Канадский этап возвращается в календарь после годичной паузы. И это здорово, ведь у трассы на автодроме имени блистательного Жиля Вильнева есть собственный характер. Быть может, с коммерческой точки зрения это не самый успешный этап, да и крошащийся под колесами асфальт не делает чести организаторам, но когда речь заходит о Монреале, у любого гоночного болельщика в глазах всегда загорается огонек. Ведь на небольшом островке Нотр-Дам, узкой полоской вытянувшегося вдоль реки Святого Лаврентия, без малого четверть века назад построили пусть и незамысловатую, но очень интересную трассу.
Монреальское кольцо сочетает несочетаемое. Четырежды по ходу круга пилоты достигают отметки в 300 км/ч, но здесь практически нет зон безопасности. Средняя скорость прохождения круга на треть выше, чем в Монако – однако гонщикам надо точно так же мчаться в считанных сантиметрах от ограждения. Наконец, здесь водятся разнообразные представители животного мира, которые регулярно вносят свою лепту в ход Гран При.
Термины «повышенный износ тормозов» и «трасса Жиля Вильнева» рука об руку шагают по жизни уже не один десяток лет и расставаться пока не собираются. Помимо этого, инженерам предстоит немало поломать голову над тем, что предпочесть в выборе настроек – скорость в конце прямых или стабильное поведение машины в поворотах. Кроме того, по опыту прошлых лет даже шины типа Soft в Монреале вели себя не лучшим образом, а в этом году пилотам предстоит использовать на части дистанции более жесткий состав Medium.
В 1995 году таких проблем не возникло, шины у всех были совершенно другие – широкие слики Goodyear. Пилоты жаловались на трудности с поиском регулировок и неровное покрытие, но это не помешало молодому гонщику Benetton Михаэлю Шумахеру выиграть поул – уже третий в четырех последних гонках, а затем уверенно стартовать на сырой после недавнего дождя трассе.
Не столь удачным получилось начало гонки для партнера немца Джонни Херберта, который не смог разъехаться с McLaren Мики Хаккинена. Еще один гонщик из числа лидеров – представитель Williams Дэвид Култхард – и вовсе не удержался на скользком асфальте. Вскоре трасса высохла окончательно, и до финиша погода не вмешивалась в ход борьбы.
Михаэль Шумахер медленно, но неумолимо увеличивал отрыв от своего главного соперника тех лет – Деймона Хилла из Williams. Самому же британцу никак не удавалось стряхнуть с заднего антикрыла пару пилотов Ferrari, Жана Алези и Герхарда Бергера. Более того, неудачно наткнувшись на пилота, отставшего на круг, Хилл и вовсе утратил второе место – Алези проскочил вперед. Через несколько кругов маневр напарника, причем без всякой посторонней помощи, сумел повторить и Бергер.
Увы, вскоре австриец выбыл из борьбы за подиум – топливо в баке подошло к концу, и гонщику пришлось добираться до боксов на самой малой скорости. К середине дистанции технические проблемы настигли и многих других – особенно часто отказывали моторы. За 20 кругов до финиша остановился и Хилл: из-за сбоя гидравлики коробка «зависла» на шестой передаче.
Казалось, победе Шумахера ничто не угрожает – занимающий второе место Алези отставал от немца на полминуты, а сам примерно столько же выигрывал у едущих следом гонщиков Jordan, Рубенса Баррикелло и Эдди Ирвайна. И тут у Михаэля прозошел сбой электроники коробки… Пока он добирался до боксов на третьей передаче, пока там разбирались с проблемой – соперники уходили вперед.
Канадская гонка пришлась на 31-й день рождения Жана Алези. О лучшем подарке гонщик и не мечтал. Он проводил в Формуле 1 уже седьмой сезон, и хотя с самого начала все называли француза очень талантливым, он так ни разу и не побывал на вершине подиума. Канадские болельщики тоже были в восторге, ведь именно за Алези во франкоговорящем Монреале многие болели. И когда гонщик пересек линию финиша, барьеры оказались не в силах сдержать эмоции – люди хлынули на трассу.
Жан так больше никогда и не выиграл в Формуле 1, но тот июньский день 1995 года он до сих пор называет счастливейшим в своей жизни.
…И ещё десять памятных Гран При Канады
1961 – Первая в истории страны гонка Гран При разыграна на трассе в Моспорт-парке в классе спортивных машин. Победа досталась местному спортсмену Питеру Райану на Lotus.
1967 – Дебют Страны кленового листа в календаре Формулы 1. Начавшийся под финиш дождь спутал все карты лидерам, а выиграл Джек Брэбэм на машине собственной команды, хотя начинал гонку он только с восьмой позиции.
1973 – Первое в истории Формулы 1 появление машины безопасности на трассе. Из-за ливня произошло несколько аварий, и судьи решили нейтрализовать гонку. Первый блин вышел комом – водитель машины безопасности занял в пелотоне неверную позицию, что привело после финиша к долгим спорам, и в итоге сильнейшим признали Питера Ревсона (McLaren).
1982 – В аварии на старте оборвалась жизнь молодого итальянца Риккардо Палетти. Дебютант из команды Osella врезался в замершую на решетке Ferrari Дидье Пирони - чтобы извлечь его из искореженной и объятой пламенем машины ушло целых полчаса. Врачи после этого были уже бессильны…
1989 – Первую в истории победу альянсу Williams-Renault под монреальским дождем принес Тьерри Бутсен. Для бельгийского пилота этот визит на вершину подиума также стал первым в карьере.
1991 – Найджел Мэнселл мчался к заслуженной победе, оставив соперников далеко позади. На последнем круге британец даже начал приветствовать болельщиков… и мотор его Williams предательски заглох в шпильке. Первым финишировал Нельсон Пике из Benetton, одержавший свою 23-ю и последнюю победу в Формуле 1.
1999 – После аварий Михаэля Шумахера, Дэймона Хилла и Жака Вильнева свое нынешнее название получила знаменитая Стена Чемпионов. Мика Хаккинен, который к тому моменту также имел титул, смог избежать неприятностей и выиграл гонку.
2001 – Первый случай в истории чемпионата мира, когда первым и вторым в Гран При финишировали родные братья. Михаэль Шумахер на Ferrari лидировал со старта, но за счет более позднего пит-стопа лидерство у него отобрал представляющий Williams Ральф Шумахер. «Хорошо, что их не трое», - пошутил на пресс-конференции финишировавший следом Хаккинен.
2007 – Гонка, в которой одержал первую победу Льюис Хэмилтон и угодил в ужасную аварию Роберт Кубица, запомнилась тем, что по ходу дистанции Такума Сато на машине забытой ныне команды Super Aguri обошел на трассе Ferrari Кими Райкконена и McLaren Фернандо Алонсо.
2008 – Через год после происшествия, едва не стоившего ему жизни, Кубица одерживает первую в карьере победу, а успех его команды BMW Sauber закрепляет финишировавший вторым Ник Хайдфельд. Не заметив красный свет на выезде с пит-лейна, Льюис Хэмилтон врезается в остановившуюся машину Кими Райкконена.