Жан Тодт (Ferrari), Норберт Хауг (Mercedes), Марио Тайссен (BMW)
Вопрос: Марио, сегодня нас встретила погода, нетипичная для Нюрбургринга, насколько серьезно вы просчитались с резиной? Вы могли себе представить, что температура трассы всего на один градус уступит Бахрейну? Как это влияет на вас и ваших поставщиков резины?
Марио Тайссен: Очевидно, это играет большую роль, успокаивает лишь то, что мы уже работали при такой температуре. Такая погода непривычна для Нюрбургринга, но раз в год и здесь становится жарко, кажется, похожая погода будет и в остальные два дня уик-энда. Нам придется иметь с этим дело, но это совсем не то, на что мы рассчитывали.
Вопрос: Как это повлияет на технику?
Марио Тайссен: С мотором ничего не изменится, картография и конфигурация останутся прежними, а на остальное погода повлияет.
Вопрос: Жан, а вы ждали такой жары?
Жан Тодт: Если бы вы спросили меня об этом пару недель назад, то нет, не ждали. Но в начале недели появился прогноз, и мы знали, что будет завтра, знали про 20%-ю вероятность дождя в воскресенье. Впрочем погода непредсказуема, давайте подождем.
Вопрос: Норберт?
Норберт Хауг: Приятно видеть, что на Нюрбургринге погода меняется к лучшему. Жан уже сказал, в воскресенье жара спадет, и может пройти дождь или гроза, посмотрим. Пока все в порядке.
Вопрос: Как это повлияло на поставщиков резины?
Норберт Хауг: Думаю, что никак.
Вопрос: Хорошо. Поговорим о квалификации, смена формата помешает или поможет вашим командам?
Марио Тайссен: Я пока не знаю. Может быть у гонщиков есть предпочтения, но с технической точки зрения это почти ничего не меняет. Машина не сможет быть быстрой с пустыми баками и медленной с полными, ситуация с резиной тоже больше зависит не от веса, а от числа быстрых кругов. Так что смена формата больше коснется гонщиков.
Вопрос: Жан, вы надеялись, что новый формат поможет Ferrari?
Жан Тодт: Я не говорил, что он поможет, я говорил, что проблем будет меньше, а уж эти слова каждый интерпретирует по своему. Я готов подтвердить, что с первой гонки этого сезона и, может быть на некоторых Гран При прошлого, квалификация была нашим слабым местом. В этом году появилась вторая квалификация, и ее исчезновение нам не помешает.
Норберт Хауг: Думаю, что все останется по прежнему, но мы увидим совершенно новую стратегию. Мы увидим гонщиков, которые будут стартовать с седьмого места, проведут пит-стоп на пять кругов позже соперников и будут иметь шанс выиграть гонку. Мы увидим квалификацию с действительно полными баками и победы при старте не из первых рядов.
Вопрос: Норберт, первые две гонки вы провели не очень хорошо, в Бахрейне прибавили, а последнюю пару Гран При проехали просто великолепно. Расскажите нам о том, что изменилось за это время, особенно в моторе...
Норберт Хауг: Если вы начинаете сезон под дождем и один гонщик квалифицируется на сухой трассе, а другой на мокрой - ясно, кто проедет быстрее. В первых гонках мы очень консервативно использовали резину, мы не могли добиться максимальной эффективности машины в квалификации, но машина с начала сезона была быстра. Во второй гонке Кими был на пути к третьему месту, когда отказала резина, в третьей гонке он финишировал третьим, в четвертой лидировал, пока не сорвало привод, а пятую и шестую выиграл.
Скорости хватало, но реализовать потенциал машины, стартуя с 10 или 11 места, сложно, это мешало нам, это сейчас мешает Ferrari. Нужно полгонки, чтобы вырваться вперед и продемонстрировать свою скорость. Тесты в Поль Рикар помогли нам разобраться с резиной, настраивать машину на быстрый круг с топливом и без, но я не могу сказать, что с начала чемпионата мы здорово прибавили в скорости. Просто команда научилась справляться с квалификацией, а стартуя из первых рядов, гоняться легче.
Вопрос: Норберт, в последние два года вы не слишком хорошо выступали на этой, домашней для вас трассе. Сейчас больше уверены в успехе?
Норберт Хауг: Никто из нас не знает, чем закончится гонка. Мы очень хорошо здесь выступали в прошлом, но ситуация меняется, и сейчас в чемпионате пять или шесть сильных команд, все же это Формула 1. Когда в 1998-м мы выиграли чемпионат, у нас был один сильный соперник - Ferrari, сейчас оппонентов гораздо больше, и нельзя ни в чем быть уверенным перед гонкой. Всякое может произойти. Мы должны собрать все воедино, у McLaren сейчас лучшая машина чемпионата, но нужно сосредоточиться, сконцентрироваться на гонке, не только на словах, но и на деле. Этот базис поможет выиграть.
Вопрос: Жан, вы сказали, что знаете, в чем проблема Ferrari. Не могли бы поделиться этой информацией с нами?
Жан Тодт: Как я уже говорил, у нас проблемы в квалификации, мы не слишком надежны и испытываем трудности с одним набором резины на квалификацию и гонку. Мы интерпретировали регламент не так эффективно, как наши конкуренты. Кроме того мы были вынуждены поменять мотор на машине Рубенса, и он стартовал из последних рядов, но правила равны для всех, тут не на что жаловаться, нужно работать. Мы проигрываем на первых кругах, по ходу гонки имеем преимущество, но обогнать машину современной Формулы 1 очень сложно, даже если у вас есть преимущество в три-четыре секунды с круга.
Вопрос: Между вашими гонщиками возник конфликт, вы смогли его погасить? В команде что-нибудь изменилось?
Жан Тодт: Я понимаю, о чем вы говорите, но это не моя проблема. Речь идет о небольшом противоречии, которое только прибавит мотивации гонщикам. В последние несколько лет много говорили о командной тактике в Ferrari, хотя за шесть лет гонщики лишь дважды поступили так, как мы их просили, в 2001-м и 2002-м году Рубенс помог Михаэлю, так что не стоит драматизировать ситуацию. Я понимаю чувства Рубенса, который был разочарован маневром Михаэля, я понимаю Шумахера, который попробовал обогнать машину, едущую впереди. Я не говорю о том, должен он был обгонять Рубенса или нет, это ведь часть гонок. Единственно важный момент - гонщики не должны ставить под угрозу работу команды, рисковать аварией. Этого не произошло, а значит и говорить не о чем.
Вопрос: Марио, после успешного уик-энда в Монако сегодняшний день был насыщен событиями...
Марио Тайссен: Вы говорите о свободных заездах? У нас действительно была пара проблем на второй сессии. В Нюрбургринге в качестве гонки поддержки соревнуются BMW с 15-ти, 16-ти, 17-ти летними пилотами, сегодня утром они провели две квалификации, так что я довольно рано прибыл на трассу. А что касается Формулы 1, у Марка и Ника были проблемы на второй практике. Сначала Марк покинул трассу, потом на машине Ника возникли неполадки. Мы не смогли собрать информацию, на которую рассчитывали, и инженерам придется поработать, чтобы выбрать резину.
Вопрос: Я знаю, что ваша компания не будет комментировать свои амбиции в Формуле 1 и создание собственной команды, но вы уже много времени провели в чемпионате. Каковы ваши личные амбиции? Наверное многие хотели бы видеть вас во главе команды?
Марио Тайссен: Мои амбиции ничем не отличаются от амбиций BMW, мы хотим добиться успеха, хотим выигрывать гонки и, в конечном счете, выиграть чемпионат. Как именно мы его выиграем - не так важно, и меня это тоже касается. Я доволен своим местом.
Вопросы с мест
Вопрос: Жан, вчера я спросил Михаэля, почему гонщики Ferrari не посетят встречу с болельщиками. Кто в вашей команде решает эти вопросы?
Жан Тодт: Честно говоря, я ничего об этом не слышал. Я знаю, что организаторами Гран При намечены определенные мероприятия, и мы согласились в них участвовать, но я приехал на трассу вчера поздно вечером и не знаю, о чем речь. Я поговорю с Лукой Колладжани, и через час он даст вам ответ, надеюсь, он не очень рассердится.
Вопрос: Жан, я хочу вернуться к вопросу о конфликте гонщиков. Вы должны понять, что наши редакторы видят двух пилотов, при этом один из них говорит, что второй хотел его убить. Теперь вы сказали, что не хотите, чтобы гонщики ставили под угрозу работу команды, рискуя аварией, стало быть отношения между Михаэлем и Рубенсом действительно испортились, как и утверждает итальянская пресса. Какова ситуация на самом деле, и что вы намерены с ней делать, она будет угрожать работе команды?
Жан Тодт: Вы много лет живете в этом мире и знаете, как много в нем зависит от эмоций. В начале своей карьеры я работал вплотную с гонщиками и видел, что иногда эмоции выходят из под контроля. Если в этот момент к гонщику подойдет журналист, то он может услышать много интересного.
Я сделаю все, чтобы Михаэль и Рубенс нашли общий язык. В понедельник немец был на дне рождения Рубенса, они с удовольствием беседовали, так что никаких противоречий в команде нет. Но это гонки, и у них одинаковые амбиции, одинаковая машина, равная поддержка, но все же основной соперник - ваш партнер по команде, и это не новая ситуация. Мы стараемся минимизировать эти трения, но до некоторого предела. Наша основная цель - интересы команды, компании, и в последние несколько лет мы держали ситуацию под контролем, наши гонщики много общаются, вместе обедают, хотя я часто вижу, как в других командах пилоты никогда не садятся за один стол. Михаэль и Рубенс много времени проводят вместе, обсуждают бизнес и частную жизнь, после шести лет вместе все не так уж плохо.
Вопрос: Значит работе команды ничто не угрожает?
Жан Тодт: Нет, нисколько.
Вопрос: Совершенной гоночной машины не может быть без эффективной резины, и очевидно, у Ferrari с этим проблемы. Из какой пропорции складывается результат? 30% успеха зависит от Ferrari и 70% от Bridgestone, или наоборот?
Жан Тодт: Прежде всего я хочу поблагодарить Bridgestone за поддержку, которую они оказывали Ferrari в последние несколько лет. Мы шесть раз подряд выиграли Кубок Конструкторов, Михаэль пять раз подряд выиграл титул, и если проанализировать каждую гонку, в которой мы добились успеха, вклад Bridgestone очень велик. Вероятно, это было нашим главным преимуществом перед соперниками.
В этом году мы действительно испытываем определенные проблемы в квалификации, но мы давние партнеры и вместе будем их решать. По поводу сроков я ничего вам сказать не могу, может быть это произойдет в этот уик-энд, может через две недели - я не знаю. То, что делает Bridgestone - это фантастика, и я не буду играть в эти игры с процентами, что зависит от шасси, а что от резины. Нам нужна резина Bridgestone, и мы хотим продолжать сотрудничество.
Вопрос: Жан, вы бы приветствовали команды, которые в межсезонье решат сменить резину Michelin на Bridgestone?
Жан Тодт: Этот выбор принадлежит Bridgestone, если они захотят подписать контракт с одной из ведущих команд, мы будем счастливы. Это поможет Ferrari, но это не нам решать. В нашем контракте никаких ограничений по этому поводу нет.
Вопрос: Господин Хауг, вы отказались от резины Bridgestone, считая, что эта компания больше помогает Ferrari, чем остальным командам?
Норберт Хауг: Я могу лишь повторить слова Жана. У нас до сих пор отличные отношения с Bridgestone, мы сотрудничаем в чемпионате DTM, вместе работали в GT и всегда чувствовали поддержку с их стороны. А по поводу резины, мы принимали решение внутри команды, и решили идти вместе с Michelin.
Я не стал бы утверждать, что возвращение Bridgestone в лидирующую группу на этом этапе невозможно, история гонок всегда развивается по спирали. В прошлом году журналисты жаловались на доминирование Ferrari, сейчас ситуация стала другой, но однажды она снова изменится. Посмотрите на лучшие круги гонки в Имоле и Монако, все может произойти очень быстро. О Bridgestone и Michelin я могу говорить только хорошее.
Вопрос: Марио, я знаю, что после гонки в Монако вы отправились в Мюнхен на машине, вы ехали через Швейцарию?
Марио Тайссен: Как и в прошлом, и в позапрошлом году.
Вопрос: Не останавливались в окрестностях Цюриха?
Марио Тайссен: Да, если вам нужно проехать 800 или 900 километров, время от времени приходится останавливаться! (смех) Но хочу сказать вам, что обошлось без смены жидкостей! (смех)