Марк Галлахер, генеральный директор гоночного подразделения компании Cosworth, в эксклюзивном интервью F1News.Ru рассказал о том, почему FIA вдруг занялась выдувными диффузорами, о том, что Cosworth готова поставлять свои моторы McLaren, а также о влиянии экономики на технический регламент Формулы 1…
Вопрос: Всем известна легенда марки Cosworth, в свое время двигатели DFV были лучшими в Формуле 1, но сейчас команды, использующие ваши моторы, не блещут результатами: в чем проблема? И что вы можете предпринять, чтобы вернуть Cosworth былую славу?
Марк Галлахер: Во-первых, если поставить мотор Cosworth на машину Себастьяна Феттеля, он по-прежнему будет выигрывать все гонки подряд. Сегодня результаты в Формуле 1 мало зависят от двигателя. Поставьте мотор Renault на машину HRT, а Cosworth - на Red Bull RB7, и результаты от этого не изменятся. На всех V8, используемых в Формуле 1, ограничены обороты, применяется топливо, отвечающее определенным стандартам, и они примерно равны по мощности, плюс-минус 1%.
И наш двигатель – второй по мощности в Формуле 1 после Mercedes-Benz, это факт, мы можем пригласить прессу и любые команды на наш завод и привести подробные данные, касающиеся мощности. Информация у нас точная: шесть наших конструкторов перешли в Cosworth из Mercedes-Benz. И наш мотор уступает совсем немного.
На вчерашней пресс-конференции Адам Парр, президент Williams, подчеркнул, что двигатели Cosworth не имеют никакого отношения к причинам неудач его команды в этом сезоне, и что дело тут только в аэродинамике. Это правда, Cosworth не может добиться высоких результатов с теми командами, с которыми мы сейчас работаем. Очень досадно, поскольку мы уверены, что наши моторы в состоянии выигрывать гонки. Но сейчас они стоят на машинах, которые на это не способны.
Я не сомневаюсь в правильности избранной нами стратегии: Cosworth будет продолжать строить конкурентоспособные моторы. Но Williams, Marussia Virgin Racing и HRT должны прогрессировать, должны поднять эффективность аэродинамики своих машин. Если же этого не произойдет, то Cosworth, чтобы добиться побед в гонках, будет пытаться заключить контракт с какой-либо из топ-команд. Такова реальность.
Вопрос: Какова вероятность того, что двигатели Cosworth могут появиться на машинах какой-либо из топ-команд?
Марк Галлахер: Теоретически это возможно. Например, мы были бы рады договориться с McLaren. Насколько мы понимаем, подразделение McLaren Group, которое занимается производством дорожных спорткаров, не хочет продвигать двигатели Mercedes-Benz, потому что эти две компании конкурируют на рынке. И мы готовы поставлять в Уокинг моторы под брендом McLaren.
Вопрос: Горячая тема последних дней: инициатива FIA, направленная на ограничение эффективности выхлопных систем, взаимодействующих с диффузорами. Топ-командам это активно не нравится, а в прессе звучат разные версии, кому могут быть выгодны такие действия федерации: называют Williams, Marussia Virgin и даже Cosworth. Вы можете это прокомментировать? Какова ваша позиция?
Марк Галлахер: Все очень просто. Для Cosworth нет никакой разницы, используют наши клиентские команды такие диффузоры или нет. В прошлом году после Спа на машинах Williams появилась система такого рода – это был так называемый «холодный» выдувной диффузор. В этом году мы поняли, что появилась возможность разработать «горячий» выдувной диффузор, и Cosworth проинформировал об этом Williams. Это было за неделю перед Гран При Турции.
В команде сказали: хорошо, мы обдумаем ваше предложение. Сэм Майкл обратился к Чарли Уайтингу за разъяснениями, а федерация вдруг решила эти технологии запретить. О Небо!.. Сейчас мы осознали, что это ударит по таким командам, как Red Bull, Ferrari, Mercedes, McLaren и Lotus Renault! Очень странная ситуация.
В общем, это была инициатива Williams. А машины упомянутых команд построены вокруг той самой системы, которую федерация хочет объявить незаконной. Команды же не могут изменить конструкции машин. Думаю, сегодняшняя позиция Cosworth такова: Williams, Marussia Virgin и HRT, вероятно, следует определиться. Если они хотят получить такую же систему – мы можем ее разработать. Если не хотят – значит, они должны смириться с тем, что она есть у других.
Думаю, FIA тоже надо смириться с тем, что в 2011-м году эти технологии должны остаться в Формуле 1. И если будет принято такое решение, то уже к Гран При Канады мы могли бы обеспечить Williams и Marussia Virgin аналогичными системами, что позволит им выйти на следующий уровень. По нашим расчетам, это сократит время прохождения круга на полсекунды. Подготовить такое решение мы бы смогли недели за три.
Кстати, проблема с его реализацией связана не с двигателем, а с выхлопной системой. Температура отработанных газов достигает 1000 градусов, и за выхлопную систему отвечает команда. Кроме того, диффузор испытывает очень серьезную тепловую нагрузку, поэтому есть риск пожара. В общем, Cosworth готова заняться необходимыми разработками, но решение остается за командами.
Вопрос: Ваше отношение к реформам, которые FIA обещает провести к 2013-му году? Что вы думаете о переходе на 4-цилиндровые турбомоторы?
Марк Галлахер: Построить такой мотор для нас – не проблема. У Cosworth есть опыт производства подобных двигателей. Вопрос, причем серьезный, состоит в другом. Наши клиенты, – Williams, Marussia Virgin и HRT – должны быть готовы платить деньги. Но они не хотят платить. Более того, хотят, чтобы мы снизили цены.
Тогда мы сказали FIA следующее: Вы хотите, чтобы Cosworth осталась в Формуле 1? Они сказали, да. Но в новом техническом регламенте ни слова не говорится о расходах. А по нашей информации Mercedes, Ferrari и Renault собираются потратить на разработки по 60-80 млн. евро.
Мы исходим не из технических, а из экономических соображений. Если команды не готовы платить больше, то правильно ли выбран момент для перехода на новые моторы? Этот вопрос мы поставили перед федерацией. Сейчас в Формуле 1 сложная ситуация со спонсорством, и новым командам потребуется еще несколько лет, чтобы по-настоящему встать на ноги.
И, конечно, Формуле 1 вскоре предстоит принимать новый Договор Согласия. Надеемся, по этому договору команды получат больше денег. Если это произойдет, тогда можно будет заняться новыми моторами. Но пока у команд денег нет.
Вопрос: Получается заколдованный круг?
Марк Галлахер: Мы считаем, что сначала надо подписать новый Договор Согласия. И когда у команд будет больше денег, у них появится возможность повышать конкурентоспособность. Следующий шаг: к командам придут новые спонсоры, и тогда они смогут платить за двигатели.
А сейчас FIA ставит вопрос о двигателях на первое место, хотя не решены проблемы экономики. Поэтому сегодня представители Cosworth, Mercedes-Benz и Ferrari встречаются с президентом FIA Жаном Тодтом, чтобы вместе все это обсудить.