В Ferrari всегда нацеливаются на победу, но третья позиция в Кубке конструкторов соответствует среднему результату за последние пять лет – 4, 3, 3, 2 и 3 место. Скудерия вновь уступила лидерам в темпе доработки машины – после лучшего результата за сезон в Испании, где оба гонщика поднялись на подиум, добиться большего не удалось.
Scuderia Ferrari |
Гран При | Место | Очки | Лучший старт | Лучший финиш |
2013 | 19 | 3 | 354 | 2 | 1 |
2012 | 20 | 2 | 400 | 1 | 1 |
2011 | 19 | 3 | 375 | 2 | 1 |
Фернандо Алонсо | 19 | 2 | 242 | 3 | 1 |
Фелипе Масса | 19 | 8 | 112 | 2 | 3 |
Ferrari представила F138 в первый день февраля. Аэродинамическая труба в Маранелло была остановлена для модернизации, машина разрабатывалась в аэродинамической трубе Toyota в Кёльне и стала наследницей прошлогодней F2012, но многие элементы изменились – команда выбрала инновационный подход, чтобы решить прошлогодние проблемы. Руководитель команды Стефано Доменикали озвучил задачу на сезон – победы в гонках с начала чемпионата и борьба за титул до последнего Гран При.
Команда параллельно работала над двумя проектами, которые курировал технический директор Пэт Фрай. Одна группа инженеров под руководством Симоне Реста занялась проектом F138, а вторая, которую возглавил Фабио Монтекки, сосредоточилась на машине для 2014 года.
Уже на зимних тестах Фернандо Алонсо признал, что F138 немного уступает лидерам, но стабильна и предсказуемо реагирует на настройки – в команде сделали выводы из неудачного начала сезона 2012 года. После первой сессии свободных заездов в Мельбурне Алонсо ещё раз заявил, что машина – не самая быстрая, но в гонке финишировал вторым, уступив лишь Кими Райкконену, проехавшему дистанцию с меньшим числом пит-стопов, а Фелипе Масса закончил гонку четвёртым – у болельщиков Ferrari появился повод для оптимизма.
В прошлые годы Алонсо часто имел преимущество за счёт большей стабильности, но начало сезона получилось нервным. В Малайзии он сошел после контакта, в Китае одержал победу, уверенно переиграв соперников, в Бахрейне финишировал лишь восьмым, а на домашнем Гран При Испании вновь победил.
Фелипе Масса в пяти первых Гран При тоже один раз сошел, но в остальных гонках стабильно набирал очки, а в Барселоне вместе с напарником поднялся на подиум. Команда заработала 40 очков, заняв вторую строчку в Кубке конструкторов, но большего по ходу сезона добиться не удалось.
Одну из главных проблем в Ferrari пытаются решить уже несколько лет – в гонке машина, как правило, очень конкурентоспособна, а в квалификации оказывалась позади, так что гонщикам приходилось отыгрываться, а в это время лидеры успевали оторваться.
Справиться с этой проблемой инженерам Ferrari так и не удалось: средняя стартовая позиция Алонсо – 6.00, ниже, чем у пилотов Red Bull Racing и Mercedes, а закончил сезон испанец на второй строчке в личном зачёте. В руководстве команды не раз говорили, что при лучших результатах квалификации есть шанс добиться большего в гонке, но по ходу сезона ситуация не изменилась.
Алонсо по-прежнему был стабилен, трижды подряд финишировав вторым – в Спа, Монце и Сингапуре – изменение конструкции шин Pirelli почти не повлияло на Ferrari, но соперники добились более серьёзного прогресса в работе над машиной, а выиграв девять последних Гран При, Себастьян Феттель просто не оставил оппонентам шансов – потенциальные претенденты выбывали из борьбы за титул один за другим, а после этапа в Остине Фернандо Алонсо гарантировал себе титул вице-чемпиона – в третий раз за четыре года выступлений за Ferrari.
Во второй половине чемпионата Алонсо позволил себе критику в адрес команды – на трассе испанец делал всё возможное, но машина не позволяла добиться большего, с каждой гонкой всё больше уступая соперникам. В традициях Скудерии, реакция на критику была весьма резкой, президент Ferrari Лука ди Монтедземоло заявил, что Алонсо должен ставить интересы команды превыше всего, хотя европейская пресса с сожалением писала о том, что проходит год за годом, а титулов у Алонсо, при несомненном таланте, не прибавляется.
Появились даже слухи о том, что Фернандо подумывает о смене команды, к нему обращались представители McLaren, но если этот переход и состоится, то в будущем, а в конце 2013-го Ferrari покинул Фелипе Масса. По позиции в личном зачёте минувший сезон оказался худшим в карьере бразильца за всю историю его выступлений за Ferrari, исключая 2009-й, когда он попал в аварию и надолго выбыл из борьбы.
В следующем году напарником Алонсо станет Кими Райкконен – борьба в этой паре обещает стать одной из самых интересных интриг сезона, а Масса продолжит карьеру в Williams.
Поговаривают, сезон 2014 года может стать ключевым и для руководителя команды Стефано Доменикали, и для Фернандо Алонсо, но команда очень серьёзно готовится к новому вызову. Из Lotus, кроме Райкконена, перешли технический директор Джеймс Эллисон и руководитель отдела аэродинамики Дирк де Бир. Аэродинамическая труба в Маранелло доработана и введена в строй, а в том, что заводская команда справится с интеграцией новой силовой установки в шасси, сомнений быть не может.
В Формуле 1 многое зависит от мелочей, и часто именно из-за них Ferrari уступала соперникам в последние годы. Не раз говорили, что Ferrari не хватает явного технического лидера с оригинальными решениями, но теперь у команды есть Эллисон, машины Скудерии уступали в эффективности аэродинамики, но этот отдел был усилен. Состав пилотов в 2014-м можно назвать лучшим в пелотоне, если удастся избежать личных проблем. У Ferrari есть всё, чтобы добиться успеха в следующем году, когда всё вновь решат мелочи.