После того, как в маршрут ралли-рейда «Шёлковый путь-2018» были внесены существенные изменения, которые привели к фактическому исчезновению всей китайской части гонки, многие опасались, что ралли-рейд превратится для участников в лёгкую прогулку. Реальность, однако, эти опасения опровергла – несмотря на то, что марафон длился всего неделю, а не две, он оказался едва ли не самым сложным за всю его историю.
Это и неудивительно, ведь ещё недавно «Шёлковый путь» был именно недельной гонкой, но при этом с гораздо более длинными лиазонами. И после введения двухнедельного формата соотношение ещё больше изменилось в пользу дорожных секций, которые составляли более половины от общей дистанции маршрута. Теперь же концентрация спецучастков значительно повысилась, составив 65% дистанции!
Испытать на себе все трудности этой гонки удалось сполна почти всем участникам марафона. Во всех зачётах лидеры менялись с калейдоскопической быстротой – причём проблемы настигали как новичков, так и опытные команды, за которые выступали лучшие гонщики планеты.
Едва ли не единственным исключением стал Язид Аль-Раджи на MINI – за всё время марафона он лишь один раз пробил колесо. В остальные дни представитель Саудовской Аравии ехал не слишком быстро, зато очень стабильно. Он не выиграл ни одного этапа, но когда все его соперники, один за другим, сошли либо потеряли очень много времени, он возглавил гонку, и своего лидерства не упустил до самого финиша.
Главный фаворит гонки и зачёта T1, Нассер Аль-Аттия, выступавший за Qatar Rally Team на Toyota Hilux подготовки Overdrive Racing, как и ожидалось, оказался самым быстрым – на счету катарца три победы на семи этапах. Он бы мог выиграть и больше и, безусловно, стал бы победителем всей гонки, однако уже второй этап завершил без заднего дифференциала (хотя всё равно показал лучшее время!).
Это произошло на маршруте Астрахань-Элиста, первой половине марафонского этапа, где помощь механиков запрещена, так что и возвращаться в Астрахань Нассеру пришлось на переднеприводной машине, весящей при этом как полноприводная. Именно на этом этапе в калмыцких степях пошёл жуткий ливень, где полный привод был просто необходим – и Аль-Аттия предсказуемо увяз.
В итоге организаторы остановили гонку и засчитали отрыв по первой контрольной точке, но даже к этому моменту Аль-Аттия успел потерять целый час! На следующий день на машине катарца сломался и только что установленный запасной дифференциал, а третьего у команды просто не было. Так что полностью отремонтировать машину ему удалось только в Волгограде. После чего он снова оказался лучшим по скорости – но отыграть более часа у Аль-Раджи было, конечно, невозможно.
Фактически Аль-Аттия преодолел с поломанным дифференциалом четыре этапа из семи. В таких условиях его второе место с часовым отставанием выглядит настоящим подвигом. Причём финишировавший третьим Матьё Серрадори проиграл Нассеру четыре часа! Впрочем, у француза тоже хватало проблем.
Неожиданно драматичной получилась борьба в зачёте T2. В этой категории, которую также именуют Production, так как здесь выступают чисто серийные машины, давно уже доминируют внедорожники Toyota. Вот и в этот раз машины Toyota Land Cruiser 200 использовали почти все спортсмены, заявившиеся в этом классе. Но особой борьбы за победу никто не ожидал – выступающий за заводскую команду Акира Миура был очевидным фаворитом гонки.
Однако уже на первом этапе грянула сенсация – не успев начать первый отрезок, Акира вынужден был вернуться на бивуак из-за поломки коробки передач! Миура так и не смог проехать первый отрезок, так что был исключён из зачёта T2 и продолжил борьбу в «абсолюте» со 100-часовой пенализацией.
В отсутствие главного героя неожиданным фаворитом категории стала Анастасия Нифонтова. Анастасия хорошо известна в мире мотогонок, а вот в мире внедорожников на «Шёлковом пути» состоялся её дебют. И свой первый же спецучасток на первом в жизни большом ралли-рейде она выиграла с огромным отрывом, опередив ближайшего преследователя более чем на час!
Было ясно, что Анастасия вряд ли растеряет столь значительный перевес за счёт скорости, однако ралли-рейды – суровый мир, где очень сложно избежать технических проблем – особенно в Production. Серийная техника не приспособлена для преодоления полного бездорожья на таких скоростях, именно поэтому выбор техники для соревнований в этом классе столь узок. Машина Нифонтовой стойко справлялась с испытаниями, но, к сожалению, внесённые перед ралли-рейдом корректировки в настройки двигателя привели к перегреву мотора и досрочному сходу.
В конечном счёте, до финиша в категории T2 добрались всего три машины, и все три – Toyota Land Cruiser 200. Два первых места достались китайским экипажам – победу одержал Цзи Юн Ганг, вторым оказался Лю Бинглонг, третьим финишировал итальянец Марко Пиана, фактически работавший «быстрой техничкой» команды Xtreme Plus, выступавшей в зачёте T3.
В T3 борьба шла менее драматично, зато более напряжённо. Без драм, правда, не обошлось – после первого этапа в зачёте лидировал Николя Дюкло, а уже на втором его багги Polaris перевернулось. Это не помешало французу продолжить гонку, но лишило всяких шансов на успех – помимо времени, потерянного на ремонт и доезд до финиша, он также получил большую пенализацию.
Все оставшиеся дни шло острейшее соперничество между прошлогодними победителями этого зачёта, женским экипажем Мария Опарина – Таисия Штанева на Maverick, и болгарином Петаром Ченковым на довольно экзотичном багги Quaddy. Лидерство несколько раз переходило из рук в руки, но всё же на финише первой была Опарина, а Ченков проиграл ей всего 13 минут.
Безусловными фаворитами грузового зачёта (официально называемого T4) традиционно считались грузовики «КАМАЗ-мастер», тем более что российская команда выставила на старт сразу шесть машин! Однако с первого же дня сюрпризы начались и здесь. Два сильнейших гонщика команды, Эдуард Николаев и Айрат Мардеев, столкнулись с целым рядом поломок и других проблем, потеряв из-за них массу времени.
Особенно много испытаний выпало на долю Николаева, пилотировавшего капотный грузовик. С первого же этапа на его машине возникала одна проблема за другой, а когда их не было, Эдуард пробивал колёса или застревал в непроходимой грязи. Благодаря этому гонку возглавил Дмитрий Сотников, прошлогодний победитель «Шёлкового пути». На пятки ему наступал Андрей Каргинов.
Проблемы фаворитов дали шанс команде «МАЗ-СПОРТавто», лидер и руководитель которой, Сергей Вязович, хотя и отставал от КАМАЗов, после двух этапов проигрывал не так много. У Вязовича был шанс отыграться на третий день, когда после дождей в грязи начали застревать даже грузовики, но его МАЗ тоже увяз, а затем последовало решение организаторов отменить большую часть дистанции. Это решение вызвало гнев у Вязовича, который снял команду с марафона и уехал в Минск.
Выступал в грузовом зачёте и ещё один опаснейший конкурент КАМАЗов, Мартин ван ден Бринк на Renault. Однако у голландца всё не заладилось с самого начала. Уже на первых километрах гонки он пробил бак, и когда топливо вытекло, потерял массу времени. И даже после того, как топливом с ним поделился экипаж Русанова на «Газели», Мартин умудрился сломать свой грузовик, оторвав передний мост. Ван ден Бринк остался на дистанции и, пережив ещё массу приключений, даже добрался до финиша, но ни о какой борьбе за какие-либо места при этом, конечно, не могло быть и речи.
Таким образом, к середине дистанции у «КАМАЗ-мастер» осталось только два конкурента – японская команда Hino и российская GAZ Raid Sport. Но ни в опыте, ни в профессионализме тягаться с доминантом всех ралли-рейдов за последние 20 лет они, конечно, не могли, так что на финише КАМАЗы заняли пять первых мест.
Единственным исключением стал экипаж Дмитрия Сотникова – он лидировал половину дистанции гонки, но на предпоследнем этапе не выдержала трансмиссия. Сотников доехал до бивуака на буксире, потерял массу времени, да ещё и был пенализирован, так что на финише смог опередить только многострадального ван ден Бринка, а также венгра Тибора Ленера, который в действительности был быстрой техничкой Гарри Ханта, выступавшего в T1.
В результате победа на этом ралли-рейде впервые досталась Андрею Каргинову, выступавшему на грузовике с новым двигателем. Несмотря на все поломки, всего 18 минут уступил ему Айрат Мардеев. Третье место занял Антон Шибалов.
Ралли-рейд «Шёлковый путь-2018» завершён, и несмотря на все изменения и проблемы, получился он действительно интересным. Трудно сказать, что ждёт гонку в будущем – организаторы анонсировали грандиозный маршрут 2020 года из Парижа в Пекин, но пока под вопросом даже гонка 2019 года. Но сегодня очевидно, что такой большой летний марафон нужен миру ралли-рейдов, чтобы уравновесить перегруженную гонками зиму. Так что будем надеяться, что шанс отыграться у всех, кто потерпел неудачу на этот раз, всё же появится.