Один из богатейших людей Великобритании, сэр Мартин Соррелл – основатель и председатель WPP – крупнейшего в мире рекламного холдинга, не только давний поклонник Формулы 1, но и входит в совет директоров. В интервью официальному сайту чемпионата он поделился своими взглядами на будущее Формулы 1.
Вопрос: Мартин, в 1968-м вы сотрудничали с Джеки Стюартом. Тогда спорт был менее профессиональным и более опасным. Сейчас вы несколько лет входите в правление чемпионата. Каковы ваши личные представления о Формуле 1 «тогда» и «сейчас»?
Мартин Соррелл: Да, я носил сумку Джеки Стюарта! (смеётся) Формула 1 в те годы в значительной степени была такой же, как и сейчас. Да, не столь масштабной и гораздо более опасной – что определённо отличается, так это уровень безопасности. Я помню, что Джеки был первым гонщиком, кто начал надевать термостойкое бельё!
Но что определённо можно сказать – Формула 1 была ярче, но в моих глазах это не делает её лучше. В Формуле 1 прошлого было много романтики. Сегодня она должна быть в большей степени семейным спортом, должна закрепиться в программе дневных телевизионных передач в воскресенье, и, вероятно, все эти излишества, вроде белых шёлковых костюмов и беззаботного отношения к гонкам, сегодня смотрелись бы странно.
Мы хотим видеть спорт с высоким уровнем конкуренции, и если бы борьба была более равной, он получился бы более захватывающим... более изменчивым с точки зрения результатов. Если у вас постоянно один и тот же победитель, это сказывается на энтузиазме.
Формула 1 – это развлечение, и оно соперничает с другими развлечениями, а не с другими гоночными сериями. Мы соревнуемся за внимание людей на выходных, и именно это должно быть нашим приоритетом. В этом смысле, на мой взгляд, наилучший пример – Сингапур, где думают о том, как организовать полноценное развлечение и на трассе, и за её пределами.
Вопрос: Именно в этом направлении, на ваш взгляд, должна двигаться Формула 1? Она должна стать «полноценным развлечением»?
Мартин Соррелл: С моей точки зрения – да. Возьмите один только недостаток присутствия Формулы 1 в США. В теории – и с точки зрения логики – нам нужен Гран При Восточного побережья, Гран При Западного побережья, и, думаю, уличная гонка в Детройте, потому что это по-прежнему автомобильная столица Соединённых Штатов. Мы бы оставались в США четыре недели и могли бы проводить две или три гонки. Как минимум две.
Вопрос: Вы президент WPP, которой принадлежит много рекламных, PR и маркетинговых сетей, и стоит заметить, что большинство крупнейших глобальных игроков делового мира – ваши клиенты. Почему вы не приводите в Формулу 1 новых спонсоров? Какой должна быть глобальная платформа Формулы 1, чтобы она стала более привлекательной для международных корпораций?
Мартин Соррелл: Речь не только о транснациональных корпорациях. Речь также о компаниях, которые хотят получить глобальное освещение. Фактически, если вас интересует действительно глобальная платформа, в вашем распоряжении всего три спортивных мероприятия: Кубок мира по футболу, Олимпийские игры, а следом идёт Формула 1.
Дальше начинается самое интересное. Если взять отдачу от спонсорства за четырёхлетний цикл, то Формула 1, так как чемпионат проводится каждый год, приносит спонсорам больше денег, чем что-либо ещё. Так что позиции этого спорта очень сильны.
Если посмотреть на ситуацию с телевизионными правами крупнейших видов спорта, вы увидите, что цены продолжают расти. Это значит, что спрос на рекламу на глобальных и локальных рынках в этих видах спорта огромный, даже несмотря на противоречивые ситуации, вроде той, в которую попала FIFA. Кстати, эта ситуация определённо идёт под первым номером списка, хотя у Формулы 1 есть свои противоречия.
Берни Экклстоун не постеснялся сказать несколько весьма спорных вещей. Последним британцем, который публично критиковал свой продукт, был Джеральд Ратнер [он возглавлял крупную британскую ювелирную корпорацию Ratner Group, но после его шуточных заявлений о низком качестве продукции в 1991 году её акции обесценились на полмиллиарда фунтов стерлингов – прим. F1News.Ru], и ему пришлось покинуть свой пост. Но не Берни! Это говорит о том, что спрос на прямые спортивные трансляции, на глобальные соревнования настолько высок, что на какие-то вещи можно закрыть глаза, ведь таких соревнований не так много. И несмотря на потоковое видео, на рост рынка планшетов и смартфонов, которые теоретически должны были бы ослабить позиции обычного телевидения, прямые трансляции на ТВ занимают чрезвычайно сильные позиции. И дело тут не только в том, что происходит по ходу соревнований, но и вокруг них.
Вопрос: Вы известны своим талантом прогнозиста. Что ждёт Формулу 1 в ближайшем будущем?
Мартин Соррелл: Виртуальная реальность в Формуле 1 – это было бы невероятно! Словно вы сами пилотируете машину! Как в фильме Ридли Скотта «Марсианин». Я в специальных очках и наушниках стартовал в космическом корабле с Марса, смотрел в открытый космос и был просто напуган. Технологии уже достигли невероятного уровня, а в ближайшие несколько лет будут стремительно прогрессировать.
Подумайте о том, что можно сделать. Когда британский Sky начинал трансляции Формулы 1, многие утверждали, что аудитория снизится, поскольку это платное телевидение. Но качество современного продукта и технологии, доступные зрителям, намного лучше, чем когда-либо. Продукт стал значительно лучше.
В конце концов, просто получать фиксированную плату за телевизионные права – не лучшее решение в долгосрочной перспективе. Нужно думать о других моделях, способных вызвать интерес – то, с чем будут ассоциировать наш бренд в будущем, – а также о том, что деньги можно зарабатывать и другими способами...
Вспомните полтора миллиона человек на бесплатном концерте Rolling Stones на Кубе. А Куба – это вам не Центральный парк! Используйте своё воображение, чтобы представить, как ещё можно извлечь доход...
Вопрос: Но разве не проще диктовать фиксированную плату за трансляции в одностороннем порядке?
Мартин Соррелл: Да, но мир меняется. И многие люди в Формуле 1 начинают это понимать.
Вопрос: Что Формула 1 могла бы сделать, чтобы лучше рекламировать себя? Есть ли у вас какие-то предложения?
Мартин Соррелл: Формула 1 предоставляет платформу таким компаниям, как Rolex, а это целое медиапространство – те, кто смотрят телевизор и читают газеты, цифровые и бумажные. Вы показываете бренд в контексте соревнований и привлекаете к нему всеобщее внимание на регулярной основе. Но вы должны фокусироваться не только на потребителе, но и на тех, кто формирует вас изнутри, стимулируя людей действовать в соответствии со стратегической миссией компании, обращаясь к поставщикам, правительствам, ко всем заинтересованным сторонам...
То есть, вы должны смотреть на всё это шире. И вы должны активировать всё это должным образом. Если вы платите 50 млн за что-то, то, вероятно, должны заплатить ещё 50-100 млн, чтобы это активировать. И чем больше вы тратите на это, тем лучше. Нет никакого смысла просто покупать права.
Вопрос: Какое место во всём этом занимает болельщик?
Мартин Соррелл: Как я уже сказал, всё это – борьба за внимание людей. Сегодня есть миллионы способов потратить своё время. Вероятно, в этом самая большая разница между 1968 годом и сегодняшним днём. И Берни это понимает.
Его всегда легко критиковать, потому что он человек с крайними взглядами. Я недавно брал у него интервью в Лондоне. Он критиковал женщин, сказал, что Европе нужен свой Путин, и так далее. Ему это нравится – он делает это уже давно. У него устоявшиеся взгляды. Всем известно, что он уникален, не так ли? А уникального человека по определению нельзя заменить, и это действительно проблема.
Формула 1 всё делает очень хорошо, это очень интересный актив. Можно ли ей управлять иначе? Уверен, что можно. Можно ли делать это лучше? Уверен, что можно. Но в то же время я могу сказать, что сейчас это делается очень неплохо. Гонка в Монако стала первой, которую я посетил в этом году, я говорил со многими людьми, и все, похоже, были настроены очень оптимистично – потому что уровень конкуренции вырос. Red Bull Racing стала более конкурентоспособной, гонки стали интереснее – а именно этого хотят болельщики!
Вопрос: Тогда назовите три причины, почему люди должны смотреть гонки Формулы 1.
Мартин Соррелл: Они захватывающие, у них привлекательные ценности, и они могут быть настоящим семейным спортом. А с точки зрения брэндинга – они проходят в самых разных местах. Быстрорастущие рынки – такие как BRICS и Next Eleven – ключевые. Следующий миллиард потребителей придёт не из США и не из Западной Европы, они придут из Азии, Латинской Америки и Африки. Формула 1 соответствует нашей стратегии: быстрорастущие рынки, цифровые технологии. Всё это есть в Формуле 1. И это привлекает огромное количество компаний. Всё это, конечно же, не означает, что нельзя добиться большего...
Вопрос: Давайте снова проверим ваш талант прогнозиста: какой вы видите Формулу 1 через 10 лет?
Мартин Соррелл: Она будет очень отличаться от нынешней – потому что технологии станут другими, и это заставит болельщиков смотреть её совершенно иным способом. Я уже сказал, что на мой взгляд, виртуальную реальность ждёт большое будущее. Я знаю, что некоторые из моих коллег со мной не согласны, но я верю в это. Vodafone строит цифровой стадион в Стамбуле. Это действительно стоит увидеть. Зрители получат совершенно иные возможности, и это породит новый опыт. За десять лет технологии поднимутся на невообразимый уровень. Меня немного забавляет, что люди до сих пор в основном смотрят гонки Формулы 1 на экранах телевизоров. Но я уверен, что появятся новые способы.
Вопрос: Куда гонки Формулы 1 должны двигаться дальше?
Мартин Соррелл: Если вы правите страной и хотите поместить её на мировую карту, у вас не так много вариантов. Вы можете заполучить Олимпийские игры, чемпионат мира по футболу или гонку Формулы 1. Но первые два проходят лишь раз в четыре года – и могут состояться у вас лишь однажды. Разговоры о тратах в большой степени преувеличены, потому что то, что вы делаете, должно ускорить создание инфраструктуры, которую вы всё равно должны построить, так или иначе – аэропорты, дороги... Просто в этом случае всё это происходит намного быстрее. Так что если говорить о местах, то я бы двигался в Азию, Латинскую Америку, Африку и Ближний Восток – это то, что интересует наших клиентов.
Вопрос: Значит, гонки Формулы 1 должны остаться в Китае и вернуться в Индию...
Мартин Соррелл: Да, определённо. Сейчас мы нуждаемся в этом. Почему бы не посмотреть на Индонезию? Через 25 лет это будет третья по количеству населения страна – после Индии и Китая. Затем можно было бы подумать о Вьетнаме, и в какой-то момент – о Нигерии. Потом мы могли бы отправиться в Южную Америку – Аргентину, Колумбию, Перу. Вероятно, не у всех из них появится гонка Формулы 1, но они определённо рассматривают такую возможность.
Вопрос: Многие люди скажут вам, что Формула 1 не должна приезжать в страны, где нет никаких автоспортивных традиций, и вместо этого нужно возвращаться к корням в Европе. Вы согласны с этим?
Мартин Соррелл: Нет, совершенно. Сложности, стоящие перед европейскими экономиками, таковы, что для них это будет очень сложно. Нужно идти туда, где есть рост. Так работает мой бизнес, и так работает Формула 1. Когда я вспоминаю 2005 год, быстрорастущие рынки занимали, вероятно, 10% нашего бизнеса. Сегодня у них 31%.
Вопрос: В Формуле 1 всегда были герои – Джеки Стюарт, Джеймс Хант, Айртон Сенна, Найджел Мэнселл, Михаэль Шумахер. Если бы сейчас вам нужно было создать современного героя, отвечающего потребностям глобального рынка, какими качествами вы бы его наделили?
Мартин Соррелл: Герой – слишком романтическое понятие. Мне кажется, людям больше нравится равная борьба, когда разные гонщики имеют шанс оказаться героями. Во времена тех, кого вы назвали, альтернатив было гораздо меньше, а сегодня гонщики сражаются за свой процент героизма – само понятие стало гораздо шире.
Вопрос: И всё же, какими качествами вы бы наделили героя?
Мартин Соррелл: Концепцией. Недавно я брал интервью у Ким Кардашьян и её мамы. У всех разные мнения по поводу Ким, её матери и сестёр, а на самом деле это невероятно хорошо продуманная концепция. Каждая из дочерей ориентирована на свой сегмент рынка. И если что-то вам кажется случайным, то это не так.
Отвечая на ваш вопрос: важно понимать, чьё внимание мы хотим привлечь. Если это гонщик и нужно заинтересовать его спонсоров, нужно знать целевую аудиторию этих спонсоров. Ну и конечно, важна национальность.
Вопрос: Возьмём, к примеру, Макса Ферстаппена – 18-летнего подростка с незапятнанной репутацией? Что бы вы ему предложили?
Мартин Соррелл: Всегда нужно понимать, какова цель. Советник Дональда Трампа недавно сказал в эфире CNN, что выборы президента США – лучшее реалити-шоу современности!
Вопрос: Вы говорили, что спорт должен использовать новые технологии, привлекать внимание всех членов семьи, захватывать новые рынки. А кто сможет собрать всё воедино. Каким должен быть человек, который в будущем сможет всем этим управлять?
Мартин Соррелл: Эти качества есть у Берни. Что бы ни говорили люди, Берни – великолепный предприниматель. Он придумал бизнес, который сейчас приносит 1.7 миллиарда долларов в год, обеспечил работой огромное число людей, создал отрасль промышленности с использованием технологий самого высокого уровня.
Ключевые вопросы – работа с прессой, организация шоу, цифровые технологии, широкая география, возможность выходить на политиков самого высокого уровня – в этом качестве Экклстоуна просто невозможно заменить.
Кто бы ни занимался этим в будущем, он будет другим. Разделить задачу на двоих? Это невозможно. Двух лидеров быть не может, в этом случае настоящего успеха не добиться.
К счастью, Берни держит ситуацию под контролем. Если искать какие-то придирки, я бы сказал, что подход к Формуле 1 у него скорее тактический, чем стратегический, но это вновь возвращает нас к проблеме более широкого использования современных цифровых технологий. Вероятно, здесь просто нужны инвестиции, способные принести высокие дивиденды в будущем.