующемуся автоспортом, и что с его помощью можно привлечь новую аудиторию?
Франц Тост: Я еще пару лет назад призывал обратить внимание на виртуальный спорт, поскольку с его помощью можно привлечь молодую аудиторию. Я говорил, что в воскресенье в девять или десять часов утра на автодроме должны быть доступны видеоигры, чтобы детям и подросткам хотелось прийти сюда и ярче ощутить атмосферу Формулы 1. Приятно, что в Liberty Media смогли организовать виртуальный чемпионат.
Юсуке Хасэгава: Прошу прощения, но у меня нет конкретного мнения на этот счет. Полагаю, озвученная вами инициатива действительно сделает наш спорт более привлекательным – особенно для молодежи.
Зак Браун: Виртуальный спорт сам по себе очень привлекателен. McLaren первой из команд Формулы 1 объявила конкурс на звание самого быстрого виртуального гонщика в мире, и победитель этого состязания будет работать на нашем симуляторе в следующем сезоне. Здорово, что в Liberty решили провести полноценный виртуальный чемпионат, ведь автоспорт сам по себе очень дорог, и молодым ребятам сложнее прийти в него в отличие от того же футбола, в который можно играть на любой школьной площадке. Виртуальный чемпионат не только привлечет молодую аудиторию, но станет своего рода проводником в мир автоспорта, поможет ребятам ощутить, каково управлять гоночной машиной, и всё это с меньшими затратами и в более дружественной манере. Приятно, что инициатива получила всеобщую поддержку!
Вопрос: (Дитер Ренкен) Зак, я не призываю вас раскрыть информацию, но хотел бы обратить внимание на один момент, касающийся поставки моторов командам Формулы 1. Регламент гласит, что поставщик может предоставлять свои силовые установки максимум трем командам, и если вам не удастся убедить кого-либо перейти на моторы Honda, вам потребуется убедить одного из производителей работать на четвертого клиента. Вы достигли определенности с FIA по данному вопросу?
Зак Браун: Мы регулярно обсуждаем с FIA многие вопросы, так как именно FIA управляет нашим спортом. Но я оставлю детали наших переговоров по поводу силовых установок при себе, а там посмотрим, чем всё закончится.
Перевод: Валерий Карташев