Джеймс Аллен, известный британский журналист и комментатор, предложил Марку Гиллану, бывшему главному инженеру Williams, проанализировать ситуацию в командах после двух гонок нового сезона.
Вопрос: Что вы думаете о результатах Фелипе Массы в первых двух гонках сезона? Ведь он уже четыре раза подряд опередил своего напарника в квалификациях. Вы допускаете, что это несколько вывело из равновесия Фернандо Алонсо, заставив его хвататься за любые шансы, как мы видели на первом круге Гран При Малайзии?
Марк Гиллан: Это интересный момент. Алонсо – безусловно, талантливый гонщик, возможно, один из лучших в Формуле 1, но пока мы не увидели той скорости, которая у него была в прошлом сезоне. Зато Масса однозначно поехал быстрее. Так что какую-то связь между двумя этими вещами можно усматривать.
Вопрос: Вам доводилось работать с многими отличными гонщиками: что происходило с Массой в последние годы? И за счет чего ему удалось восстановить форму?
Марк Гиллан: Это все связано с ощущением уверенности в себе, в своих силах. Безусловно, все гонщики Формулы 1 в состоянии демонстрировать хорошую скорость, но великих пилотов от просто хороших отличает способность использовать шины с максимальной эффективностью и, конечно, проходить круги стабильно быстро. А также умение справляться с прессингом. Понятно, что в Ferrari очень серьезный прессинг: Алонсо – отличный гонщик, очень сильный напарник, и если ты не в состоянии опередить напарника – начинаются проблемы.
Вопрос: Как вы полагаете, Ferrari удастся в этом году побороться с Red Bull Racing, как это было в прошлом сезоне?
Марк Гиллан: Новая машина Ferrari сразу произвела на меня хорошее впечатление, хотя в начале прошлого года у этой команды были проблемы. У них очень хорошие технические специалисты, отличные гонщики, и Алонсо, как я уже сказал, один из лучших пилотов Формулы 1, если говорить об умении доводить гонки до финиша и добиваться результатов, стабильно зарабатывая очки. Думаю, этот сезон Скудерия проведет очень сильно.
Вопрос: Поговорим о дуэли гонщиков Red Bull, происшедшей в Малайзии. Феттель допустил ошибку в начале гонки, слишком рано провел пит-стоп, что позволило Марку Уэбберу выйти в лидеры. Уэббер ехал впереди, полагая, что напарник получил инструкции прекратить борьбу после заключительных пит-стопов, но затем Феттель его атаковал, отобрав победу. Как вы оцениваете происшедшее с высоты своего опыта?
Марк Гиллан: Это очень сложная ситуация. Формула 1 – командный спорт, и давайте не питать по этому поводу иллюзий. Обязанность главного гоночного инженера или любого другого руководителя команды, кто, находясь на пит-уолл, принимает решения, состоит в том, чтобы добиться максимального результата. Обычно в команде работает 500 человек, а гонщики традиционно являются самыми высокооплачиваемыми сотрудниками.
Главное, пилоты должны понимать, что их задача – довести машины до финиша. И когда команда отдает приказ, подразумевается, что этот приказ будет исполнен. Но Феттель этого не сделал. Если честно, чемпионы мира, лучшие гонщики вообще склонны вести себя на трассе очень агрессивно. Кроме того, они часто получают в команде статус первого пилота, и когда вы обращаетесь к такому гонщику и просите его уступить дорогу напарнику, которого считают «вторым номером», или не обгонять его – есть риск, что возникнут проблемы.
Вопрос: Вы сотрудничали с Марком Уэббером, еще когда он выступал в Jaguar: как думаете, какую линию поведения он сейчас выберет?
Марк Гиллан: Прежде всего, Марк – отличный гонщик и очень хороший человек. У него весьма стойкая психика, но подобные вещи его обижают, что он ясно дал понять на подиуме в Малайзии. В этой ситуации важно не поддаваться эмоциям, поэтому, думаю, что в Китае он достойно выступит, постарается максимально качественно выполнить свою работу. Не сомневаюсь, он сделает все, чтобы в Шанхае опередить Себастьяна.
Вопрос: McLaren – еще одна команда, в которой вы работали. В Австралии они выступили неважно, в Малайзии у Дженсона были шансы финишировать 5-м, но все изменилось после очередной ошибки на пит-стопе. Ваше мнение о ситуации в этой команде?
Марк Гиллан: В McLaren умеют выходить из затруднительных ситуаций, у них большой опыт. И раньше бывало, что начало сезона складывалось для них неудачно, но обычно команда быстро находила решение проблем. Но сколько им потребуется времени сейчас? Вероятно, все это связано с передней подвеской, с ее геометрией, с точками крепления к шасси. Быстро все это поменять крайне сложно. Если бы дело было только в аэродинамике, ситуацию можно было бы исправить за пару гонок.
Вопрос: А что вы скажете о Mercedes? В Малайзии они боролись с Red Bull, теперь там выступает Льюис Хэмилтон, и его приход, безусловно, подстегнул Нико Росберга.
Марк Гиллан: Я под впечатлением от того, как эта команда начала сезон, ведь за зиму ей удалось решить проблемы с машиной. Теперь за Mercedes выступают очень сильные гонщики, так что интересно посмотреть, как будет развиваться ситуация.
Вопрос: Вам не кажется, что состав Mercedes AMG – самый сильный в Формуле 1?
Марк Гиллан: Возможно.
Вопрос: Какие еще команды привлекли ваше внимание? Возможно, Force India или Marussia?
Марк Гиллан: Да, в Австралии Force India выступила очень здорово. Но и в прошлом году у них была быстрая машина. Но если в Мельбурне они заработали 10 очков, то в Малайзии все закончилось двойным сходом, что для них очень обидно, ведь все дело было в обычной колесной гайке. За счет гайки, возможно, иногда удается сэкономить одну-две десятых на пит-стопе, но если она стала причиной двух сходов - это слишком большая цена.
На Marussia я тоже обратил внимание. Команда добилась впечатляющего прогресса, к ней стоит присмотреться. Скорость Marussia должна заставить Caterham беспокоиться.
Вопрос: Как известно, Red Bull предложила Pirelli вернуться к прошлогодним шинам, чего, разумеется, не произойдет. Что вы думаете о том, как резина влияет на исход гонок? Такую картину мы будем наблюдать до конца года?
Марк Гиллан: По-моему, гонки проходят очень интересно, и не думаю, что возврат к прежним шинам возможен. Конечно, новые шины доставляют немало хлопот инженерам, однако, интересно пронаблюдать, какие составы Pirelli выберет для последующих этапов чемпионата. Думаю, подход шинников постепенно будет становиться все более консервативным, как это было в прошлом году.