Участники: Хайме Альгерсуари (Toro Rosso), Кими Райкконен (Ferrari), Роберт Кубица (BMW Sauber), Марк Уэббер (Red Bull Racing)
Вопрос: Роберт, в минувший уик-энд вы организовали картинговую гонку – расскажите, как все прошло, и как это связано с Формулой 1?
Роберт Кубица: Пожалуй, будет преувеличением говорить, что я организовал эту гонку – мы с Тимо Глоком давно подумывали о картинге, но идея всякий раз не срабатывала. Наконец, была назначена дата. Мы знали, что к нам, возможно, присоединится Михаэль Шумахер, поэтому пригласили и других гонщиков – получилось неплохо! Да, это не этап Формулы 1, но в картинге всегда присутствует дух соперничества, всегда есть тот, кто хочет оказаться быстрейшим, но в итоге мы здорово повеселились. Некоторые участники впервые сели за руль карта и на деле убедились, насколько трудно управлять им!
Вопрос: И кто же оказался быстрейшим?
Роберт Кубица: Михаэль, однако Витантонио Лиуцци также смотрелся очень неплохо.
Вопрос: А вы?
Роберт Кубица: Тоже не сплоховал. Все зависит от того, над чем ты работаешь: мы тестировали шасси в рамках подготовки к чемпионату мира, который состоится в сентябре. Со мной работал один из моих картингистов, и он оказался быстрее всех, если не считать гонщиков Формулы 1.
Вопрос: Поговорим о предстоящей гонке…
Роберт Кубица: Да, вернемся к реальности.
Вопрос: Вы дважды выступали на венгерской трассе…
Роберт Кубица: Именно.
Вопрос: Здесь два года назад вы провели свою дебютную гонку и даже пробились в призовую восьмерку, однако позже были дисквалифицированы. Для вас это уже пятидесятый Гран При – что можете сказать о Хунгароринге?
Роберт Кубица: Как вы заметили, в Венгрии состоялся мой дебют, эту трассу я хорошо знаю. Благодаря польским болельщикам на трибунах Хунгароринга всегда царит потрясающая атмосфера, но, к сожалению, на моем счету пока нет действительно хорошего результата – да, я зарабатывал очки, но никогда не добивался максимума. В этот раз шансы на победу минимальны, поэтому я всего лишь надеюсь на неплохую гонку.
Вопрос: Ваш лучший результат в Венгрии – четвертая позиция в квалификации и пятое место в гонке. Но многим нравится эта трасса, не так ли?
Роберт Кубица: Да, это один из тех автодромов, которые либо любишь, либо ненавидишь. Мне нравится Хунгароринг – он в каком-то смысле особенный. Возможно, трасса действительно мала для Формулы 1, но она очень требовательна к физической подготовке и настройкам машины. Важно найти максимально эффективный баланс, шинам также приходится нелегко – в общем, необходимо учитывать массу факторов…
Вопрос: Хайме, добро пожаловать в Формулу 1! Как вас правильно называть?
Хайме Альгерсуари: Знаю, мое имя звучит не так-то просто – Хайме Аль-гер-суари.
Вопрос: Что вы чувствуете, дебютируя в Формуле 1 после половины сезона? Сколько километров вам удалось проехать?
Хайме Альгерсуари: Честно говоря, я всего пару раз опробовал аэродинамику. Разумеется, я счастлив быть здесь, изучать машину, привыкать к новой обстановке, но, по сути, это всего лишь очередной этап карьеры. Я рад возможности выступать в Формуле 1 и с нетерпением жду начала уик-энда.
Вопрос: Можно подумать, что раз вы не выступали в GP2, то не знаете большинство трасс чемпионата. Как обстоят дела на самом деле?
Хайме Альгерсуари: К счастью, я знаю эту трассу, я здесь уже выступал. Мне в той или иной степени знакомы все европейские автодромы, однако трассы в Японии, Сингапуре и Бразилии действительно неизвестны – что ж, будет возможность их изучить.
Вопрос: Как отреагировали на ваш дебют в Испании?
Хайме Альгерсуари: Очень неплохо – они хотели видеть еще одного испанского гонщика.
Вопрос: Кими, через неделю вы стартуете в ралли Финляндии. Что скажете?
Кими Райкконен: Думаю, впереди особенная гонка. Я уже выступал в ралли, но по сравнению с этапом в Финляндии это напоминает клубные заезды – было бы неплохо добраться до финиша!
Вопрос: В Венгрию команда привезла лишь незначительные доработки. Какого эффекта вы ожидаете?
Кими Райкконен: Да, моя машина получит новые детали. Мы привезли доработанное переднее антикрыло – к сожалению, только один экземпляр – слегка усовершенствованное днище и модифицированное заднее антикрыло. Венгерская трасса во многом напоминает Монако, а там F60 выглядела очень неплохо – надеюсь, этот этап окажется удачнее.
Вопрос: В предыдущие два года вы всякий раз финишировали на подиуме, а до этого добивались победы и завоевывали поул. Ваше отношение к Хунгарорингу?
Кими Райкконен: По-моему, это вполне интересная трасса, довольно непростая с точки зрения пилотажа – здесь нелегко управлять машиной, однако гонки получаются немного скучными. Автодром напоминает Монако – возможно, обгонять немного легче, однако для успешной атаки нужно быть по-настоящему быстрее соперника. Мне нравится приезжать сюда – посмотрим, как все сложится.
Вопрос: Как насчет использования KERS на разгоне к первому повороту? Это лучшее место для атаки?
Кими Райкконен: Да, если удачно выйти из последнего поворота, KERS обеспечит преимущество. Система поможет и на старте, ведь от первого поворота нас отделяет достаточно длинная прямая. С KERS мы всегда ехали чуть быстрее, для нас её использование действительно выгодно.
Вопрос: Марк, для вас предыдущий этап чемпионата ознаменовался фантастической победой. Что происходило после гонки, и о чем выдумаете, готовясь к предстоящему Гран При? Первое место в Германии – словно гора с плеч?
Марк Уэббер: После Гран При Германии я был очень занят общением с многочисленными австралийскими СМИ – впрочем, даже без победы минувшая неделя получилась бы крайне загруженной. Действительно, словно гора с плеч – приятно, наконец, добиться результата. Хотелось сделать это чуть раньше, но у нас не было реального шанса. В Германии я стартовал с поула, и все сложилось по-настоящему здорово, а команда в итоге финишировала дублем, подтвердив высочайшую скорость.
Вопрос: А сегодня еще одна приятная новость – вам контракт продлен на следующий год!
Марк Уэббер: Да, я рад остаться с этими парнями еще на год. У нас сложились потрясающие отношения, мы вместе пережили очень непростые времена, но в условиях нового регламента сработали действительно неплохо – наша машина одинаково быстра на всех автодромах. Мы знаем, что к концу сезона многие команды резко взвинтят темп – уже в этот уик-энд Renault, Ferrari и McLaren наверняка поедут быстрее. Впрочем, я очень рад остаться в Red Bull: мы вместе проведем еще восемнадцать месяцев, а там посмотрим, как все сложится к концу следующего года.
Вопрос: Ваше мнение о трассе? Лучший результат – третья позиция в квалификации и пятое место на финише в 2003 году…
Марк Уэббер: Как уже заметил Кими, трасса очень напоминает Монако. Да, это не Спа, Сузука или Сильверстоун, однако к ней нужно адаптироваться – на втором секторе крайне важно держать правильный ритм. Хунгароринг совершенно не похож на другие автодромы, он узкий и извилистый, однако у меня не возникает никаких проблем – нужно просто чаще вертеть головой! Асфальт одинаков для всех, осталось выложиться по максимуму.
Вопрос: Оценивая результаты предыдущих гонок, насколько вы уверены в прогрессе Red Bull? По-вашему, Brawn GP немного отстали? Каков расклад сил?
Марк Уэббер: Что ж, в Турции Дженсон выступил очень сильно, а это был последний раз, когда мы гонялись при относительно жаркой погоде. В Сильверстоуне и Нюрбургринге оказалось чуть прохладнее, и мы дважды финишировали дублем. Не знаю, над чем работали в Brawn, но мы модернизировали машину и в ближайший уик-энд поедем еще быстрее. Впрочем, если они намерены подтянуться, их уже не остановить – мы выкладываемся по максимуму, но они тоже не стоят на месте. Не думаю, что соперники решат замедлиться, но наши результаты в предыдущих гонках объясняются лишь тем, что мы сами поехали быстрее.
Вопросы с мест
Вопрос: (Иан Паркес – The Press Association) Хайме, уже звучали мнения, что из-за недостатка опыта, отсутствия тестов и наличия, возможно, более достойных кандидатов, вы не должны дебютировать в Формуле 1 в столь юном возрасте. Ваш ответ?
Хайме Альгерсуари: Я знаю, что мне не хватает опыта, что должен проехать как можно больше километров, и ради этого и нахожусь здесь. Это новый чемпионат, новая машина – нужно заново адаптироваться. Хунгароринг – не самая простая трасса для дебюта, но такова ситуация, нужно выкладываться на 100%. В этом сезоне главное – набраться опыта.
Вопрос: (Эд Горман – The Times) Марк, не могли бы вы рассказать о доработке машины перед Гран При Венгрии? Может быть, какие-то специальные модификации?
Марк Уэббер: Очень незначительные, ничего серьезного. Доработки в механике и аэродинамике, не столь серьезные, как в предыдущих гонках.
Вопрос: (Питер Уиндзор – Speed TV) Марк, среди команд, которые, по-вашему, должны прибавить ближе к концу сезона, не оказалось BMW. Думаете, у Роберта уже нет шансов?
Марк Уэббер: Мы знаем – Роберт отличный гонщик, и в прошлом году у него был реальный шанс выиграть титул. Сейчас F1.09 не хватает стабильности, но как только он получит действительно быструю машину, снова вернется в группу лидеров.
На Нюрбургринге с новой аэродинамикой выступала только одна машина McLaren, и Льюис подобрался практически вплотную к первым рядам, да и Фернандо Алонсо выглядел очень сильно – соперники постепенно возвращаются, а Ferrari уже уступает совсем немного. Возможно, кому-то эта трасса подойдет чуть лучше – посмотрим, как все сложится, но ближайшая гонка обещает быть очень напряженной.
Вопрос: (Марко Деглиносенти – La Gazzetta dello Sport) Кими, какова ваша цель в завершающей части сезона и цель Ferrari?
Кими Райкконен: Мы постараемся закончить сезон на третьей строчке в зачете Кубка Конструкторов. Что касается меня лично – я попробую заработать как можно больше очков.
Вопрос: (Алан Болдуин – Reuters) Марк, если не учитывать общее внимание соотечественников к вашей недавней победе, был ли замечен какой-нибудь интерес со стороны австралийских спонсоров? Когда вы только пришли в Формулу 1, вас поддерживало несколько австралийских компаний, но сейчас не осталось ни одной…
Марк Уэббер: Им трудно соперничать с европейскими брендами, особенно если учитывать нынешний курс австралийского доллара. К тому же, я целиком предан семье Red Bull и не хочу, чтобы логотип Fred's Lawn Mower Service на рукаве моего комбинезона негативно влиял на нашу торговую марку.
Вопрос: (Свен Пистор – ARD Radio) Марк, как бы вы охарактеризовали нынешние отношения между вами и Себастьяном Феттелем?
Марк Уэббер: Как потрясающие! Мы словно братья, и так было со всеми моими напарниками. У нас профессиональные отношения – пожалуй, это самый популярный вопрос со стороны немецких СМИ, однако мы не соперничаем друг с другом вне трассы, и оба приехали сюда ради гонки.
Вопрос: (Сара Хольт – BBC) Вопрос для Хайме. Если говорить об отношениях с напарником, Себастьен Буэми как-то помогал вам? Два новичка в одной команде – пожалуй, у него самого немногим больше опыта…
Хайме Альгерсуари: Как мне кажется, каждый работает самостоятельно – у Себастьена много работы, он тоже учится. Мы практически не общались, но у нас еще будет время, ведь, в конечном итоге, нам обоим нужно набираться опыта.
Вопрос: (Йорис Фиорити – AFP) Хайме, о чем вы сейчас думаете? Вы нервничаете, или же наоборот, уверены в себе? Чего можно ожидать от предстоящей гонки?
Хайме Альгерсуари: Я спокоен, поскольку знаю свои способности, знаю, чего от меня ждут, и, самое главное, что я должен делать. Как я уже говорил, это очередной этап карьеры, однако в конечном итоге всё сводится к рулю и двум педалям. Цель – набраться опыта.
Вопрос: (Карлос Микель – Diario AS) Хайме, утром вас навестил Фернандо Алонсо. О чем вы разговаривали, и как складываются ваши отношения с двукратным чемпионом мира?
Хайме Альгерсуари: Да, мы разговаривали этим утром – Фернандо поздравил меня с подписанием контракта. Он был очень рад за меня и посоветовал наслаждаться моментом – пожалуй, на его месте я сказал бы то же самое.
Вопрос: (Эд Горман – The Times) Еще один вопрос для Марка – не могли бы чуть подробнее сравнить скорость RB5 с темпом машин Brawn GP, учитывая тот факт, что погода в Венгрии больше подходят вашим соперникам. Думаете, вам удастся навязать им борьбу?
Марк Уэббер: Конечно! Мы смогли подтянуться в зачете Кубка Конструкторов, причем не только за счет последних двух гонок. Зачастую погода была жаркой, но пусть победа и доставалась Дженсону, мы сработали очень неплохо и сейчас идем на втором месте. Отставание не так уж и велико, мы готовы бороться на любой трассе.
Нам не удалось испытать эту аэродинамику в экстремально теплых условиях – сейчас мы не можем позволить себе приехать в Херес и провести необходимую обкатку, остается лишь работа во время уик-энда. Трудно предугадать расклад сил в воскресной гонке, но мы, определенно, будем конкурентоспособны.
Не знаю, будет ли у нас такое же преимущество, как в предыдущих Гран При, но подобные сомнения возникали и перед Нюрбургрингом – нам казалось, что Brawn и другие соперники смогут подтянуться, однако все сложилось даже удачнее, чем в Сильверстоуне. С тестами картина была бы более очевидной, а так все становится ясно лишь во время гонки, и в этой игре ставки гораздо выше…
Вопрос: (Марк Уэббер) А у меня самого вопрос к Кими – кто будет читать тебе легенду во время ралли Финляндии? Этот человек достаточно смел?
Кими Райкконен: Да, он был штурманом Томми Мяккинена, так что все должно быть в порядке.
Марк Уэббер: На самом деле, решение Кими заслуживает уважения – для этого нужно иметь немало храбрости, поэтому я желаю ему успеха в одном из самых непростых ралли на планете. Снимаю шляпу – и удачи!
Кими Райкконен: Спасибо!
Вопрос: (Истван Саймон – Autopiac) Роберт, год назад вы приехали в Венгрии в качестве одного из главных претендентов на титул, а на трибунах было немало польских флагов, но сейчас совершенно иная ситуация. Как это сказалось на вашем настрое и подготовке к предстоящей гонке?
Роберт Кубица: Это никак не отразилось на моей подготовке в гонке – я как обычно работаю и над физической формой, и над настройками. Каждая этап по-своему уникален, мы стараемся выжать из машины максимум. Разумеется, в этом сезоне наша скорость не настолько высока, как годом ранее, но мы все равно работаем на пределе.
Вопрос: (Алан Болдуин – Reuters) Марк, могу я спросить вас как одного из самых возрастных гонщиков, выигрывавших Гран При – разумеется, без каких-либо предубеждений на этот счет – что бы вы чувствовали, если бы сами дебютировали в Формуле 1 в девятнадцать лет?
Марк Уэббер: Пожалуй, я был бы не готов к такому шагу, однако сегодня молодые гонщики «созревают» гораздо раньше. Мне не по душе ситуации, когда Формула 1 становится школой жизни, но сейчас этого уже нет – если ты дебютируешь, ты должен быть полностью подготовлен, здесь некогда учиться. Да, некоторые уже в процессе приобретают какие-то навыки, но без тестов им приходится намного тяжелее. Впрочем, в будущем таких участников будет намного больше, однако ситуация далека от той, что наблюдалась несколько лет назад, когда новичок позорно уступал лидеру по восемь секунд на круге. Хайме это не грозит, он достаточно быстр и очень скоро многому научится, однако возраст дебютантов постоянно снижается, и уже после Формулы Ford они хотят попасть в Формулу 1. Некоторое время назад самым молодым новичком был Кими, а затем разница в возрасте стала еще больше – да, можно неплохо сэкономить, если из Формулы Ford отправиться в Формулу 1, однако здесь всё намного сложнее.
Перевод: Валерий Карташев