Первая пресс-конференция
Участники: Себастьян Феттель (Ferrari), Макс Ферстаппен (Red Bull Racing), Нико Хюлкенберг (Renault)
Вопрос: Себастьян, начнем с вас. Примите поздравления с недавней победой в Мельбурне – впервые с 2013 года вы возглавляете личный зачёт. Что значил для вас тот успех, как вас встретили в Маранелло?
Себастьян Феттель: Для всей команды и меня самого тот уик-энд получился потрясающим. Первой гонке сезона всегда предшествует долгая работа, и успех – лучший вариант начать борьбу. День выдался особенным – болельщики в Мельбурне фантастически восприняли победу, а всем нашим сотрудникам в Италии было приятно получить награду за долгую работу над новой машиной. Когда я вернулся на базу, люди были очень счастливы и готовы работать еще интенсивнее – это именно то, что нам нужно. Позади всего одна гонка, результат далеко не определяющий, но для начала это лучший вариант.
Вопрос: После непростого предыдущего сезона приятно вновь получить конкурентоспособную машину?
Себастьян Феттель: В прошлом году всё было не настолько плохо! Да, это был далеко не лучший сезон, но мы всё-таки заработали немало подиумов. Да, во многих гонках ситуация складывалась не в нашу пользу, но такое иногда случается. Возможно, меня подводит память, но я воспринимаю тот сезон позитивнее, чем кажется многим. Да, нам не хотелось такого сценария, и после единственной гонки легко рассуждать, что этот год лучше предыдущего, но позади всего одна гонка, сезон только начался.
Конечно, с прошлого года в команде многое изменилось. Сотрудники чувствуют себя комфортнее, работа строго целенаправленная – мы в большей степени уверены в своих подходах и надеемся и далее подтверждать их на трассе.
Вопрос: Вам по силам выступить столь же уверенно и в предстоящий уик-энд? Трасса в Шанхае совсем не похожа на трассу в Мельбурне…
Себастьян Феттель: Да, они совершенно разные, да и погода абсолютно другая – посмотрите в окно. Гран При Китая всегда был богат на сюрпризы – в 2007-м я впервые приехал сюда с Toro Rosso, стартовал семнадцатым или восемнадцатым, а финишировал четвертым, нам тогда помог дождь. Здесь никогда не знаешь, что может случиться: трасса требовательна к машинам, шинам и гонщикам – невозможно что-либо предугадать.
Вопрос: Дождь также помог вам в 2009 году одержать здесь победу с Red Bull Racing. Спасибо, Себастьян – переходим к Максу. Вспомним этап в Мельбурне. Вы финишировали пятым, каков настрой в команде после такого результата?
Макс Ферстаппен: Практически такой же, какой был раньше. Да, нам нужно прибавить, но сейчас ситуация такая, какая есть. Мы активно работаем над тем, чтобы как можно скорее получить новые модификации, повысить скорость машины и приблизиться к двум ведущим командам, отставание от которых на данный момент слишком велико. Даже если бы в Мельбурне я провел гонку с двумя пит-стопами, всё равно остался бы пятым. Посмотрим, как пойдут дела на менее специфичной трассе в Шанхае.
Вопрос: Рассчитываете в этот уик-энд оказаться ближе к Ferrari и Mercedes?
Макс Ферстаппен: Не знаю, посмотрим.
Вопрос: Если говорить об отставании, сколько времени потребуется команде, чтобы его отыграть?
Макс Ферстаппен: Сложно сказать. Отставание значительное, но я уверен, что в ближайших гонках мы сократим его до одной секунды, а там посмотрим, как пойдут дела после получения обновленной версии мотора.
Вопрос: Расскажите о плюсах и минусах новой машины, чем вы остались довольны, и над чем следует поработать…
Макс Ферстаппен: А у вас есть час времени? Нам нужно поработать над общим балансом. В квалификации машина едет весьма неплохо, просто нужно больше прижимной силы, сцепления с асфальтом, мощности. Вы пытаетесь повысить эффективность машины на прямых, чтобы компенсировать нехватку мощности… Сперва нам нужно подобрать правильный диапазон настроек, а затем, хочется верить, мы дождемся необходимых доработок и в части силовой установки.
Вопрос: Нико, что вы скажете об австралийском уик-энде? Вы финишировали в шаге от призовой десятки, насколько вы довольны тем, как всё прошло?
Нико Хюлкенберг: Не особенно доволен, но для первого уик-энда всё прошло неплохо. Мы оказались не так уж и далеки от середины пелотона, просто по ходу гонки я уперся в McLaren – иначе наверняка удалось бы финишировать гораздо выше. Это хорошая новость – то, что мы не так уж и далеки, притом отрывы в середине пелотона крайне малы, и всё будет зависеть от модификаций, которые команды привозят на каждый этап. У нас неплохой базис, с которым можно работать и надеяться на очки в ближайших гонках.
Вопрос: Впервые с начала карьеры в Формуле 1 вы выступаете за заводскую команду. Чем Renault сильнее всего отличается от Force India?
Нико Хюлкенберг: Большей структурой, большим количеством сотрудников. От заводской команды ожидания выше, и в какой-то момент вы обязаны обеспечить результат – впрочем, все в команде готовы к такому вызову и с нетерпением ждут ближайших месяцев, чтобы многое реализовать.
Вопрос: Вы – первый номер команды. Какова ваша роль вне кокпита? Предполагается ли ваше участие, скажем, в решении кадровых вопросов?
Нико Хюлкенберг: Я никак не связан с кадровыми вопросами, но если команда спросит моё мнение, с радостью поделюсь им! Задача обоих гонщиков – управлять машиной, обнаруживать недостатки и подсказывать направление работы инженерам, чтобы прогресс был максимально оперативным. Роль гонщика сводится именно к этому и еще, разумеется, к борьбе на трассе.
Вопрос: Прежде, чем мы передадим микрофон в зал, вопрос ко всем, начиная с Себастьяна. Многое было сказано о том, насколько машины нового поколения требовательны к физической подготовке гонщиков – насколько изматывающей показалась вам гонка в Мельбурне?
Себастьян Феттель: Она была сложнее прошлогодней.
Вопрос: Не могли бы рассказать чуть подробнее?
Себастьян Феттель: Сейчас мы быстрее проезжаем круг, но если сравнивать с тем, что было десять лет назад, не стоит забывать, что в баках машины сейчас гораздо больше топлива. Мы дольше остаемся на одном комплекте шин, если хватает его ресурса, масса машин в целом выше, а перегрузки и скорость в поворотах – максимальные за всё время.
По сравнению с прошлым годом разница очень существенная. Исторически трасса в Мельбурне не была самой изматывающей, по ходу сезона нас ждут более требовательные автодромы, но в целом нынешний австралийский этап получился тяжелее прошлогоднего.
Вопрос: Макс, желаете что-нибудь добавить?
Макс Ферстаппен: Себастьян проходил круги на секунду быстрее, потому у него и нагрузки были выше. В целом ситуация в норме. Я больше тренировался в межсезонье, и для меня ощущения были практически такими же, как год назад – я просто становлюсь старше и крепче. Более того, мне не потребовалось дополнительное питье.
Вопрос: Нико?
Нико Хюлкенберг: Первые два этапа далеко не самые требовательные, но спросите нас еще раз после Сингапура – уверен, там вы увидите нескольких изможденных гонщиков.
Вопросы с мест
Вопрос: (Фредерик Ферре) Вопрос ко всем. Помните ли вы, когда впервые заработали очки в Формуле 1? Насколько важным был тот момент для вашей карьеры?
Себастьян Феттель: Я помню, поскольку после той гонки был крайне измотан! Мой дебютный этап пришелся на Соединенные Штаты – неделей ранее Роберт Кубица попал в аварию, и стало ясно, что он не сможет сесть за руль. Для меня это открыло дверь в Формулу 1, поскольку в той единственной гонке я сделал достаточно, чтобы получить место в Toro Rosso до конца сезона – это был очень важный момент.
Вопрос: Макс?
Макс Ферстаппен: Это было не так уж давно, верно? Весьма неплохая гонка.
Вопрос: Напомните, где это было?
Макс Ферстаппен: В Малайзии в 2015-м. Ближе к концу гонки возникли проблемы с машиной, но удалось финишировать. Я был счастлив заработать очки, это была неплохая гонка и хороший задел на будущее.
Вопрос: Нико?
Нико Хюлкенберг: Со мной это тоже было в Малайзии, в 2010-м во второй или третьей гонке сезона. Всегда хочется как можно скорее заработать очки и вздохнуть свободнее, да и результативный финиш приятен для команды.
Вопрос: (Керен Ванг) Макс, в предыдущем сезоне вы фантастически провели дождевую гонку в Бразилии. Прогноз на воскресенье тоже обещает осадки – у вас получится повторить то выступление?
Макс Ферстаппен: Честно говоря, не знаю. В прошлом году наша машина и на сухом асфальте была более конкурентоспособной, а в дождь для результата важно сцепление с трассой. Посмотрим, мне нравится гоняться под дождем.
Вопрос: (Луйни Конг) Нико, вероятность осадков в воскресенье довольно высока – для вас это шанс добиться более высокого результата?
Нико Хюлкенберг: Возможно, но всё точно так же может сыграть и против нас. Прежде всего, важно удержаться на траектории – это может быть непросто, местами здесь образуются настоящие реки. Нужно сохранять осторожность, но лично я обожаю дождевые гонки – в них больше возможностей, значимее фактор гонщика. Это веселее, сложнее – я бы не возражал против такого сценария.
Вопрос: (Кейт Уолкер) Ранее Жак Вильнев сказал, что Формула 1 свернула с верного пути, когда стала спрашивать у болельщиков, чего они хотят. Однако новые владельцы чемпионата активно интересуются вовлеченностью поклонников спорта. По-вашему, насколько внимательно Формула 1 должна прислушиваться к мнению болельщиков?
Себастьян Феттель: Сложный вопрос. Возможно, я старомоден во многих вопросах, но кое-какие вещи нам менять не стоит. Сейчас людям хочется видеть перемены после одной-двух гонок, но, как мне кажется, неправильно менять всё подряд, нужна определенная стабильность. Важно слушать болельщиков, но по результатам опросов сложно сформировать реальную картину, да и радикальные изменения – не лучший вариант.
Возьмем, к примеру, тему с изменением формата уик-энда – было бы неправильно отказываться от единственной гонки, два заезда просто уничтожат суть этапа. Также неправильно сокращать дистанцию гонки только потому, что кто-то считает Гран При долгим или скучным. Гонки всегда были такими, в прошлом они длились еще дольше и сейчас должны оставаться вызовом. Можно сделать гонку короче, зрелищнее, но это уже не будет Гран При Формулы 1. В общем, я скептически отношусь к изменениям ради изменений.
Вопрос: Нико, ваше мнение?
Нико Хюлкенберг: Важно прислушиваться к мнению болельщиков и понимать, каким они видят спорт со стороны. Далеко не всё, что хотят болельщики, реализуемо, но важно сохранять баланс. Мы все хотим сражаться на пределе, борьба должна быть зрелищной – нужно найти оптимальное сочетание.
Вопрос: Макс, желаете что-нибудь добавить?
Макс Ферстаппен: Честно говоря, всегда приятно слышать разные мнения, и прислушиваться к болельщикам в целом правильно. Лично мне не хватает звука моторов. Когда ребенком я стоял рядом с трассой, даже если гонщики мчались не на 350, а на 310 км/ч, звук проносящейся мимо машины был невероятным. Сейчас мы едем достаточно быстро, но на прямых это не выглядит быстрее, чем несколько лет назад, когда моторы были громче. Звук производит большое впечатление на болельщиков, а еще нам нужно кое-что предпринять в части обгонов. Впрочем, как только вы вернете машинам звучание, будет не важно, насколько они быстры на круге: звук мотора захватывает намного больше, чем сам факт, что машина едет на три секунды быстрее, чем год назад.
Вопрос: (Йенс Наглер) Себастьян, между гонщиком и машиной Формулы 1 складываются особенные отношения, или это просто взаимодействие человека и техники?
Себастьян Феттель: Я даю имя своей машине, но это не значит, что я поглаживаю её утром, когда захожу в боксы, и вечером, когда их покидаю. Просто весело привносить в это элемент отношений, чем просто называть машину машиной. Ты должен доверять ей в силу многих причин – не только из-за скорости, но я не звоню механикам на базу с вопросом, как чувствует себя моя машина. И я рад уступить её кому-то другому, у нас не настолько всё серьезно!
Вопрос: Как вы назвали SF70-H и почему?
Себастьян Феттель: Джина. Мы как-то собрались за вкусным обедом, это было важнее, чем имя, но по ходу дела мы заодно определились – было весело, в этот раз победил вариант Джина!
Вопрос: В прошлом году среди всех гонщиков вы проехали больше всего кругов на тестах Pirelli и две недели назад в Австралии безупречно контролировали состояние шин. Тот опыт позволил вам лучше понять работу резины и обеспечил преимущество над соперниками?
Себастьян Феттель: Не уверен. Пожалуй, правильнее ответить – нет. Но я рад участвовать в тестах, поскольку обожаю работать с машиной, и пусть заезды иногда получаются скучными, ты всё равно находишься в кокпите, и это гораздо лучше, чем пару часов сидеть в седле велосипеда или еще как-нибудь тренироваться, чтобы быть готовым к пилотажу. Время, проводимое на трассе, предельно ограничено, и любая возможность – понимаю, это личное дело каждого, но я не могу понять, как можно от такого отказываться. Я рад управлять машиной, всегда можно чему-то научиться, и те несколько дней, что я работал с Pirelli, помогая им получить понимание работы шин, пошли на пользу и мне самому.
Вопрос: Нико, вы и ваша команда в прошлом году не работали с Pirelli над шинами для нынешнего сезона. Чувствуете ли вы, что оказались в менее выгодном положении, чем участвовавшие в тестах Mercedes, Ferrari и Red Bull Racing?
Нико Хюлкенберг: Не уверен. В тестах участвовали промежуточные шасси, да и шины, насколько я понимаю, были не такой спецификации, какую мы используем сейчас. Конечно, всегда можно кое-что почерпнуть и использовать для собственной выгоды, но всё это уже часть истории.
Вопрос: (Даниэль Спарисци) Себастьян, вы одержали свою четвертую победу с Ferrari. Отличается ли она от трех предыдущих, что были добыты в 2015-м, и ожидаете ли вы реванша от Mercedes в Китае?
Себастьян Феттель: Mercedes по-прежнему остаются фаворитами. Да, мы очень уверенно провели первый этап, но внутри команды предпочитаем действовать от гонки к гонке. Мы понимаем, что у нас хорошая машина, позволяющая бороться за высокие позиции, но есть много факторов…
Макс Ферстаппен: Эй, не останавливайся слишком рано, иначе мне придется отдуваться!
Себастьян Феттель: Именно! Мы понимаем, что нам нужно над многим поработать, чтобы удержать занятые позиции и вести интересную борьбу. Гонка в Мельбурне была первой после очень непростого предыдущего сезона, который в моих глазах не был катастрофой, но выдался крайне сложным для коллектива – и она удалась, это почувствовал каждый. Сотрудники вложили столько сил в подготовку, что в Австралии выглядели не настолько бодро, как могли бы выглядеть, ведь они долгими ночами работали над машиной. Было приятно получить что-то взамен, победа – лучший источник сил! Мы добились успеха, теперь нужно двигаться дальше.
Вопрос: (Ариан Шуттен) Макс, вы говорили о малом количестве обгонов в Мельбурне. Первый этап можно считать вполне показательным, или в Шанхае всё будет иначе?
Макс Ферстаппен: В Мельбурне всегда было непросто обгонять – таков характер трассы. Год назад в Китае борьба была острой – думаю, здесь ситуация с обгонами окажется лучше. Но вряд ли она будет такой же, как в 2016-м, поскольку машины быстрее проходят повороты, а шины изнашиваются медленнее. Будет сложнее, но всё же не так, как в Мельбурне.
Вопрос: (Феликс Гёрнер) Макс, Себастьян угостил вас пивом?
Макс Ферстаппен: Нет, но я не в обиде.
Себастьян Феттель: Ты еще молод для выпивки! (протягивает бутылку воды)
Макс Ферстаппен: Но и просто вода меня не устраивает!
Вторая пресс-конференция
Участники: Антонио Джовинацци (Sauber), Кими Райкконен (Ferrari), Карлос Сайнс (Toro Rosso)
Вопрос: Кими, начнем с вас. В Мельбурне вы финишировали четвертым, несмотря на проблемы с управляемостью по ходу гонки. Насколько вы уверены в том, что в предстоящий уик-энд будете сражаться в первых рядах?
Кими Райкконен: Мы многому научились, просто факторы совпали с опозданием, из-за чего результат оказался недостаточно хорошим. Впрочем, по сравнению с предыдущими годами это не назовешь катастрофой. Да, были сложности, и мы понимаем, что могли проехать быстрее, но команда сработала здорово, мы заработали очки, а здесь иная трасса – посмотрим.
Вопрос: Себастьян сказал, что считает Mercedes фаворитами предстоящего уик-энда. Вы разделяете мнение напарника, или же дождь может внести коррективы?
Кими Райкконен: Я не знаю, кто будет фаворитом – мы не проехали здесь ни одного круга на новых машинах. Наша машина быстра и ведет себя достаточно неплохо, но сейчас бессмысленно рассуждать, кто окажется впереди. Узнаем по ходу уик-энда – надеюсь, в воскресенье мы сработаем лучше соперников.
Вопрос: Вы не работали с новой машиной в Китае, но тестировали ее на специально политом водой асфальте в Барселоне. Как тогда вела себя SF70-H?
Кими Райкконен: Там не было по-настоящему мокро. Всегда сложно сымитировать условия вроде дождя, что сейчас льет за окнами, или воссоздать обстановку с подсыхающим асфальтом. Кроме того, у нас здесь шины иной спецификации – в общем, есть фактор неопределенности, но он одинаков для всех. Как правило, если машина хороша на сухой трассе, она не поедет откровенно плохо и в дождь. Поживем – увидим, но, как мне кажется, мы будем достаточно быстры при любых погодных условиях.
Вопрос: Антонио, поздравляем с впечатляющим дебютом в Мельбурне! Как всё это воспринимается сейчас, спустя две недели?
Антонио Джовинацци: Спасибо! Это был особенный уик-энд, мой первый Гран При Формулы 1! Я еще ребенком мечтал попасть в чемпионат, и Мельбурн подарил мне фантастический опыт. Шанс представился буквально в субботу утром, однако я остался доволен своей работой и в утренней тренировке, и в квалификации, и в гонке. Я этого никогда не забуду, ну а здесь мне будет гораздо легче начинать всё с первой пятничной сессии, да и полученный в Австралии опыт тоже поможет. Впрочем, уик-энд наверняка окажется совершенно иным, погода здесь другая – вероятно, пойдёт дождь, но будет здорово получить опыт пилотажа на мокрой трассе. Я должен выкладываться по максимуму и надеяться, что результат будет не хуже, чем в Мельбурне!
Вопрос: Какие у вас договоренности с Sauber? Сколько гонок вы проведете за команду?
Антонио Джовинацци: Я остаюсь резервным гонщиком Ferrari, сейчас мы действуем от гонки к гонке. Мне позвонили во вторник, и вот я здесь, чтобы провести этап за Sauber. Уже на следующей неделе я снова надену цвета Scuderia Ferrari, а там посмотрим, что будет дальше.
Вопрос: То есть, пока никаких планов на Бахрейн?
Антонио Джовинацци: Пока никаких.
Вопрос: Насколько сложным в физическом плане был для вас этап в Мельбурне?
Антонио Джовинацци: Я тренировался зимой и приехал в Австралию достаточно подготовленным. Честно говоря, концовка гонки получилась непростой, но я ожидал, что будет еще сложнее. Здесь, в Китае, нам тоже будет трудно, поскольку повороты на этой трассе более затяжные, мышцам шеи придется несладко, но я активно тренировался всю предыдущую неделю и надеюсь, что буду в полном порядке.
Вопрос: Карлос, в Австралии Toro Rosso отметилась двойным результативным финишем, притом вы сами закончили гонку на восьмом месте. Насколько вы уверены в том, что команда и далее сможет выступать столь же конкурентоспособно?
Карлос Сайнс: Это был хороший уик-энд после очень трудной зимы. На тестах по количеству пройденных кругов мы превзошли только McLaren, и для нас двойной выход в финал квалификации первого этапа и двойной финиш в гонке стал настоящим успехом. У машины есть потенциал, и дальше дела должны пойти лучше. В Шанхае нам будет сложнее, поскольку здесь более длинные прямые, чем в Мельбурне, но мы можем быть довольны тем, как прошла первая гонка, и с этим базисом двигаться дальше.
Вопрос: Что вы можете сказать о силовой установке Renault, и как она выглядит в сравнении с мотором Ferrari старой спецификации, который команда использовала в 2016-м?
Карлос Сайнс: По мне она работает здорово. В прошлом году во второй половине сезона мы уступали ближайшим соперникам 15-17 км/ч в скорости на прямых, и когда в первой гонке увидели, что проигрываем всего 5-6, это стало хорошей новостью. Впрочем, мы по-прежнему уступаем лучшим силовым установкам, но я верю, что в Renault активно работают над спецификацией, которая должна дебютировать в Канаде, и что эта спецификация добавит нам 3-5 км/ч и сделает разницу менее заметной.
Вопрос: Кими, многое было сказано о том, насколько новые машины требовательны к физической подготовке гонщика. Насколько в этом плане они отличаются от машин, которыми вы управляли в 2004-2005 годах?
Кими Райкконен: Сложно вот так сравнивать, всё это было очень давно. Многое зависит от конфигурации трассы, погодных условий, эффективности шин – сейчас ресурс резины выше, можно агрессивнее атаковать. Постепенно мы адаптируемся, это не так уж и сложно, но в начале года ощущения были в диковинку – впрочем, так всегда бывает после зимнего перерыва. В Мельбурне я не заметил ничего необычного – потрясающе, насколько быстро гонщики привыкают к новым условиям и чувствуют себя абсолютно нормально. Уверен, на отдельных трассах нам будет гораздо труднее, чем год назад, но ситуация такая, какая есть.
Вопросы с мест
Вопрос: (Фредерик Ферре) Антонио, если в Китае вы заработаете очки, это повлияет на вашу карьеру?
Антонио Джовинацци: Хороший вопрос! Думаю, повлияет, но результат важен и лично для меня. В Мельбурне я финишировал 12-м, это очень здорово, превзойти то достижение и заработать очко будет крайне сложно, но я приложу для этого максимум усилий.
Вопрос: (Керен Ванг) Антонио, как бы вы описали свой стиль пилотирования?
Антонио Джовинацци: Стиль пилотирования? Не знаю, он у меня довольно спокойный. В GP2 моей сильной стороной в гонке было умение беречь шины. В Мельбурне у меня не было достаточного опыта, и, возможно, потому в начале гонки я ехал слишком медленно, но здесь я наверняка прибавлю. Будет здорово уже по ходу пятничных тренировок почувствовать машину, оценить износ шин – надеюсь, здесь я смогу выступить лучше.
Вопрос: (Майкл Ламонато) Вопрос ко всем. Много было сказано о том, насколько сложно обгонять в нынешнем сезоне, и в Мельбурне количество успешных атак оказалось в два раза меньше, чем год назад. Считаете ли вы, что с новыми правилами атаковать придётся ещё сильнее? Придется ли вам больше выкладываться, добавит ли всё это зрелищности?
Кими Райкконен: Все трассы разные. В Мельбурне всегда было сложно обгонять, разве что с быстрейшей машиной там относительно легко пройти самую медленную, но в Китае с атакой дела, как правило, обстоят проще – посмотрим, как всё сложится. Впрочем, когда идет сражение между двумя быстрыми машинами, не важно, год назад или сейчас, обогнать всегда непросто. Кроме того, новые шины изнашиваются гораздо медленнее, из-за чего после пит-стопа разница в скорости между машинами не так уж велика. Сочетание всех этих факторов и определяет общую разницу…
Карлос Сайнс: Сейчас нам сложнее, чем год назад, но это достойная цена за более быстрые машины и шины, позволяющие атаковать гораздо дольше. Лично мне в гонке пришлось стараться заметно больше – к тому же, если бы в прошлом году гонки проходили с единственным пит-стопом, вы тоже вряд ли бы увидели много обгонов. Сейчас атака больше зависит от пит-стопа, чем от машины.
Вопрос: Антонио, насколько сложнее обгонять в Формуле 1 по сравнению с GP2?
Антони Джовинацци: Разница очень большая. В GP2 у гонщиков одинаковые машины, единственный вариант стратегии с одним пит-стопом – эта серия очень благоволит обгонам. Но думаю, что в Шанхае со здешними более длинными прямыми обгонять будет проще, чем в Мельбурне, но у меня нет прошлогоднего опыта, потому мои слова вряд ли можно воспринимать всерьез. В GP2 с обгонами дела обстояли неплохо, в Формуле 1 у меня пока мало опыта – думаю, после воскресной гонки я смогу лучше ответить на ваш вопрос.
Вопрос: (Велко Юкич) Кими, сейчас в условиях гонки насколько вы сосредоточены на контроле состояния шин, расходе топлива и собственно борьбе на трассе?
Кими Райкконен: Многое зависит от погодных условий и трассы – на одних автодромах приходится беречь топливо, на других – нет. В таких гонках расход топлива становится серьезным фактором, и то же самое можно сказать о шинах – на отдельных трассах они практически не изнашиваются. Но каждый следующий автодром отличается от предыдущего, и иногда ты всю дистанцию атакуешь на пределе, а иногда вынужден беречь ресурсы.
Опять же, если у тебя возникли проблемы, это совсем иная история, потому в целом в течение года мы не так много едем в полную силу, нечасто это случается и на всей дистанции гонки. Хотя гонщикам очень приятно, когда есть возможность мчаться на полной скорости, не думать о шинах, топливе и просто вести борьбу.
Вопрос: (Велко Юкич) Вам приходится следить за расходом топлива?
Кими Райкконен: Иногда. Всё зависит от трассы, но в целом ситуация одинакова для всех машин. Между силовыми установками, шасси разница не так уж велика, но я уверен, что там, где нам придется беречь топливо, соперники будут вынуждены делать то же самое.
Вопрос: (Андреас Хаупт) Антонио, ставите ли вы перед собой какие-то конкретные цели на предстоящий уик-энд, скажем, опередить Маркуса Эриксона? Или вы настроены очень спокойно?
Антонио Джовинацци: Важно выступить спокойно, получить удовольствие и набраться опыта. Одной проведенной гонки недостаточно, чтобы ставить цели – нужно больше работать за рулем, выкладываться по максимуму, а в воскресенье посмотрим, каким будет результат.
Вопрос: (Марк Зурер) Кими, в Барселоне вы с легкостью показывали лучшие результаты на круге, однако в Мельбурне по ходу гонки вам пришлось сложнее. В случае с новыми машинами труднее подобрать настройки?
Кими Райкконен: В Мельбурне за мной остался быстрейший круг – я атаковал в определенный момент, когда в баках оставалось уже мало топлива. Не думаю, что в нынешнем сезоне настроить машину сколь-нибудь сложнее, чем раньше, но подобрать оптимальные регулировки всегда было непросто. Иногда в случае с новой трассой ты сразу попадаешь в нужный диапазон и далее просто вносишь небольшие корректировки, но в силу разных причин нам практически никогда не удается сработать на 100%, и это создает большие сложности – по крайней мере, в поворотах вроде тех, что есть в Мельбурне. Если машина настроена не оптимально, там ты теряешь очень много времени.
Когда на тестах наблюдается недостаточная поворачиваемость, остается ряд вопросов. Кроме того, никогда не бывает достаточно времени, чтобы всё проверить, да и тесты мы проводим всё время в одном месте. На очередной трассе приходится стараться намного больше, но после первого этапа у нас прибавилось опыта – думаю, теперь дела пойдут лучше.
Вопрос: (Михаэль Ламонато) Антонио, резервный гонщик редко получает шанс выступить в Гран При. Как изменился ваш подход к этой гонке по сравнению с предыдущей? Рассматриваете ли вы всё это как заявку на место в пелотоне в 2018 году, или просто стараетесь выполнить поставленную задачу?
Антонио Джовинацци: Я остаюсь резервным гонщиком Ferrari, однако имею возможность выступить в Гран При Китая. В этот раз у меня будет больше времени на подготовку, в отличие от Мельбурна всё начнется с первой пятничной тренировки – нужно набраться опыта и проехать как можно больше кругов. Что касается следующего сезона – пока рано о чем-либо говорить. Я рад возможности выступить в Китае и должен поблагодарить за это Ferrari и Sauber. Мне нужно просто вести машину и набираться опыта.
Перевод: Валерий Карташев