Toro Rosso неплохо выглядит в этом сезоне, в команде не раз говорили, что STR9 – лучшая машина, созданная на базе в Фаэнце, хотя количество очков не отражает прогресс: в семи первых гонках она заработала всего 15 очков – на три больше, чем за это же время в прошлом году. В интервью французскому AutoHebdo руководитель команды Франц Тост говорил о выступлениях гонщиков, возможном появлении клиентских машин и отношениях с Renault.
Вопрос: Франц, как вы оцениваете итоги семи первых Гран При?
Франц Тост: У нас отличная машина – лучшая из тех, что были разработаны Toro Rosso. У нас два потрясающих гонщика, которые отвечают всем нашим ожиданиям. В плане силовой установки мы отстаем, но надеемся на значительный прогресс во второй половине сезона. В Канаде возникли проблемы, но мы предполагали, что в Монреале придется нелегко.
Вопрос: Пока удалось заработать лишь 15 очков, это отражает прогресс команды?
Франц Тост: Мы рассчитывали на большее. В Австралии Макс мог завоевать минимум 6-ю позицию, если бы не взорвался мотор. В Китае он тоже мог добиться большего, но опять отказал двигатель. Итоги Гран При Испании нас расстроили – возникли проблемы с резиной, но это ничто по сравнению с Монако… Мы были конкурентоспособны по ходу всего уик-энда в княжестве, но Карлос не заметил сигнал остановки на взвешивание, что стоило ему старта с пит-лейн, а Макс отлично выступал в гонке, пока не столкнулся с Грожаном.
Вопрос: Ферстаппен привлек много внимания в начале сезона, а выступления Сайнса, пожалуй, стали сюрпризом, разве нет?
Франц Тост: Для команды – нет. Нас убедило то, как он завоевал титул в Мировой серии Renault. Я никогда не сомневался в его способности хорошо выполнять свою работу.
Вопрос: Есть ощущение, что он более зрелый пилот, чем его напарник…
Франц Тост: В том, что касается понимания работы с резиной и настроек – да, он более зрелый гонщик, чем Макс Ферстаппен, но только потому, что провёл более 65 гонок. Его опыт – это его преимущество, но Макс старается сократить отставание.
Вопрос: Кроме этапа в Монако ваши гонщики совершили не так много ошибок, так что ваши опасения перед началом сезона оказались напрасными…
Франц Тост: Постойте, позади всего семь этапов. То, что я называю «периодом столкновений» – это неизбежно. Дебютируя в Формуле 1, гонщик сначала действует осторожно, а после четырех или пяти гонок говорит себе, что пора найти предел возможного, и тогда начинаются аварии, поскольку он выходит за рамки. Затем наступает новый период, когда гонщик старается немного сдерживать себя. Это продолжается до второй половины сезона – тогда гонщик действительно осваивается, начинает лучше чувствовать машину, резину, настройки, лучше взаимодействовать с командой.
Во втором сезоне этот процесс повторяется, за исключением того, что пилот уже точно знает точки торможения, особенности покрытия и все кочки. Гонщик начинает использовать свой опыт, что особенно видно в квалификациях. В начале третьего сезона всё должно быть в порядке. Я считаю, что на обучение молодого гонщика надо три года.
Вопрос: Значит, вы недовольны тем, что потеряли Даниила Квята после дебютного сезона?
Франц Тост: Да, но у нас не было другого выбора из-за перехода Себастьяна Феттеля в Ferrari. Квят – очень способный гонщик, в Red Bull Racing поступили верно, подписав с ним контракт. Честно говоря, я не вижу никого, кто бы лучше справился со своей работой в подобных обстоятельствах. Конечно, возможно еще слишком рано, но в этой ситуации мы должны были принять именно такое решение.
Для команды было бы лучше иметь возможность рассчитывать на его опыт, чем начинать всё с начала, работая с двумя дебютантами. Впрочем, надо признать, что программа отлично работает: в Red Bull есть четыре гонщика, способных выигрывать гонки и чемпионаты, если у них есть подходящая машина.
Вопрос: У Макса и Карлоса разные характеры. Им нужно одинаковое внимание?
Франц Тост: Карлос – более замкнутый человек, Макс – более агрессивный, но в том, что касается работы, они очень похожи: оба целеустремленные, сконцентрированные и дисциплинированные.
Вопрос: А что можно сказать об их отцах?
Франц Тост: Они оба были гонщиками и добивались успехов: Карлос – в ралли, а Йос – в кольцевых гонках, но у них разные отношения с сыновьями. Макс вырос в особенном окружении: его отец был гонщиком Формулы 1, а мать – звездой международного картинга. Это уникальная ситуация. Обстановка в которой рос Карлос была более обычной.
Йос сильно повлиял на прогресс своего сына. Он ему передал свои знания, занимался подготовкой для него двигателей, настройками шасси... Йос сделал из сына уникального картингиста.
Меня забавляют комментарии по поводу того, что Макс хорошо справляется благодаря тому, что пилотировать современную Формулу 1 очень легко. На самом деле, он бы ещё лучше справлялся, если бы машины были менее стабильными, ведь за десять лет на высоком уровне в картинге он отлично поставил технику, развил удивительное мастерство пилотирования! Максу потрясающе удается адаптироваться.
Вопрос: Разве его молодость не говорит о том, что Формула 1 стала менее сложной, чем прежде?
Франц Тост: Честно говоря, если сейчас есть какой-то негативный посыл, то только из-за Стратегической группы. Как четыре богатых команды могут договориться о сокращении расходов? Они всегда принимают такие решения, которые позволили бы им получить больше для себя, и им всё равно, что думают остальные. Обычно правила определяли владелец коммерческих прав и FIA, а команды соглашались с ними или нет. Это единственный возможный вариант.
Вопрос: Сейчас обсуждается вопрос клиентских машин. Хотелось бы вам вернуться во времена, когда можно было получить прошлогоднюю машину?
Франц Тост: В середине 2000-х я говорил, что это может стать одним из направлений развития, но тогда меня обвинили в желании разрушить ДНК Формулы 1. Сейчас мне кажется, что четыре крупные команды недооценивают реальную стоимость клиентских машин для покупателей. Они считают, что могут поставлять дешевые машины, но это невозможно.
Крупные команды работают на таком финансовом и техническом уровне, что даже прошлогодняя машина требует больших расходов на обслуживание, а стоимость новинок выйдет за рамки бюджета. В конце сезона клиентская машина обойдется вам не меньше, чем та, которую вы бы спроектировали и построили самостоятельно.
Небольшие команды работают на совершенно другом уровне, чем топ-команды, поэтому экономия не будет соответствовать ожиданиям. Я знаю это, поскольку представляю себе, в какую сумму все это обойдется. Четыре крупные команды настаивают на использовании "франшизы", поскольку хотят больше денег, а не отстаивают интересы Формулы 1.
Вопрос: Как у вас складываются отношения с Renault?
Франц Тост: Мы оказались в сложной ситуации. В Канаде мы столкнулись с первым штрафом за замену мотора – Макс использовал пятый двигатель по ходу сезона. А позади всего семь гонок. Это далеко от того, на что мы рассчитывали.
Вопрос: Ходили разговоры о сближении Renault и Toro Rosso…
Франц Тост: Как регулярно говорит Сирил Абитебул, сначала в Renault должны создать конкурентоспособную силовую остановку, а затем думать о том, как эффективнее использовать Формулу 1 в плане маркетинга. Посмотрим, как будет развиваться ситуация.
Вопрос: Среди вариантов, которые рассматривают в Renault, есть уход из чемпионата. Вы считаете, что господин Матешиц может тоже покинуть Формулу 1?
Франц Тост: Я надеюсь, что нет, ведь такой человек, как Матешиц, встречается один раз в жизни. Надеюсь, он продолжит программу в Формуле 1, но он не из тех, кто может довольствоваться 6-м или 7-м местом. Сейчас Red Bull Racing недостаточно конкурентоспособна, и он должен задавать себе вопросы.