Агури Сузуки (Super Aguri), Ясухиро Вада (Honda), Тадаши Ямашина (Toyota), Хироши Ясукава (Bridgestone).
Вопрос: Первый вопрос всем четверым - ваши впечатления от Фудзи?
Хироши Ясукава: Быть здесь, на Фудзи - прекрасно и необыкновенно. Вчера мы прошлись по всей трассе - отличная зарядка, и были удивлены высокими мерами безопасности и удобством автодрома, все замечательно. В памяти всплывает 1976-й год, первый визит Формулы 1 на Фудзи - в тот раз шины мистеру Хосино-сан были предоставлены также Bridgestone.
В тот день, помню, шел сильный дождь. Выступление (Казуёси) Хосино было потрясающим, и гонка, безусловно, впечатлила многих. С тех пор все вспоминают Хосино и замечательные шины Bridgestone для дождевых условий. Впервые Япония принимала Гран При - знакомство с Формулой 1 удивило многих.
Вопрос: Это были первые шаги Bridgestone в Формуле 1?
Хироши Ясукава: Да, именно так. На нас это сильно подействовало.
Вопрос: Конечно, вы в то время еще учились в школе?
Хироши Ясукава: Нет, я очень старый. (Смех)
Агури Сузуки: Я хочу от души поблагодарить всех сотрудников Fuji Speedway. Организация на высшем уровне, они отлично поработали. Вчера мы с Хироши прогулялись по трассе - безопасность и средства обслуживания потрясают. Тридцать лет назад я также приезжал сюда - мне было 16 лет, когда я впервые увидел Гран При Формулы 1. Гонка оказала на меня очень большое влияние, я мечтал оказаться в паддоках. То, что я сейчас именно здесь - фантастика.
Вопрос: Входной билет сюда дорог, не так ли?
Агури Сузуки: (смеется) Очень дорог!
Вопрос: Вада-сан, вы здесь тоже были?
Ясухиро Вада: Да, хоть мне было и не 16. В 1976-м году я был одним из обозревателей и хотел поближе взглянуть на машины Формулы 1. Для меня это послужило серьезным опытом, и то, что я снова здесь спустя тридцать лет - удивительно.
Вопрос: Что вы думаете о трассе?
Ясухиро Вада: Все в полном порядке. Я буду рад вернуться в 2009-м на Сузуку, но проводить гонки Формулы 1 на двух трассах в Японии - очень хорошо.
Вопрос: Ямашина-сан?
Тадаши Ямашина: Сегодня утром, приехав на трассу, я был рад увидеть множество разгуливающих вокруг японцев. Атмосфера в корне отличается от той, что царит на европейских трассах. Очень волнуют мысли о том, что мы можем выступить на глазах большого количества японских болельщиков. Я рад, что мы присутствуем на Гран При Фудзи, так как я являюсь главой этой трассы и управляющим в Toyota Motor Corporation. Я знаю, любые проблемы будут решены лучшим образом.
Вопрос: Несколько вопросов каждому. Хироши-сан, вы проводите первый сезон в качестве монопольного поставщика резины - как, по-вашему, вы с этим справляетесь и получили ли Bridgestone то, что хотели?
Хироши Ясукава: Мы считали, что это произойдет в следующем, 2008-м году, но наш соперник внезапно выбыл из борьбы. Если честно, в конце прошлого года у нас было очень много забот, нужно было соблюсти нейтралитет по отношению к командам и решить проблемы безопасности. Но, думаю, сегодня уже очевидно - мы неплохо поработали. И с точки зрения регламента FIA приняла очень правильное решение.
На каждую гонку мы привозим два состава резины, и гонщики обязаны использовать оба. Это повышает и зрительский интерес. Если гонщик стартует на шинах с белой полоской, он должен остановиться хотя бы один раз. Если на пит-стопе ему снова ставят резину с полоской, то зрители понимают - его ждет еще один пит-стоп. Это привносит интерес, и люди говорят о шинах - это идет нам на пользу.
Вопрос: Ожидаются ли какие-нибудь изменения в 2008-м?
Хироши Ясукава: Я считаю, что все останется без изменений.
Вопрос: Как себя ведут шины здесь - ваши впечатления от тренировок?
Хироши Ясукава: Эта трасса всем в новинку, и сегодня все опробовали оба состава. Думаю, на квалификацию все выберут Soft.
Вопрос: Агури-сан, многие говорят, что второй сезон в Формуле 1 дается тяжелее, чем первый. Чего удалось добиться и как этот сезон прошел для вас?
Агури Сузуки: Второй сезон сложнее первого, это точно. На второй год мы обязаны добиваться каких-то результатов. Дела идут нормально, мы заработали несколько очков, провели несколько неплохих гонок, но все же нам нелегко.
Вопрос: У ваших гонщиков уже есть контракты на следующий год?
Агури Сузуки: Нет, этот вопрос еще не решен, но именно в данный момент мы кое-что обсуждаем. Я буду очень рад, если Таку и Энтони продолжат выступать за нашу команду, но решение еще не принято.
Вопрос: До нас доходили слухи, что команда или ее часть выставлена на продажу, на машине видны наклейки новых спонсоров…
Агури Сузуки: Вопрос финансов для нас очень сложен, найти спонсора крайне тяжело. Обсуждения идут не только со спонсорами, но и с партнерами. Я не хочу продавать свою команду, поэтому мне нужны очень хорошие партнеры.
Вопрос: У вас уже есть несколько партнеров…
Агури Сузуки: Я так не думаю. Сейчас Honda помогает моей команде, но с финансовой и технической точки зрения у нас есть причины искать партнеров.
Вопрос: Вада-сан, вы привезли несколько новинок. Думаю, вы их тестировали - какие-то вели себя лучше, какие-то хуже, как дела шли сегодня?
Ясухиро Вада: Вы знаете, что в этом сезоне у нас были трудности с балансировкой машины, и на прошлой неделе в Хересе мы опробовали некоторые конструкторские решения на будущий год. К сожалению, многие идеи не сработали, посмотрим, как будет дальше.
Вопрос: Должно быть, вы расцениваете этот сезон как сплошное разочарование?
Ясухиро Вада: И не говорите. (Смех) Этот сезон полон разочарований, были и взлеты, и падения, некоторые дни лучше вычеркнуть из памяти. Важно извлечь урок и двигаться дальше, такова наша задача.
Вопрос: Какие цели вы ставите перед собой в 2008-м?
Ясухиро Вада: Все участвуют в гонках для того, чтобы побеждать, так что… как только мы добьемся максимума, мы это сделаем.
Вопрос: Ямашина-сан, мы слышали, что на эту гонку вы приготовили нечто особенное, можете рассказать поподробнее?
Тадаши Ямашина: Вы можете видеть, что на нашей машине установлено несколько новых элементов, например, заслонка воздуховода передних тормозов и торцевая пластина. Разницы в днище вы заметить не можете, но она есть. Кроме того, для Фудзи мы подготовили особую коробку передач. Некоторые элементы были готовы раньше, мы их уже испытывали - например, в Бельгии и раньше мы использовали небольшое крыло на воздухозаборнике. Сегодня я взял с собой одного из ответственных за подготовку к Фудзи сотрудников, и если мы что-то потеряем…
Вопрос: Вы довольны сегодняшними результатами?
Тадаши Ямашина: Сегодня мы провели первую и вторую тренировки, они мало влияют на конечный результат, но гонщики говорят о стабильности, и я очень доволен. Правда, результаты ниже, чем я ожидал.
Вопрос: Вас часто спрашивают о втором гонщике, когда ждать официального объявления?
Тадаши Ямашина: Команда просила меня ничего об этом не говорить. Решение еще не принято, но должно приниматься совместно - мною и другими членами команды. Например, японские журналисты очень просят меня взять Казуки Накаджиму или другого японского гонщика, но я все еще думаю над этим. Конечно, Ральф входит в число кандидатов, я должен учитывать все возможности.
Вопрос: Но есть какой-то крайний срок, когда мы можем об этом узнать?
Тадаши Ямашина: Нет, это может случиться и в марте следующего года…
Вопросы с мест
Вопрос (Хайнц Прюллер - ORF TV): Два вопроса мистеру Хироши. Похоже, отличие между двумя составами резины на этой трассе больше, чем на других. У некоторых гонщиков я замечал разницу в 8-9 десятых. Какова на самом деле разница во времени на круге? И следующий вопрос - я пытаюсь припомнить, показывал ли в 1976 году лучшее время гонки японец? Это был Хосино на Bridgestone?
(По нашим данным быстрый круг в той гонке показал Масахиро Хасеми на Dunlop -прим. ред.)
Хироши Ясукава: : Да, это был Казуёси Хосино. Что касается вашего первого вопроса - многое зависит от настроек, я сегодня также интересовался происходящим на трассе, заходил в боксы и осматривал шины. На некоторых машинах шины были очень гладкими, на других слегка истерлись. Думаю, настройки имеют очень большое значение и влияют в том числе и на разницу во времени круга.
Вопрос (Хайнц Прюллер - ORF TV): Но эта разница велика?
Хироши Ясукава:: Сложно сказать, я не знаю.
Агури Сузуки: Зависит от команды. Некоторые команды используют шины с большей эффективностью, чем другие. Например, если моя команда использует разные составы резины, разница порой невелика, а у соперников она может быть больше, все зависит от настроек. Очень трудно сказать, насколько сильно отличаются между собой составы.
Вопрос (Ники Такеда - Formula PA): Вада-сан, похоже, все команды согласились с определением "конструктора". Как вы понимаете определение "клиента"?
Ясухиро Вада: Не думаю, что у нас уже есть некое устойчивое соглашение, потому что мы ничего не подписывали… по крайней мере, пока мы не видели Договора Согласия на следующий год, поэтому я считаю, что обсуждение еще идет, и надеюсь, скоро решение будет принято.
Вопрос (Ники Такеда - Formula PA): Вада-сан, что вы планируете на следующий год в отношении сидящего за вами джентльмена (Агури Сузуки)?
Ясухиро Вада: То же, что и в этом году. Мы будем поставлять моторы, коробку передач и оказывать техническую поддержку. Все зависит от обстоятельств. Мы хотели бы оказывать максимальную поддержку, все зависит от него.
Агури Сузуки: Мы по-прежнему добрые друзья.
Вопрос (Кен Кавакита - Sportiva): Продолжая ту же тему - планируете ли вы поставлять шасси, если достигнете соглашения в определении того, что такое клиентская машина?
Ясухиро Вада:Существует несколько дискуссий касательно так называемых клиентских машин. Одна ведется в отношении определения "конструкторы", а вторая - в отношении "клиентских машин" и дележа денег от FOM. Эти обсуждения ведутся одновременно, и все зависит от их результата.
Вопрос (Кен Кавакита - Sportiva): Это означает, что Агури-сан не должен строить слишком грандиозных планов на следующий сезон?
Ясухиро Вада: Надеюсь, он сможет продолжить выступать со своей командой. Все зависит от того, какое будет принято решение, но я уверен, что на это не потребуется много времени.
Агури Сузуки: В данный момент об этом трудно рассуждать, так как Договора Согласия еще нет. После того, как он появится, мы сможем обсуждать будущее.
Вопрос: Это значит, что вам приходится нелегко, времени не так много…
Агури Сузуки: Да, но у меня есть кое-какие соображения. Я не знаю, будет ли принято решение в ближайшее время.
Вопрос (Ники Такеда - Formula PA): Агури-сан, Вада-сан и Ямашина-сан, существует вероятность того, что Договор Согласия не будет подписан вовремя. Вы бы обрадовались, если бы новый Договор начал действовать с 2009-го?
Ясухиро Вада: По поводу даты ходит много толков. Думаю, мы очень близки к окончательному решению. Последние два-три года мы только об этом и говорим… Во времена Ассоциации Производителей Гран При мы проводили много часов и дней за обсуждением Договора Согласия - не только коммерческой части и определения "конструкторов", мы рассматривали еще множество тем, потратили немало времени на то, чтобы прийти к взаимопониманию, так что надеюсь на скорое принятие решения.
Тадаши Ямашина: Согласен.
Агури Сузуки: У меня несколько иное мнение. В этом году мы встречались уже семь или восемь раз, в чем-то пришли к соглашению, в чем-то - нет, и я не знаю, когда соглашение будет готово.
Вопрос (Кен Кавакита - Sportiva): Ямашина-сан, зависит ли выбор гонщика на следующий год от будущего Фернандо Алонсо, которое многим кажется неопределенным?
Тадаши Ямашина: Я не знаю, придет ли Фернандо Алонсо в Toyota или нет. Если у него возникнет такое желание, я должен буду это обдумать. Не знаю, чего захочет Фернандо… Мы должны думать только о своей команде.
Вопрос (Кен Кавакита - Sportiva): Но в случае ухода Фернандо на рынке гонщиков начнутся интересные перестановки.
Тадаши Ямашина: Если Toyota будет участвовать в этом процессе, мы должны радоваться, однако порой мы не принимаемся во внимание из-за неудовлетворительного уровня выступлений нашей машины. В любом случае, в первую очередь мы должны думать о себе.
Вопрос (Тед Кравиц - ITV): Вопрос Мистеру Вада. Сохранит ли Honda в следующем году раскраску земного шара?
Ясухиро Вада: Мы это планируем, но цвета не обязательно будут такими же.
Вопрос (Ники Такеда - Formula PA): Вада-сан, какова конкретная цель вашего участия в Формуле 1? В этом году ваши результаты, к сожалению, не очень высоки - вы делаете это ради инженерного опыта или для продвижения бренда?
Ясухиро Вада: Вы имеете в виду - для чего мы в Формуле 1? Ну, причина тут не одна. Это и вызов нашим инженерным способностям, и продолжение гоночного наследия Honda. В настоящее время нам нужно поразмыслить также и над некоторыми маркетинговыми аспектами сообщества Формулы 1, так что это не один фактор, а целая их совокупность.